"Мне иногда кажется, что в индустриальную зону нас заманили"

13956

В Актобе открылся цех по выпуску биг-бэгов.

"Мне иногда кажется, что в индустриальную зону нас заманили"

О бизнесе, проблемах и перспективах в интервью inbusiness.kz рассказала директор ТОО FIBC KAZAKHSTAN Ботагоз Тайбукенова. 

– Биг-бэги – это очень большие мешки, для чего они нужны?

– Правильнее будет сказать, что биг-бэги  это мягкие контейнеры разового использования (МКР). Они действительно представляют собой большие прочные мешки, но с грузоподъемными стропами различной конструкции. Грузоподъемность биг-бэгов – от 500 до 2 000 килограммов. И притом биг-бэги сшиты не из вредного с точки зрения экологии полиэтилена, а из полипропилена, полностью разлагающегося без вреда для окружающей среды. 

– Почему решили заняться этим бизнесом?

– Компании брата просто необходимы биг-бэги для фасовки извести, вот мы и подумали: "А зачем покупать за рубежом, когда можно производить самим?". Начинали с двух специальных машинок для шитья биг-бэгов, но каждая из них стоит как неплохой автомобиль. Простые швейные машинки для шитья биг-бэгов не подходят, шов должен быть очень прочный, ведь в биг-бэг могут загрузить до двух тонн сыпучих материалов. Надо сказать, что использование биг-бэгов при перевозке сыпучих материалов, особенно ядовитых и опасных для окружающей среды, является обязательным по экологическим требованиям.

– Вы открыли цех в индустриальной зоне "Актобе".

– Мне иногда кажется, что в индустриальную зону нас заманили. До этого мы поменяли три здания. Сначала был небольшой цех. Затем арендовали помещение побольше. Когда мы стали выпускать вагонные вкладыши и участвовать в тендерах, нужно было пройти квалификацию. Ведь потенциальными заказчиками выступали очень крупные компании, такие как "Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В." и "Тенгизшевройл".

– Вы проводили маркетинговые исследования рынка, чтобы узнать какую нишу на рынке можете занять?

– Конечно, мы изучали потребности местного рынка. Если ты инвестируешь в производственный проект, то должен быть уверен в сбыте продукции. Одно предприятие-потребитель на рынке – конечно же, мало. Основной наш клиент, благодаря которому мы движемся вперед, – "Тенгизшевройл".

Производств, подобных нашему, в Казахстане два и у них полный цикл – производят ткань и шьют из нее продукцию. Сначала мы тоже хотели запустить полный цикл. Но это очень тяжело, нужны большие инвестиции. Поэтому решено было пойти поэтапно. Нам предложили два гектара земли в индустриальной зоне, где и был построен наш цех, а в планах построить фабрику. Уже посчитали, во сколько обойдется строительство фабрики полного цикла – такой проект реализуется в четыре этапа и оценивается примерно в 1 млрд тенге.

– Сколько было инвестировано в проект на первоначальном этапе?

– На первом этапе освоено 200 млн тенге – построен и запущен раскроечный и швейный цех.

Первые две машинки нам обошлись примерно в 10 тысяч долларов. Вложили свои деньги и до сих пор не используем заемные средства. Постепенно начали докупать другое оборудование. Открытие нового цеха – это завершение осуществления первого этапа строительства Актюбинской полимерной фабрики. Здесь работают 30 человек. Предприятие сейчас работает только на 40% проектной мощности.

– Какой объем реализуемой продукции сделает предприятие рентабельным?

– 1 млн биг-бэгов в год. Или около 100 тысяч в месяц.

Сейчас у нас 17 производственных машин, и на этом оборудовании мы можем производить 30 тысяч вагонных вкладышей и 300 тысяч биг-бэгов в год. После полной реализации проекта планируем увеличить мощность до 1 млн мешков в год.

На втором этапе планируется расширение производственного цеха. На третьем – строительство цехов для экструдирования полипропилена и подготовка собственной сырьевой базы. На окончательном этапе планируется приобретение оборудования для экструдирования полипропилена и выход на производственную мощность в 1 млн МКР в год.

– Какие сложности есть у вашего бизнеса?

– Наш бизнес работает в формате В2В. То есть только для предприятий. Обычной рекламой или какими-то акциями ничего не продвинешь. Нужны другие инструменты. Самый главный – тендер. Мы сейчас участвуем во всех тендерах.

Проблемы создает волатильность курса тенге. У меня работают 30 человек, вдруг что-то пойдет не так, как им буду в глаза смотреть, если придется закрывать или замораживать производство?

– Кредитов на развитие бизнеса брать не планируете?

– На свои средства мы уже не потянем. Сейчас наша задача – ввести объект в эксплуатацию и выкупить землю, на которой стоит цех и в будущем будет находиться фабричный комплекс. СПК дал нам землю в аренду на 49 лет, но с правом выкупа. Чтобы выкупить землю, нужны деньги. Но банк не дает кредит под залог производства, если земля арендованная. На сегодня это проблема номер один. Другая проблема – сбыт. Наши российские партнеры рассказали, что у них работает закон, согласно которому большие предприятия отдают 15% заказов малому бизнесу. У нас такого, к сожалению, нет.

– В индустриальной зоне дорогая земля?

– Чтобы выкупить землю, необходимо 38 млн тенге. На эти деньги я могу построить второй цех. Было бы замечательно, если бы земля оставалась в аренде, а нам дали возможность брать кредиты. Да, мы взяли обязательства вложить собственные средства, но дальше без кредитов никак. Какой-то замкнутый круг получается, но этот вопрос мы все  равно решим.

Семен Данилов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться