На 8 тыс. тенге повысить плату за питание просят владельцы детсадов Шымкента

3005

По их расчетам, стоимость должна вырасти минимум с 14 тысяч до 22 тысяч тенге.

На 8 тыс. тенге повысить плату за питание просят владельцы детсадов Шымкента Фото: freepik

Сразу несколько актуальных вопросов, касающихся школьного и дошкольного образования, предоставляемого частными учебными организациями Шымкента, рассмотрели накануне на заседании отраслевого совета по образованию. Самым наболевшим вопросом для владельцев детских садов, их в мегаполисе 550, оказалась слишком низкая родительская плата за питание. С 2022 года в регионе зафиксирована стоимость в 14 406 тенге, передает корреспондент inbusiness.kz.

Что в тарелках детсадовцев?

Руководитель частного детского сада Карлыгаш Сарсенбекова, говоря о родительской плате за питание, сетует, что сумма в 14 406 тенге за месяц никак не покрывает расходов. Чтобы соблюсти нормы детского питания, утвержденные государством, приходится экономить. По словам предпринимательницы, стоимость за 7 лет выросла лишь однажды, и только на 30%, тогда цены на продукты питания взлетели в среднем в 3-5 раз. То есть произошел серьезный разрыв между платой за питание и реальными рыночными ценами на продукты.

"Мы проводили мониторинг размера родительской оплаты в целом по республике, и, увы, по городу Шымкенту она самая низкая. Налицо увеличение стоимости продуктов. От 100% до 550% – вдумайтесь. В то время как повышение родительской оплаты только на 30%. Таким образом, создается парадоксальная ситуация. Есть нормы департамента по защите прав потребителей на одного ребенка, где четко прописываются нормы, которые мы четко должны соблюдать. Но при нынешней рыночной стоимости продуктов и размере родительской оплаты соблюсти все нормы невозможно, мы не укладываемся в эти деньги. Происходит и ежедневное нарушение норм питания по СанПиН. И дети недополучают необходимое количество полноценного питания", – говорит руководитель частного детского сада Карлыгаш Сарсенбекова.

Она приводит сравнительные цены:

  • Если мясо в 2017 году стоило 1300-1400 тенге, сейчас 3700 тенге. Повышение цены на 264%. То же самое по другим продуктам.
  • Молоко – со 100 тенге повысилось до 550 тенге за литр. Повышение – 550%.
  • Сливочное масло – с 1800 тенге до 3600 тенге – 100%,
  • Яйца с 25 тенге подорожали до 65 тенге – на 260%.
  • Хлеб – с 45 тенге до 120 тенге.
  • Крупы – с 80 тенге до 320 тенге.
  • Рис – со 150 тенге до 550 тенге – на 366%.
  • Гречка – со 180 тенге до 450 тенге – на 250% повышение.

По мнению владельцев детсадов, реальная плата за питание в садиках Шымкента должна быть 30 тысяч тенге в месяц, но, учитывая социальное положение семей в регионе, просят повысить хотя бы до 22 тысяч тенге, то есть сразу на 8 тысяч тенге в месяц.

"Для  предоставления частным дошкольным организациям сбалансированного питания  детям необходимо как минимум установить стоимость оплаты в размере 30 тысяч тенге. И, учитывая социальную ситуацию в нашем городе, мы не раз поднимали вопрос этот, мы знаем, что Шымкент относится к такому региону, где социальный статус очень важен, нас всегда просят не повышать цену за питание, и мы, учитывая эту ситуацию, просим повысить плату за питание с 14 406 тенге до 22 000 тенге. Либо по опыту других городов установить нижнюю границу платы за питание, а верхний предел не ограничивать и оставить свободным по принципу рыночной экономики", – отметила предприниматель.

Напомним, в 2021-м владельцы детсадов также просили повысить оплату, тогда речь шла о 800 тенге в день на ребенка и общей сумме в 16 800 тенге, но тогда им отказали, через год цену подняли до нынешних 14 400 тенге.

Ходят не ходят – государство пусть платит?

Еще одну проблему, которую подняли руководители детских садов, – это экономический ущерб, который они несут при неявке без причины ребенка в детский сад. Бизнесмены сетуют, что это сразу отражается на сумме подушевого финансирования, при этом зарплату сотрудникам, коммунальные платежи и другие расходы нужно платить исправно.

 "Подушевое нормативное финансирование дошкольного воспитания и обучения осуществляется местным исполнительным органом ежемесячно в пределах условий государственного образовательного заказа на услуги дошкольного воспитания и обучения в размере, исчисленном для фактического контингента воспитанников, получивших эти услуги в текущем году. Проблема возникает из-за вычета управлением образования сумм за период отсутствия ребенка без уважительной причины из суммы подушевого финансирования. При неявке ребенка в детский сад управление образования уменьшает сумму дней неявки из гарантированного подушевого финансирования. Это означает, что дошкольное образовательное учреждение должно сократить образовательный процесс и другие расходы в организации за вычетом этих сумм и заработной платы сотрудников. А на наш взгляд, заработная плата воспитателей и расходы дошкольной организации не должны быть связаны с посещением детьми детского сада. Сотрудники должны получать полную оплату в соответствии с утвержденным тарифом и контрактом. Просим компетентные органы решить этот вопрос", – сказала директор Шымкентского городского филиала Казахстанской ассоциации непрерывного образования Диана Караманова.

Кроме того, представители дошкольного образования оказались недовольны новой системой табелирования, которая предполагает подтверждение родителями детсадовцев через специальное приложение на телефоне факта, что ребенок точно посещал детский сад. Это новшество вводится во всех областях страны, где действует система "Индиго детский сад". При этом, если родитель не нажмет заветную кнопку "согласовано", детский сад не получит госфинансирование.

Борьба с "мертвыми душами"

Однако присутствующий на совещании старший помощник прокурора  Шымкента Кайсар Калдыбаев объяснил, что подобная система учета посещения и оплаты в детских садах появилась не случайно. Он напомнил, что сейчас по всей стране идут массовые аудиты в сфере образования, которые выявляют буквально масштабные хищения, в числе которых приписки, махинации с "мертвыми душами" и тому подобное. Он даже привел совсем свежий пример, когда в Шымкенте реальный срок за несуществующих воспитанников получила директор детского сада.

"Мы думаем, подушевое финансирование должно оплачиваться только по факту, потому что у нас сейчас  очень многие уголовные дела возбуждаются, многие доходят до суда. Там действительно бывают недобросовестные руководители дошкольных организаций. Вот буквально 3 года 6 месяцев лишения свободы получила руководитель детского сада за то, что в течение трех лет 15 детей, которые в садик не ходили, она просто табели сдавала и получала за них деньги. 8,7 млн тенге получила. Чем не факт, что подушевое финансирование не посещающим оплачивать не надо?! Это не одно уголовное дело, между прочим. Лишь один пример. Вы не думайте, что табель сдали и, если управление образования табель приняло и оплату вам провело, то вопрос закрыт. Нет, не так. А если где-то что-то скрыли, "мертвые души", а вы отмечаете, все вылезет, не сегодня, так завтра", – подчеркнул представитель прокуратуры.

Стоит отметить, что система "Индиго детский сад" первым делом реализуется именно в Шымкенте, и, вполне возможно, на первых порах будет иметь нарекания, но заместитель руководителя городского управления образования Гульнар Дарибаева отметила, что все вопросы будут еще не раз обсуждаться, в том числе и с представителями министерства просвещения.

Что касается повышения родительской платы за детский сад, владельцам посоветовали  собрать четкие доказательства повышения цен на продукты питания и услуги, оформить все в таблицу и передедать в управление образования, так как госорганам нужны веские основания для повышения оплаты.

Читайте по теме:

Ставить детей на очередь в детский сад нужно будет по-новому в Казахстане

Владельцы детсадов Шымкента против усиления безопасности?

Почти 600 частных объектов образования Шымкента могут закрыться

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться