"Неужели на развитие инфраструктуры Казахстан не нашел собственных средств?"

12518

Политолог Досым Сатпаев – о рисках займа на сумму 2,062 млрд юаней, который Казахстан берет у Китая.

"Неужели на развитие инфраструктуры Казахстан не нашел собственных средств?" Фото: Серикжан Ковланбаев

"Сегодня главными "китайскими" должниками в Центральной Азии являются Кыргызстан и Таджикистан. Меня лично удивляет то, что Казахстан сейчас тоже активно наращивает свою задолженность перед Китаем, беря займы и кредиты", – отметил в эксклюзивном комментарии корреспонденту inbusiness.kz политолог Досым Сатпаев, отвечая на вопрос о том, насколько это рискованное предприятие – занимать у КНР.

Напомним: cенат Парламента РК ратифицировал рамочное соглашение между правительствами Казахстана и Китая о предоставлении Казахстану льготного кредита от Экспортно-импортного банка Китая. Сумма займа – 2,062 млрд юаней (в тенге – 116 млрд в тенге, в долларах – 300 млн), процентная ставка – 2%, срок кредитования – 20 лет, включая льготный пятилетний период. Общая сумма погашения составит 2,5 млрд юаней (около 154 млрд тенге). Сроки реализации проекта, согласно планам, с начала IV квартала этого года до конца 2022 года.

Средства кредита будут направлены на разработку проектно-сметной документации, поставку оборудования и проведение работ по подведению инженерных сетей для модернизации девяти автомобильных и одного железнодорожного пункта.

"Я не вижу выгоды для экономики Казахстана"

"Почему меня это удивляет? – продолжает Досым Сатпаев свою мысль о рисках и необходимости Казахстана в кредите от КНР. – Потому что Кыргызстан и Таджикистан понять я могу. Это не очень богатые государства. У них нет собственных финансовых ресурсов – у них нет своего Национального фонда. У нас он есть. Но если посмотреть на историю Нацфонда, то можно увидеть, что в основном его ресурсы тратились на спасение банковской системы. Не на развитие реального сектора экономики, не на поддержку инновационных проектов. Основные деньги (трансферты из Нацфонда. – Ред.) уходили на спасение крупных, системообразующих банков, которые аффилированы с элитой".

Поэтому, говорит эксперт, когда поднимается вопрос о том, какие кредиты у кого нужно брать, у него возникает вопрос: неужели на развитие таможенно-пограничной инфраструктуры Казахстан не нашел собственных денег?

"Мы и так уже у Китая взяли достаточно кредитов. Потом опять же мы с Китаем подписали соглашение о создании 50 предприятий на своей территории, 28 миллиардов долларов собираются китайцы вкладывать", – говорит собеседник.

Самое интересное, по его словам, в том, что "когда государство одобряло этот кредит, оно не говорило об очень важных пунктах, которые прописаны в этом соглашении". Это закуп оборудования у КНР, что означает, что "опять мы будем поддерживать не собственного товаропроизводителя, а китайского". И также рабочая сила – китайская: специалисты, по мнению эксперта, скорее всего, будут привлекаться из Поднебесной.

"Я не вижу выгоды для экономики Казахстана. В каком плане? Если бы мы привлекали кредиты и создавали собственные рабочие места – это понятно. Если бы мы благодаря этим кредитам создавали новые технологические производства, казахстанские, привлечение кредитных средств можно было бы понять. Но когда мы за счет таких кредитов кормим саму же китайскую экономику, мне кажется это сверхнелогично", – говорит Досым Сатпаев.

Тем более, продолжает он, в обществе и так очень сильны антикитайские настроения. В двух республиках из пяти стран Центральной Азии – Казахстане и Кыргызстане – такие сильные настроения. И они будут нарастать.

"Более того, я думаю, через 15-20 лет многие граждане стран Центральной Азии будут считать себя больше частью мусульманского мира. А это значит, что они будут довольно негативно относиться к Китаю, который оказывает давление на мусульман СУАР. И проблемы будут у китайцев в будущем в любом случае – в политике и инвестициях. Рисков много в долгосрочном плане", – заключает собеседник.

Эффекты и преимущества для сторон

Отметим, ранее inbusiness.kz приводил слова министра финансов Алихана Смаилова, касающиеся необходимости займа. "Имеющаяся инфраструктура не позволяет осуществлять равномерный и ускоренный пропуск возрастающего потока. Примером является ситуация на казахстанско-узбекской границе (ежедневные очереди из 300 транспортных средств. – Ред.)", – сказал он на пленарном заседании сената.

Руководитель управления Комитета государственных доходов Минфина Кайрат Маубаев пояснял, что Китай заинтересован в развитии автомобильных перевозок и видит в этом большой потенциал, поскольку в сравнении с перевозками грузов морским и железнодорожным транспортом срок доставки значительно сокращается (с полтора месяцев и 30-35 дней до 10-15 дней).

Казахстан на полученные средства сможет заменить досмотровой комплекс на железнодорожном пункте пропуска "Достык". На автомобильных пунктах – увеличить пропуск в пять раз.

"Экономический эффект мы видим в том, что дополнительно в год будет поступать порядка 300 миллиардов тенге таможенных платежей и налогов, то есть будет полная автоматизация всех процессов прохождения границы, плюс еще мы строим главное управление в Астане, где многие функции забираем с пунктов пропуска. Таким образом, будут уменьшены коррупционные риски", – сообщил Кайрат Маубаев.

Елена Тумашова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться