Музей им. А. Кастеева открывает свои двери

18115

15 сентября в Алматы возобновят работу музеи, что даст возможность жителям южной столицы познакомиться с шедеврами Музея им. А. Кастеева. В честь этого редакция inbusiness.kz подготовила список работ, обязательных к просмотру.

Музей им. А. Кастеева открывает свои двери

Начиная с 1935 года  Государственный музей искусств им. А. Кастеева Республики Казахстан был и остается главным художественным центром страны. К богатой коллекции центральноазиатских художников и культурных артефактов в разные годы присоединялись и зарубежные гении. Так, в 2016-м в Алматы была привезена выставка самого дорогого художника в мире – Дэмьена Херста, а в рамках французской выставки 2012 года в стенах музея можно было увидеть Ренуара, Матисса, Родена, а также оригинальные платья Christian Dior и гобелен Людовика XIV. Сегодня временных экспозиций в музее нет, но улучшение эпидемиологической ситуации позволило открыться дверям музея вновь. Гости и жители южной столицы получили возможность познакомиться или  повторно взглянуть на богатый картинный фонд заведения. Пока кинотеатры закрыты, можно вернуться к надвигающимся картинкам.

1. "Море", И. Айвазовский, 1881

Иван Константинович – известнейший пейзажист России. Его картины настолько магнитизируют, что их часто пытаются выкрасить, последний знаменитый инцидент произошел в 2015 году, когда неизвестный вынес работу "Море у острова Капри".  Вскоре работа нашлась, но имя Айвазовского снова разбежалось по заголовкам СМИ.

Пропустить его массивное полотно в Алматы – кощунство. Ведь именно работы Айвазовского оживают воочию.  Его способность передать силу моря сравнима с британским художником Уильямом Тернером, а больше эквивалентного сравнения  во всем мире нет.

2. "Турксиб", А. Кастеев, 1969

Один из первых залов музея, естественно, посвящен творчеству Абылхана Кастеева.  Выдающийся казахстанский художник был основоположником традиций академического изобразительного искусства в стране. Его работы отражали социалистический дух времени, но в них находилось место этнике.

Колоссальная работа "Турксиб" из позднего творчества Кастеева передает идеалистические представления о будущем. Подобно импрессионистам, которые также обращались к теме поезда в качестве иллюстрации прогресса, казахстанский художник запечатлел смену эпох, которую несут новые технологии.  Он сопоставляет медленный темп прошлого и неостановимое движение будущего.

3. "Автопортрет", Г. Исмаилова, 1960-е

Одним из самых ярких авторов 1960-х в Казахстане была сильная женщина – Исмаилова Гульфайрус Мансуровна. Ее искусство отражает идею того, что талант не знает границ и гендерных предрассудков. Несмотря на то, что в музее представлено много ее работ, включая самую известную "Портрет Куляш Байсеитовой в роли Кыз-Жибек", хочется отметить именно автопортрет автора. Все художники особенно трепетно подходили к изображению себя, увековечивая их оценку своей личности. Данный автопортрет говорит о смелости, гордости и вызове миру, читаемом в гипнотизирующем взгляде Исмаиловой.  Стоит отметить, что именно глаза являются ключевым элементом для декодирования портеров. Прямой взор, устремленный на зрителя, исторически передает уверенность, свойственную всем великим авторам.

4. "Сталактитовый пра-пра-пра из цикла "Память предпрошлого", С. Гумаров, 1986

Говоря о современном искусстве Казахстана, нельзя умолчать о Сакене Гумарове. Он стал одним из первых абстракционистов Казахстана,  отказавшихся от простых форм и академического подхода. В его работах прослеживается влияние Кандинского и Гумилёва, которых он мог видеть, обучаясь живописи в Ленинграде. Однако он сохраняет этнические темы и орнаменты, тем самым не став последователем советских стилей. Помимо этого, он является заслуженным театральным режиссером и журналистом Казахстана.

5. "Джеки Кеннеди", Э. Уорхол, 1966

Отца поп-арта Энди Уорхола обожают за его вклад в современное искусство или ненавидят за его коммерциализацию, но его знает каждый второй. Уорхол известен своими яркими принтами, повторяющимися снимками и созданием работ подобно заводу, никакой ручной работы. Он сделал искусство понятным для всех, а также адаптировал рекламные и маркетинговые законы на продажу предметов искусства.

Данный снимок самой известной первой леди США – Жаклин Кеннеди – появился в музее им. А. Кастеева, благодаря Нурлану Смагулову, который является одним из самых крупных коллекционеров в стране.

Асель Тиес


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться