Можно ли зарабатывать на подкастах в Казахстане

9954

Новые перспективы применения аудиоформата.

Можно ли зарабатывать на подкастах в Казахстане

Подкасты – это аудиопрограммы, сериалы или блоги, которые можно скачивать или слушать онлайн. Как медиаформат он растет быстро и охватывает более 100 различных языков по всему миру. В качестве бизнеса подкасты привлекательны низким порогом входа. Их проще и дешевле создавать, чем тот же видеоконтент. В мире этот формат активно набирает популярность. По данным Musicoomph, ожидается, что к 2022 году выручка от подкастов достигнет $1,6 млрд. На данный момент существует более 850 тыс. активных подкастов и более 30 млн эпизодов подкастов. В Казахстане этот рынок еще не настолько развит. Большинство проектов записаны любителями и не приносят прибыли. Но есть и другие примеры. Корреспондент Inbusiness.kz пообщался с казахстанским фул-тайм-подкастером из Нур-Султана Елдаром Кудайбергеновым и узнал, как он зарабатывает на этой деятельности и что думает о дальнейшем развитии рынка.

Елдар, расскажите о своей деятельности фул-тайм-подкастера. Как давно Вы этим занимаетесь и с чего все начиналось? Чем Вы занимались до запуска своих подкастов?

Моя история начинается в далеком 2008 году. Тогда я с интересом слушал российские подкасты. Мне нравился такой формат получения информации своей не привязанностью к экрану. В то время большинство авторов были анонимными, Интернет – медленным, а YouТube не так развит. Подкасты выходили в формате разговоров, рассуждений, интервью или рассказов. В тот период я решил создать собственный подкаст о рок-музыке Казахстана. Встречался с местными музыкантами из Алматы. Мы сидели у них на репетиционных базах и общались. Они пели свои песни в акустике, рассказывали о них, о группе, делились историями из жизни. Готовый подкаст я выкладывал на российский сайт, который сейчас закрыт.

Затем я пошел в армию, и деятельность пришлось прекратить. Когда вернулся, устроился в Internews Kazakhstan веб-мастером (по первому образованию я программист). Потом мы с другом запустили стартап. Он не приносил прибыли, и пришлось его закрыть. Дальше мне предложили работу в полиции, в отделе информационной безопасности. Там я проработал пять лет. Получая второе высшее образование юриста, необходимое для работы, я заметил, что при равных условиях кто-то учится хорошо, а другим студентам это дается с трудом. Решил разобраться, почему так происходит. Оказалось, что в Казахстане действительно нигде не обучают тому, как именно нужно учиться, справляться с буллингом, стрессом. В то время как в США создана целая экосистема, посвященная этой теме. В этот период (2018 год) мне пришла идея создать подкаст об учебных навыках. В реализации идеи меня поддержал мой друг Николай Колесников. Мы нашли студию и начали приглашать туда людей. Первые гости были наши друзья, мы разбирали их опыт обучения. Так родился подкаст "Как учиться", который существует до сих пор.

Два года назад я начал задумываться о том, чтобы уйти из полиции. Осенью 2019 года решение было принято окончательно, и сейчас подкастинг – это мой основной род деятельности, на котором я зарабатываю. В этом важную роль сыграла моя жена. По сути, это был единственный человек, поддержавший меня, когда я сказал, что ухожу из полиции и хочу заниматься только подкастами.

Когда у Вас появились первые заработки от подкаста?

Изначально это был творческий порыв, который нужно было реализовать. О том, чтобы превратить это в свою работу, я и не думал. Подкастингом я активно занимаюсь два года, но прибыль деятельность начала приносить в этом году. Основной мой подкаст "Как учиться" не приносит денег, а создает имя. Через него люди видят, что я умею делать, и могут заказать консультацию, нанять внештатным сотрудником или заказать создание целого подкаста. Так я и зарабатываю.

Подкаст "Как учиться" независимый. Никто не влияет на его политику, и я могу задавать прямые вопросы. Прибыль он может приносить благодаря рекламе, но пока подходящих предложений не поступало. Реклама должна быть полезна для слушателей, а поступают предложения, которые далеки от сферы образования.

Второй подкаст – "Осознанный отец", создан по заказу UNFPA Kazakhstan. Тут мы обсуждаем тему семьи с психологами и другими специалистами.

В подкастинг сейчас приходит много людей, не знающих, что это такое. И одна из причин, почему я решил сделать это своей основной деятельностью, – я хочу, чтобы это направление не испортилось, как тот же блогинг.

Из чего состоят Ваши рабочие процессы? Как происходит процесс создания подкаста?

У меня есть домашняя студия, и до карантина я приглашал людей в нее. Раньше я привязывался ко времени и еженедельно выкладывал один эпизод. Потом понял, что лучше делать тогда, когда есть что-то стоящее. Сейчас эпизоды выходят раз в две недели или месяц. Сделать полностью один эпизод разговорного подкаста можно за два дня, если очень стараться. Потом его нужно отложить еще на пару дней, чтобы заново прослушать. Итого с момента записи до публикации занимает пять-семь дней. Чем сложнее эпизод, тем больше времени на него требуется. Когда я не знал, как редактировать, работать со смыслом и убирать лишнее, процесс занимал меньше времени.

Каково среднее число прослушиваний одного выпуска? Знаете ли Вы, сколько у Вас слушателей вообще?

Статистика довольно непонятная вещь, потому что каждая платформа показывает по-разному в зависимости от сервиса. Какой-то сервис сразу вещает аудио, которое лежит у меня в хостинге, на телефон. Есть сервисы, которые сначала скачивают к себе и раздают от себя. Именно поэтому статистика может различаться. Есть эпизоды, которые набирают за месяц 5 тыс. прослушиваний. В среднем это тысячу прослушиваний. На статистику сильно влияет приглашенный гость.

Как Вы понимаете, понравился подкаст слушателям или нет? Есть ли обратная связь?

У меня критерий один – если подкаст мой, то этот эпизод в первую очередь должен нравиться мне. Если подкаст заказчика, то должен нравиться ему. К аргументированным комментариям я прислушиваюсь, некоторым объясняю, почему где-то вышло так, а не иначе. По большей части выпуски хвалят.

Самое главное при создании подкаста – определить целевую аудиторию: кому конкретно ты вещаешь. Аудитория подкаста "Как учиться" – это студенты первых-вторых курсов университетов или колледжей и ученики 10-11 классов.

Как Вы себя продвигаете?

Тема образования не очень популярна, и маркетингом я особо не занимаюсь. О том, что вышел эпизод, рассказываю в социальных сетях.

Какие расходы есть у подкастеров?

В подкастинг порог вхождения очень низкий сейчас. Например, в том же 2008 году этот порог был высоким из-за того, что не было необходимого оборудования, Интернета, сервисов. Сейчас все намного проще.

Первым моим вложением была покупка микрофона за 50 тыс. тенге. Но это не обязательно. На самом деле подкаст можно записывать даже на телефон. У большинства телефонов на Andriod хорошо записывают диктофоны, а для iOS рекомендую диктофон RODE Reporter. Для редактирования есть специальные программы, поэтому реализация не сложна. Бесплатная и простая программа Audacity доступна как для Windows OS, также для Mac OS и Linux. Есть условно бесплатная программа Reaper. По подписке доступна программа Adobe Audition. Сложная и мощная.

В подкастинге сейчас главное не техника и логотипы, а то, насколько интересна и продумана концепция подкаста. Перед тем как начать запись подкаста, нужно его полностью продумать, вплоть до момента, когда и в каком месте его будут слушать. Это намного облегчит процесс создания. Например, я планирую так, что мой подкаст слушает студент первого-второго курса казахстанского университета в первой половине субботы, во время завтрака или уборки. Работа сильно упростится, если все это продумать вначале.

На каком этапе рынок подкастов в Казахстане сейчас и как он будет развиваться дальше, по Вашему мнению?

Сейчас этот рынок на стадии зародыша. Он еще не самостоятельный. Обычно запись подкастов у людей – это хобби или дополнительный заработок. И пока я единственный на всю страну, кто этим занимается как основной деятельностью. Еще аудитория делится на казахскую и русскую, и нас эта проблема не обошла стороной. Если сейчас делать качественный подкаст на казахском языке, то это привьет людям понимание качества. Чтобы достичь этой цели, с моим другом мы разрабатываем бесплатный онлайн-курс на казахском языке и ищем для него спонсоров.

Сфера подкастинга будет развиваться, появятся независимые подкаст-студии и отделы подкастинга при СМИ. Мои правила качественного подкаста следующие: нормализовать звук, уважать слушателей, делая максимально емкие и полезные эпизоды, и всегда выполнять то, что обещаешь в начале эпизода (раскрывать тему).

Какой совет Вы можете дать начинающим подкастерам?

Не спешите делать подкаст. Это дело кажется простым, хотя на самом деле трудное. Читайте книги про подкасты. Например, автора Эрика Нюзума "Пошумим". Одна из самых важных и полезных книг в этой сфере про смыслы подкастинга. Больше слушать, не только авторов СНГ, но и зарубежных. Чем больше слушаете, тем больше узнаете. Тут должен быть вкус, а он вырабатывается, когда ты много слушаешь и делаешь.

Мария Галушко
Фото из личного архива Елдара Кудайбергенова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться