Минэнерго Казахстана намерено стать максимально "зеленым"

7970

Энергетическое ведомство республики планирует усилить природоохранную составляющую своей деятельности.

Минэнерго Казахстана намерено стать максимально "зеленым"

Новый министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев на отчетной встрече с населением в понедельник заявил о своем намерении уделить максимальное внимание такому аспекту деятельности своего ведомства, как природоохранная деятельность. О серьезности намерений нового руководителя Минэнерго в этой части свидетельствует то обстоятельство, что суммарно тема природоохранной деятельности ведомства в его выступлении и развернутость его ответов на вопросы, касающихся охраны окружающей среды, заняли как минимум не меньше времени, чем рассуждения министра на тему будущего нефтегазового сектора. А подводя итоги отчетной встречи, глава ведомства вопрос природоохранной встречи и вовсе сделал "номером первым".
"Читаю сейчас разные мнения и СМИ, и вижу, когда говорят: доверили козлу огород или капусту, – сказал Канат Бозумбаев, – мол, энергетика – один из самых крупных загрязнителей, совершающих крупные эмиссии в окружающую среду, а с другой стороны – тут же охрана окружающей среды. Скептикам могу сказать – ровно такая же ситуация в пятой-шестой экономике мира - во Франции, где министр энергетики и охраны окружающей среды выполняет ту же роль. Заверяю, что не менее ретиво буду исполнять функции по охране окружающей среды, потому что ответственно отношу к этому вопросу: я - гражданин этой страны, наши дети, внуки тут будут жить. Как бы мы не развивали экономику, везде должен быть разумный предел, когда выбросы в окружающую среду должны быть жестко регламентированы и лимитированы. Здесь мы будем четко мониторить ситуацию, будем настороже".

От Кашагана до Калачей

В первую очередь, казахстанский министр опроверг обвинения министра экологии и природных ресурсов Азербайджана Гусейна Багирова в загрязнении Каспия: в декабре прошлого года глава азербайджанского природоохранного ведомства заявил, что причиной загрязнения Каспийского моря являются законсервированные с советского времени скважины, дислоцированные в казахстанском секторе этой акватории.
"Мы добычу, насколько я знаю, как министр энергетики, на море не ведем, только хотим запустить Кашаган к концу года. Да, у Казахстана есть несколько десятков полузатопленных законсервированных скважин, но, насколько мне известно, скважины надежно законсервированы, проблем в настоящее время с ними нет. Поэтому говорить о том, что мы загрязняем море, не приходится в настоящее время", - сказал Канат Бозумбаев в ответ на просьбу прокомментировать эти высказывания.
Более того, министр энергетики подчеркнул, что ни один нефтедобывающий проект на Каспии Казахстан без согласия общественности и экологов реализовывать не будет.
"Есть опасения, в первую очередь, жителей региона о том, что при разработке морских месторождений будет нарушена экосистема региона, - сказал он. - За этим процессом мы будем очень пристально наблюдать. Любое принятие решения в соответствии с действующим законодательством будет приниматься после обсуждения с общественностью. Если общественность не поддержит, мы эти проекты, какими бы они ни были, не будем реализовывать, переживать не надо".
А затем перешел к одному из казахстанских феноменов – казахстанскому селу Калачи Акмолинской области, жители (и многие гости) которого на протяжении нескольких последних лет были подвержены так называемой "сонной" болезни.
"В последнее время случаев засыпания нет, - заметил Канат Бозумбаев. - Не знаю с чем это связано, может быть с тем, что кто засыпал, уже переехали. Также можно смотреть с этой точки зрения. Я осторожно подхожу к этому вопросу. Слово сейчас за учеными, которые изучают эту ситуацию. До конца года они завершат работу, а затем мы какие-то результаты открыто, гласно доложим обществу".
Отметим, что село Калачи расположено вблизи функционировавших в советское время урановых шахт, в недрах которых временами происходит концентрация угарного газа, находящего затем выход наружу. Однако министр подчеркнул: делать какие-то окончательные выводы относительно феномена Калачей он не намерен.
"Да, поселки расположены вблизи бывших рудников, были предположения, что там радиационный фон повышенный, были проведены замеры, подтвердилось, что это не так, в пределах допустимых норм для данной местности. Были предположения, что этому причины - выделение фракции углеводородов, в том числе радон, газ, были проведены замеры в жилищах у людей, которые засыпали. Но исследования до сих пор продолжаются, - сказал Канат Бозумбаев. - В определенные периоды времени зафиксировано выделение летучих ароматических фракций, они превышали предельно допустимую норму, зафиксированы были и выделения радона. Поэтому круглогодичные исследования должны поставить по этим параметрам точку".
Мусору и промотходам – вторую жизнь!

Еще одним достаточно подробным пунктом в выступлении главы Минэнерго стали планы его ведомства в решении проблемы накопленных бытовых и промышленных отходов в стране. По словам Каната Бозумбаева, министерство энергетики определило одной из своих приоритетных задач как минимум двукратное сокращение темпов новых накоплений – с 6 до 3 миллионов тонн в год. А также возврат в оборот уже хранящегося на полигонах твердых бытовых отходов (ТБО) вторичного сырья на сумму не менее 46 миллионов тенге.
В связи с этим он напомнил, что в экологическом законодательстве определена норма по стимулированию местными исполнительными органами уменьшения объемов образования ТБО, однако она сегодня просто не реализуется. "Мы будем работать с акиматами по выделению средств для стимулирования предприятий, перерабатывающих твердые бытовые отходы, - пообещал глава Минэнерго. - Кроме того, ведутся работы по управлению бесхозными опасными отходами: на сегодня в республиканскую собственность принято 11 объектов для дальнейшей ликвидации. В сфере охраны окружающей среды будет усилена роль органа экологического регулирования и контроля. Мы возрождаем Комитет экологического регулирования и контроля. Это позволит акцентировать работу ведомства по решению поставленных задач".
Чуть позже его попросили рассказать поподробнее об этих планах ведомства – и тогда Канат Бозумбаев разделил проблему ликвидации отходов на два направления: на работу по ликвидации бытовых отходов и на деятельность по ликвидации отходов промышленных.
"Если говорить о бытовых отходах, то для этого нам нужна тесная работа и план мероприятий совместных между министерством и акиматами областей, потому что на сегодня просто сбор и сортировка отходов – это те вещи, которые не являются экономически сами по себе привлекательными, - заметил он. - Поэтому без поддержки и, может быть, субсидирования некоторого со стороны местных исполнительных органов эта работа эффективно в стране вестись не будет. Города у нас маленькие, территория большая, разбросаны населенные пункты по ней сильно, поэтому говорить о том, что мы эффективную перерабатывающую отрасль сейчас наладим, не приходится. Поэтому мы сделаем соответствующий план мероприятий со всеми акиматами областей по поддержке раздельного сбора мусора, по сортировке мусора, и потом по его переработке. Это позволит вернуть в оборот десятки миллиардов тенге вторсырья. К сожалению, эта работа пока в стране в зачаточном состоянии, мы здесь будем активно двигаться".
"Что касается промышленных отходов, их огромное количество в стране накоплено, те отходы промышленные, которые представляют опасность, если они находятся на балансе у компаний и организаций, мы будем принимать меры, чтобы они их утилизировали, если они бесхозные, мы через суд, как и ранее было, принимать будем в республиканскую собственность, потом изучать, какими методами мы их будем утилизировать, готовить документы, выходить на минфин и на республиканскую бюджетную комиссию, чтобы включить расходы по их утилизации в состав республиканского бюджета, - продолжил министр. - Других путей бороться с опасными отходами просто сейчас нет. Но есть возможности, когда эти отходы могут стать составляющей частью какого-то производства по добыче сырья – это различного рода там амбарная нефть, замазученные грунты, для этого есть технологии, это можно рассматривать как бизнес. И первые подобные работы мы проведем уже в этом году – мы в Мангистауской области взяли на баланс "Жасыл Даму" самый большой амбар нефтяной на баланс, в этом году мы проведем тендер открытый – и этот амбар будет источником для дальнейшей добычи и переработки нефти и рекультивации этой территории. Мы систематизацию проведем промышленных отходов и по каждому классу отходов планируем в ближайшие годы найти пути, как их обращать в промышленный оборот и утилизировать", - пообещал он.

Экспо-форсайт

Свои сильные природоохранные стороны министерство энергетики республики намерено продемонстрировать и на выставке Экспо, которая пройдет в следующем году в Астане и будет посвящена безусловно "зеленой" теме "Энергия будущего". Канат Бозумбаев напомнил, что его ведомство отвечает за формирование части содержания казахстанского павильона на этой выставке.
"Мы отвечаем за наполнение его отечественными разработками, мы уже 27 изобретений наших отечественных ученых через научно-технический совет отобрали, эти разработки уже передали в национальную компанию для дальнейшего изготовления в натуральную величину и для показа дальнейшего на выставке, - пояснил министр. - Но работа эта у нас продолжается, здесь все зависит от наших ведущих ученых и изобретателей, которые находятся у нас в научном совете и которые нам чиновникам должны говорить – это подходит для показа, это нет. Кроме того, мы проверяем все эти разработки на патентную частоту, к сожалению, несколько десятков таких разработок, которые мы проверяли, их было гораздо больше, не 27, они не прошли этой проверки", - признал он.
Помимо этого, в рамках Экспо Казахстан намерен продемонстрировать свои достижения в сфере возобновляемых источников и зеленой экономики. "То, что у нас сегодня есть: у нас сегодня 48 возобновляемых источников энергии в стране есть, и многие из них на современном уровне находятся, - заметил г-н Бозумбаев. - Кроме того, у нас есть примеры различные интенсивного ведения сельского хозяйства, зеленых технологий, энергоэффективности, все это мы будем отбирать и тоже показывать. И рассказывать миру о том, в какую сторону мы будем двигаться".
А двигаться страна собирается в ту же сторону, что и весь мир: по словам главы Минэнерго, в ходе выставки организаторы намерены показать свое видение глобальной энергетики будущего к 2050 году. "Мы хотим сделать форсайт (научно обоснованный прогноз дальнейшего развития отрасли в будущем – прим. авт.), потому что наша энергетика в значительной степени традиционная, на угле и на нефти основывается, а мир чуточку в другую сторону сейчас двигается, - сказал Канат Бозумбаев. – И мы надеемся, что к форсайту мы привлечем 30 самых сильных экспертов мировых и футурологов, не думаю, что это будут какие-то большие деньги, потому что им будет интересно на Экспо свое мнение выразить. Потом мы это синтезируем и некий взгляд на роль Казахстана в этом энергетическом будущем мы тоже должны будем показать".
Ну, и, наконец, министерство энергетики намерено к Экспо провести конкурс "для народных стартап-проектов": в ведомстве рассчитывает, что этот конкурс привлечет "со всех концов мира в Казахстан большое количество изобретателей, которые хотели бы получить некий чек, грант для продолжения своей работы". "Мы к этому проекту привлекаем ведущие мировые энергетические компании для того, чтобы они стали бизнес-ангелами этого конкурса, - пояснил глава Минэнерго, - чтобы они профинансировали в дальнейшем работу победителей этого конкурса. Думаю, эти разработки для них будут интересны, в ближайшие месяцы это мы будем анонсировать в мировом сообществе".

Бензин "курит" в стороне: конкуренция газомоторного топлива с электрокарами  

Один форсайт министр, впрочем, представил уже на встрече с населением в понедельник – по его мнению, будущее на внутреннем рынке автомобильной техники принадлежит гибридным двигателям, которые способны работать на газомоторном топливе. А конкуренцию им со временем способны составить электромобили после того, как их себестоимость станет сопоставимой со стоимостью авто с двигателями внутреннего сгорания.

"У нас поставки на внутренний рынок сжижженного газа растут просто огромными объемами, потому что если перевести то же газомоторное топливо на килограмм или литр, получается в два раза дешевле, чем бензин. И оборудование этим мотором сегодня автомобиля бюджетного стоит это тысячу - полторы тысячи долларов. Поэтому для многих, конечно, кто считает расходы на автомобильное топливо, это очень выгодно и многие переходят на него, во многих регионах, - констатировал Канат Бозумбаев. - Я когда в Павлодарской области работал (акимом региона – прим. авт.), ко мне бизнес приходил, мы отводили им специальные площадки для строительства специальных АЗС, они за свой счет такие АЗС строили и за свой счет готовы были оснащать автомобили только для того, чтобы потом автолюбители у них заправлялись. И это получалось в любом случае очень выгодно для автолюбителей. Поэтому у нас рост есть, мы этот процесс будем поддерживать, мы планируем внести изменения в принципы функционирования внутреннего рынка сжижженного газа, потому что у нас часть субъектов там регулируется государством, часть – не регулируется, - мы планируем все это изменениями систематизировать, и этому процессу придать дополнительное ускорение. В будущем это одно из самых перспективных видов топлива, а конкуренцией ему в будущем могут стать электромобили, которые прогнозируется, что будут к 2020 году стоить 15 тысяч долларов. Вот тогда конкуренция будет настоящая – у бензина пока газ выигрывает".

А вот будущее электрокаров, в частности – самого известного их производителя Tesla, на казахстанском рынке пока туманно. Потому что пока стоимость самих электрокаров является, мягко говоря, явно не самой доступной. А вот когда она станет таковой, г-н Бозумбаев, по его утверждению, сам готов будет пересесть на такое автотранспортное средство.

"Говорить о том, нравится – не нравится этот автомобиль (речь шла об электромобиле марки Tesla – прим. авт.) - это второй вопрос, потому что я не разу не ездил на этих автомобилях, - сказал министр. - Но если та информация, которой я располагаю, верна, если то, что сейчас  предлагает Элон Маск (создатель электромобиля Tesla – прим. авт.) - к 2020 году будет пятиместный седан стоимостью 15 тысяч долларов, и если на заправку этого автомобиля будет уходить 500 тенге, а на заправку такого же бензинового аналогичного пятиместного седана будет уходить 5 тысяч тенге, как вы думаете, какой выбор сделают потребители? Поэтому с нетерпением жду, когда такой автомобиль у нас появится. Пока те автомашины, которые в Казахстане ездят этой компании, они дорогие, больше 100 тысяч долларов их стоимость. Да, эта компания уже анонсировала автомобиль, по-моему, за 35 тысяч долларов новый автомобиль, но все равно для массового потребителя это - достаточно дорогая модель, но безусловно, мир в эту сторону двигается, Швеция, Китай, Япония в этом направлении работают, в ближайшие три – четыре года весь мир ждет, что произойдет. И, если стоимость электромобиля сравняется со стоимостью автомобиля и при этом заправка будет в десять раз меньше, естественно, что все покупатели проголосуют тенге или долларами за этот электромобиль".

Однако при этом, заметил глава Минэнерго, всех экологических проблем страны массовая пересадка граждан за "баранки" электрокаров все равно не решит. "Заправлять этот автомобиль электричеством все равно придется - а где в Казахстане вырабатывается электричество? На 70% - на угольных станциях, - продолжил Канат Бозумбаев. – То есть в Алматы, в Астане если будут электромобили, как-то проблема (экологии – прим. авт.) значительно снизится. Но в Экибастузе, в Павлодаре, в Тимертау, в Усть-Каменогорске, в Караганде это ничего не изменит, как уголь сжигался, так он и будет сжигаться на крупных ТЭС. Поэтому у нас большая работа предстоит по модернизации технологии сжигания углей, как это делается сегодня во всем мире, в ближайшей среднесрочной перспективе. А в долгосрочной перспективе, конечно, это развитие в первую очередь возобновляемых источников энергии".

И вновь вернулся к теме электрокаров, заявив, что "как появится электромобиль за 15 тысяч долларов, я его с удовольствием куплю". "Я пытался посмотреть электромобиль за 35 тысяч долларов, но в первый день, когда на него продажи объявили, на него записалось 350 тысяч желающих, сейчас их число за миллион перевалило. Придется года полтора ждать, поэтому будем ждать 2020 года, когда электромобиль будет доступным, неважно, этой компании или другой, но мир в эту сторону движется, и мы должны это начинание поддерживать, - считает министр. - Знаю, что на базе "КИА" усть-каменогорский, по-моему, завод (АО "Азия Авто" – прим. авт.) нескольку уже моделей выпускал как раз электромобилей. Не совсем знаю, какая у них эффективность, но интересно тоже: мы со своим коллегой господином Исекешевым этот вопрос обсуждали, и мы должны поддерживать это направление", - заключил Канат Бозумбаев.

Игорь Воротной, Астана

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться