Необходимо ли повышение цен на бензин?

14610

Начало февраля сего года ознаменовалось повышением розничных цен на бензин марки Аи-92, что, конечно, не осталось без внимания общественности.

Необходимо ли повышение цен на бензин? Фото: reuters.com

Естественная реакция потребителей на рост отпускных цен, как правило, негативная. Наши эксперты попробовали разобраться в причинах и прогнозах на дальнейшие ценовые колебания в этой сфере.

Как известно, в настоящее время в Казахстане отсутствует государственное регулирование розничных цен на бензин марки Аи-92, и ценообразование зависит от самого рынка ГСМ.

В идеале при определении рыночной цены во внимание принимаются такие факторы, как стоимость нефти на международных рынках, курс тенге к мировым валютам, рентабельность производства. Между тем крайне важной особенностью функционирования казахстанского рынка ГСМ являются два базовых фактора – его дефицитность и общая граница с Россией.  В частности, ценообразование на рынке нашего ближайшего северного соседа.

Еще одним важным обстоятельством вынужденного повышения цен на ГСМ являются плановые ремонты на двух крупнейших НПЗ РК: на Шымкентском заводе весной и на Павлодарском заводе в июне текущего года.

В этой связи уже сегодня необходимо заключать контракты на импорт российского топлива во избежание дефицита на отечественном рынке в период ремонтов вышеуказанных производителей. В противном случае поставки из России в весенне-летний период будут весьма затруднительны по причине аналогичных плановых ремонтов на российских НПЗ и ожидаемого сезонного роста потребления ГСМ на рынке РФ. Вполне ожидаемо, что внутрироссийские цены на бензин ощутимо поднимутся, так как на российском рынке стоимость определяется спросом и предложением. И, как следствие, импорт нефтепродуктов из РФ в РК по действующим на сегодня ценам в весенне-летний период будет экономически необоснован для российских производителей.

Поэтому, принимая во внимание уровень цен на российском рынке, высокую коммерческую привлекательность европейских рынков для экспорта из РФ, а также уменьшение запасов топлива отечественного производства, наполнение казахстанского рынка "народным" бензином возможно только при наличии конкурентной рыночной цены.

Анализ показывает, что проблема физического дефицита бензина казахстанского производства, безусловно, влияет на цены на рынке, но является далеко не основным фактором.

15 февраля в ходе круглого стола в Астане заместитель генерального директора АО "КазМунайГаз - переработка и маркетинг" Данияр Сатыбалдин проинформировал, что Казахстан уйдет от зависимости от российского бензина в связи с завершением модернизации отечественных НПЗ и увеличением производства собственного бензина на 2 млн. тонн в год к 2018 году.

Однако, по нашему мнению, ввод в эксплуатацию и выход на проектную мощность модернизированных НПЗ не решит вопрос уменьшения стоимости бензина, так как не изолирует наш рынок нефтепродуктов от России, с учетом того, что граница между нашими странами является самой протяженной сухопутной границей в мире.

Мы согласны, что в уже 2018 году Казахстан прогнозирует стать страной, которая сама себя обеспечивает всеми необходимыми продуктами нефтепереработки. Но как будут формироваться цены?

Мы не зря говорили о факторе близости российского рынка ГСМ. К примеру, стоимость 1 литра бензина АИ-92 на АЗС в РК сегодня составляет от 139 тг/литр, 0,43 $/литр, а цена на АЗС в России равна 34,99 руб/литр (189 тг/литр, или 0,58 $/литр). То есть разница составляет 50 тенге на литр. Что делает как минимум интересным поставки казахстанского бензина в Россию, хотя в пределах приграничных областей.

Стоит отметить, что в рамках увеличения производственных мощностей и усовершенствования глубины переработки нефти Россия в 2007-2014 годах может похвастаться отличными результатами проведенной реконструкции всей нефтяной отрасли. Однако стоимость бензина там намного выше, чем у нас.

Необходимо принимать во внимание, что до 2025 года в рамках ЕАЭС планируется создание общих рынков нефти и нефтепродуктов. Помимо прочих условий, формирование таких рынков означает неприменение государствами - участниками ЕАЭС во взаимной торговле количественных ограничений. А это в свою очередь может привести к тому, что более дешевый казахстанский бензин будет уходить в Россию, Кыргызстан и другие государства - участники ЕАЭС из-за ценовой разницы, что при отсутствии таможенного контроля в рамках ЕАЭС вполне закономерно. Даже в настоящее время не исключается тот факт, что более дешевые бензин и дизельное топливо казахстанского производства вывозятся из РК в приграничные районы России, так как действующий запрет на вывоз распространяется только на экспорт за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Данное мнение подтверждается словами вице-министра энергетики РК Асета Магауова, который буквально на днях озвучил, что одной из причин подорожания бензина в Казахстане является привлекательность цен казахстанского топлива для соседних стран, подчеркнув фактынеконтролируемого вывоза нефтепродуктов на территории государств - участников ЕАЭС.

Другим решением обеспечения внутреннего рынка Казахстана дешевым топливом является запрет его вывоза за пределы республики. Но тогда возникает противоречие с целями евразийской интеграции и принципами единого экономического пространства в рамках ЕАЭС.

С учетом изложенного наиболее приемлемым выходом из данной ситуации является постепенное выравнивание цен на ГСМ на всем пространстве ЕАЭС с обязательной гармонизацией налогового законодательства, в частности, в сфере акцизов и НДС.

Дальнейшее развитие и функционирование ЕАЭС предполагает создание общего рынка нефти и нефтепродуктов стран ЕАЭС и, как следствие, предусматривает унификацию налоговых законодательств всех государств-участников, что в свою очередь приведет к принятию единого механизма ценообразования на топливном рынке.

Саян Абаев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться