Наценку пропишут в законе

9887

Правительство намерено законодательно закрепить предельные размеры наценок на социально значимые продукты питания. 

Наценку пропишут в законе

Рост цен на продукты питания, регулярно происходящий в одни и те месяцы уже много лет, по-прежнему остается неким "бичом" для правительства. Несмотря на всевозможные меры, стабилизировать цены даже на социально значимые товары никак не удается. В очередной раз ценовая ситуация стала темой для заседания кабинета министров, где вновь предложен новый пакет мер - уже законодательных. 

По официальной статистике, в ноябре инфляция составила 7,5% к началу года. Цены на продовольственные товары только за ноябрь выросли на 2% (с начала года на 7,8%), на непродовольственные - на 0,9% (с начала года рост составил 8,6%). При этом на социально значимые продукты питания цены за 11 месяцев 2016 года выросли на 11,2%. 

Наибольший рост цен статистика зафиксировала на куриные яйца (34,2%), черный чай (11,7%), мясо кур (5,1%), творог (4,4%). Снижение стоимости отмечено на лук (18,5%), морковь (15,3%), картофель (11,1%). Традиционные внутренние факторы, повлиявшие на изменения цен - это сезонность ряда товаров, рост тарифов на услуги естественных монополий и увеличение стоимости ГСМ. Внешние факторы - это рост мировых биржевых цен на сырье, например, сахарный тростник. 

Несколько лет назад для стабилизации цен правительство решило создавать стабилизационные фонды с некоторым запасом продовольствия и проводить регулярные сельхозярмарки в городах. Как доложил министр национальной экономики Куандык Бишимбаев, с 25 августа по 5 декабря в Астане, Алматы и областных центрах было проведено 1493 ярмарки. Запасы стабфондов регулярно пополнялись, и сейчас в них хранится 22,9 тыс. тонн продовольственных товаров (картофель, мука, сахар, лук, морковь, рис, подсолнечное масло). В течение трех месяцев акиматами даже осуществлялись интервенции из стабфондов для стабилизации цен. Так, за три месяца на рынки было "выпущено" из стабфондов 4930 тонн продуктов на сумму 544 млн тенге. Однако большой стабилизации цен пока не заметно.

В министерстве сельского хозяйства уверены, что причиной этому - неполное использование возможностей стабфондов. Первый вице-министр сельского хозяйства Кайрат Айтуганов констатировал: зачастую часть средств, выделенных на стабфонды, находится на депозитах. "По отдельным регионам размер депозитов превышает половину выделенных средств. Наряду с этим, обращает на себя внимание огромная дебиторская задолженность, которая в отдельных случаях достигает 90%. Указанные проблемы являются, прежде всего, следствием неэффективного менеджмента. Так, акиматом Алматы в декабре прошлого года было выделено 14 млрд тенге на стабфонды. Из данной суммы 13,4 млрд по сей день находится на депозите. В то же время цены на продовольственные товары в Алматы с начала года выросли на 8,4%", - отметил он.

При этом, поскольку рост цен на плодоовощную продукцию сезонный, а потому прогнозируемый, просчитать, когда будет пиковая цена, а когда минимальная, очень просто. Однако по данным минсельхоза, только пять областей воспользовались минимальной ценой и закупили овощи в запас. Это Восточно-Казахстанская, Атырауская, Актюбинская, Костанайская, Акмолинская области. Правда, закупленный объем - минимален и не сможет оказать серьезного воздействия на рынок в период роста цен. "Это не связано с финансовыми возможностями стабфондов, так как имеющиеся у них средства позволяют покрыть потребности рынка от 15 до 80%. Мы понимаем, что деньги стабфондов не идут только на овощную продукцию, но считаем, что минимальный объем, который закупается, должен составлять не менее 15%", - заявил господин Айтуганов.

Впрочем, есть не только сезонность и несвоевременные и недостаточнык интервенции из стабфондов. На рынке возникают и ценовые сговоры. С начала года антимонопольным комитетом начато 40 расследований по фактам роста цен на социально значимые продукты питания. На сегодняшний день завершено уже 33 расследования, в результате подтверждены факты согласованных действий по установлению и поддержанию цен в 45 субъектах рынка, которые без каких-либо экономически обоснованных причин повысили цены на реализацию продуктов питания (гречневая крупа, куриные окорочка, сахар, хлеб, мука, молочная продукция). Общая сумма выставленных материальных санкций по итогам завершенных расследований с учетом монопольного дохода составила порядка 277 млн тенге, из них в бюджет государства поступило около 14,5 млн тенге.

Министерство национальной экономики изучило международную практику по контролю за ценами на социально значимые товары. Результат Куандык Бишимбаев представил в правительстве: 

"Предлагаем законодательно закрепить размеры предельных торговых наценок в реализации социально значимых продуктов питания в розничной и оптовой торговле и дифференцированно подходить к этим торговым наценкам в зависимости от категории торгового объекта. Если это гипермаркет, если это магазин у дома, должна быть разная торговая наценка, но мы в целом предлагаем ее законодательно закрепить с тем, чтобы все соответствовали этим торговым наценкам. Кроме того, на базе этих торговых наценок мы будем ежемесячно исчислять рекомендуемые цены, которые станут обязательным для публикации всеми торговыми субъектами. То есть потребитель, придя в соответствующий объект торговли, будет иметь полностью информацию о том, каков рекомендуемый уровень цен на социально значимые продукты питания. Это позволит потребителю самостоятельно участвовать в мониторинге цен, и, в случае широкого отклонения, он может обратиться в местные исполнительные органы", - рассказал министр. 

При этом местные власти предложено наделить полномочиями по контролю за уровнем цен и принимать административеые меры в отношении субъектов торговли, нарушающих требования о предельной наценке. Комитет по защите прав потребителей министерства национальной экономики предлагается наделить полномочиями по расследованию в отношении оптовых поставщиков социальных продуктов. А торговым сетям - также законодательно запретить взимание, так называемых, "ретро бонусов" - вознаграждение за реализацию социально значимых продуктов питания, что должно удешевить цены на эти продукты для рядовых покупателей.

"Внедрение этих механизмов должно осуществляться поэтапно, последовательно, с учетом соблюдения баланса интересов субъектов предпринимтеельства, производителей и рядовых потребителей. Данные изменения позволят более транспарентно оценивать, как же складыватеся цена на социально значимые продукты питания", - объяснил господин Бишимбаев. 

Наряду с этим, собственно, перечень таких товаров глава миннацэкономики предложил пересмотреть - в сторону уменьшения. Сегодня в него входит 33 наименования продуктов, однако, заметил министр, в международной практике этот список ограничивается 9-12 видами товаров. "Это связано с тем, что очень много однородных товаров, наименований, поэтому необходима стандартизация и приведение в соответствие нашего перечня, с тем, чтобы можно было четко мониторить, на какой же вид товара будет регулироваться торговая наценка", - объяснил он. 

Свой пакет предложений есть и у минсельхоза. В частности, предложено упростить процедуру порядка работы стабфондов. Кайрат Айтуганов заметил, что сегодня для осуществления интервенций на рынок, необходимо пройти пять этапов, чтобы согласовать "выброс" продукции. Минсельхоз предлагает все эти этапы сократить, оставив только согласование собственно перечня продукции с предельной надбавкой. 

Еще одно предложение - это создавать торговые компании на условиях государственно-частного партнерства. "Предлагаем предоставить возможность СПК создавать компанию на основе ГЧП с долей участия государства в уставном капитале не более 49%. Для частного предприятия этот проект будет выгоден представленными СПК ресурсами, товарным или денежным кредитом, социальными магазинами и другими объектами СПК. Преимуществом для СПК является минимизация затрат на необходимую дополнительную инфраструктуру", - объяснил господин Айтуганов. 

Третий механизм - это сотрудничество непосредственно с торговыми объектами, когда акимат разрабатывает перечень соответствующих критериев, выбирает подходящий торговый объект и заключает с ним договор, по которому бизнесу предоставляются кредиты, а бизнес берет на себя обязательства по реализации определенного перечня продуктов по фиксированным ценам. 

Бизнес, как оказалось, в принципе против предложенных мер не возражает. Генеральный директор гипермаркета "Кенмарт" Константин Макаренко, выступая на заседании правительства, заметил, что "сам рынок, именно жесткая конкуренция на нем, не дают уйти в глубокие наценки, поэтому, если мы хотели бы даже сделать какие то супер наценки, мы просто потеряем наших покупателей". 

"Поэтому я могу смело сказать, что те предложенные инструменты, предложенный коридор минимальных наценок позволяет комфортно чувствовать себя при ценообразовании. В то же время необходимо и очень важно учесть, что ассортиментный перечень гипермаркетов, супермаркетов очень широкий - более 25 тысяч наименований. В список социально значимых товаров при всем разнообразии  торговых марок, производителей попадает очень много товаров. Например, у меня в гипермаркете это более 800 товаров. Поэтому во избежание ошибок и перегибов при регулировании цен необходимо четко прописать все правила и процедуры, так, чтобы мы могли нормально работать", - заметил он, и предложил создать рабочую группу, чтобы выработать согласованные позиции по перечню товаров и разработке правил контроля, чтобы потом сами проверки не создавали трудностей для предпринимателей. 

Премьер-министр Бакытжан Сагинтаев с озвученными предложениями согласился, и подчеркнул: предложенные меры не означают, что "сейчас мы берем и сразу же все рыночные механизмы закрываем". "Мы не говорим, что никто не должен работать в рыночных условиях, никто не должен зарабатывать, просто, если есть условия для создания, зарабатывания монопольно высоких цен, это мы должны, с учетом тех инструментов, которые у нас имеются в рамках антимонопольного законодательства, мы должны их пресекать", - заявил премьер. При этом правительству, считает он, необходимо создавать для бизнеса условия по снижению издержек - от логистики и транспорта до цен на электроэнергию. 

Гораздо жестче позиция главы кабмина в отношении стабфондов. Он напомнил, что уже было решено: стабфонды - зона ответственности акимов, и "каждый раз на заседании правительства учить их, как надо управлять стабфондами - некорректно". 

"Местные исполнительные органы должны сами отвечать, здесь мы не должны вмешиваться. Деньги не используют по назначению - хорошо, лежат на депозитах - пусть тогда перед обществом сами отвечают", - жестко подчеркнул господин Сагинтаев. 

Саян Абаев 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться