Норма о наценке в 15% на все виды социальных товаров несовершенна – мнение

2145

Об этом в интервью inbusiness.kz рассказал советник председателя правления ОЮЛ "Союз торговых сетей РК" Эльбеги Абдиев. 

Норма о наценке в 15% на все виды социальных товаров несовершенна – мнение Фото: inbusiness.kz

– Эльбеги Нурмухамедович, с какими основными проблемами сталкиваются торговые сети в Казахстане?

– Прежде всего, проблема заключается в нехватке кадров. Крупные торговые сети являются одними из крупнейших работодателей в Казахстане, которые не относятся к добывающим компаниям. Например, в Small, "Магнуме" трудятся от 8 тысяч до 12 тысяч человек. Большинство из них, более 95%, занимают должности линейного персонала, такие как охранники, кассиры, продавцы, повара, мясники и так далее. На рынке ощущается нехватка кадров, а также важен вопрос их подготовки. Доля сектора торговли в ВВП страны составляет 15-17%, но нет ни одного вуза, который готовил бы специалистов в области розничной торговли. Это означает, что большинство руководителей в торговле не имеют специального профильного образования. Они приходят в компанию, проходят обучение на практике и от линейного персонала дорастают до должности руководителя магазина и выше. Таким образом, торговые сети сами выращивают свои кадры, поскольку невозможно просто нанять человека с высшим образованием и сделать его директором сразу, так как он может быть недостаточно подготовлен.

– Имеет ли уровень зарплаты значительное влияние на данную ситуацию?

– Безусловно. У нас высокая налоговая нагрузка на фонд оплаты труда. 7-8% от оборота в торговых сетях – это заработная плата работников, фонд оплаты труда с учетом налогов. Если вы продаете товар за 100 тенге, из них 7-8 тенге – это заработная плата работников, и это однозначно сказывается на цене на полках. Тем не менее повышать заработную плату персоналу для нас – это проблема, потому что это однозначно скажется на розничной цене товара.

Также есть проблема в том, что норма, которая устанавливает предельную торговую наценку в 15%, по-разному толкуется. Она говорит о том, что предельная наценка на социально значимые товары и продукты из 19 наименований должна быть максимум 15%. Если у торгового объекта имеется, условно, 10 видов риса, то 15%-ная наценка – максимальная наценка – должна распространяться только на самый дешевый рис – мы так считаем. Но у министерства торговли другое понимание данной нормы.

Это приводит к тому, что торговые объекты не заинтересованы в расширении ассортимента социально значимых товаров и продуктов, а также в закупке более качественных и дорогих товаров из этого перечня. Ассортимент и цена – это одни из основных конкурентных преимуществ торговых объектов. Если министерство будет заставлять торговые сети устанавливать наценку в 15% на все наименования СЗПТ без исключений, то это может привести к снижению ассортимента, падению конкурентоспособности торговых сетей.

– Какова официальная позиция курирующего органа относительно этих проблем в торговле Казахстана?

– Мнение минторговли на сегодняшний день, как мы видим из их писем, противоположно нашему. Они говорят, что на все 10 видов риса должна быть максимальная торговая наценка в 15%. Если потребитель хочет покупать дорогой рис, пусть идет и покупает его. В чем проблема? Это касается в основном люксовых торговых объектов и дорогих супермаркетов, где никогда наценки в 15% не будет даже на самый дешевый товар. Их бизнес по-другому построен. Фермерские продукты, органика и даже местные отечественные производители могут пострадать от ограничения наценки на все виды социально значимых товаров и продуктов из перечня 19 наименований.

Мы же считаем, что такая позиция минторговли не учитывает интересы всех потребителей. В результате потребители имеют ограниченный выбор и вынуждены покупать самые дешевые товары, которые не всегда отвечают их потребностям и предпочтениям.

На практике у нас возникали случаи, не связанные с торговыми наценками, а связанные с установкой предельных цен. В одной из торговых сетей у нас был контракт с фермером, поставлявшим органические яйца. В одном из регионов была введена предельная цена. Яйца фермера были дорогие из-за их качества. Торговая сеть планировала развивать этот сегмент, создавая фермерский уголок специализированных продуктов, включая эти яйца. Однако из-за распространения предельных цен на все товары в сети пришлось исключить яйца фермера из ассортимента. Фермер потерял канал сбыта для своей продукции, который он планировал развивать.

Здесь аналогичная история. В некоторых случаях возникают ситуации, когда невозможно установить ту наценку, которая оправдывает бизнес с продажи дорогих люксовых товаров. Это связано с тем, что высокая наценка на эти товары компенсируется более низкой наценкой на доступные товары в торговой сети. Это позволяет привлекать клиентов, удерживать цены на определенном уровне и обеспечивать оборот. Многие компании используют подобную бизнес-модель.

Однако если установить одинаковую высокую наценку на все товары СЗПТ в 15%, это может привести к краху бизнеса, стагнации торговых сетей и розничной торговли в целом. Несмотря на то, что министерство торговли ставит перед собой задачу увеличить до 45% долю торговли современных форматов, я считаю, что с таким подходом они не смогут достичь этих целей. Необходимо учитывать специфику каждого товара и сегмента рынка при установлении наценок, чтобы обеспечить устойчивое развитие бизнеса и привлечение клиентов.

– Это действующие нормы или предлагаемые?

– Это действующая норма. Различные стороны, включая министерство торговли и нас, могут по-разному интерпретировать эту норму, что может привести к различной трактовке одного и того же правила.

– Как часто возникают случаи, когда за незначительную разницу в цене товара, например, в 30 тенге, налагается штраф в размере 700 тыс. тенге?

– В настоящее время случаев подобного рода действительно немного. До определенного момента подобные ситуации практически не возникали. Было всего лишь несколько отдельных случаев, когда отдельные потребители подавали по 150-200 жалоб. В настоящее время проводится расследование в отношении этих граждан, и, пока не будет вынесен приговор, я не могу делать какие-либо заявления.

Изначально, когда мы общались с комитетом торговли и объясняли, что все происходящее не случайно, к сожалению, госорган не прислушался к нашим аргументам и наложил на нас значительные штрафы, что стимулировало определенные действия со стороны лиц, подающих жалобы. Тем не менее практически все постановления уполномоченных органов торговли были отменены в судебном порядке. В разных случаях основания для отмены были разные: где-то был критерий малозначительности, где-то недоказанность. Основания для отмены были разнообразны. Но когда за разницу в 30 тенге налагается штраф в размере 700 тысяч тенге, это, по моему мнению, несправедливо.

– Какой размер штрафа Вы считаете приемлемым для бизнеса в Казахстане?

– Я считаю, что по сравнению с текущей ситуацией установка штрафа в размере 10 минимальных расчетных показателей (МРП) за нарушение ценовой политики была бы разумной. Лично я бы предпочел начинать с предупреждения в первый раз, без применения штрафов. За повторные нарушения штраф в размере 10 МРП казался бы справедливым. Мы видим дисбаланс в подходе. Когда вы видели ценники на базарах или рынках? Вопрос, который поднимался здесь на общественном совете, касается отношения к базарам по сравнению с торговыми сетями. Государственным органам легче преследовать и наказывать тех, кто работает прозрачно, согласно требованиям действующего законодательства, находясь в теплых удобных супермаркетах, чем тех, кто работает на базаре без каких-либо документов. Объективно, у тех же, кто подает жалобы на супермаркеты, оснований для жалоб на базары гораздо больше.

– Как Вы оцениваете разницу во внимании к торговым сетям по сравнению с базарами в Казахстане?

– Я не хочу проводить прямое сравнение между торговыми сетями и базарами, но мы видим неравный подход. Я не отрицаю важности базаров. Они являются неотъемлемой частью нашего рынка и должны развиваться, и никто не против этого. Мы поддерживаем развитие торговли и конкуренции, но призываем к равноправному подходу. Мы наблюдаем, что доля торговых сетей в нашей стране не увеличивается значительно. Этот рост происходит очень медленно. Почему доля современной розницы в Казахстане так невелика по сравнению с Россией и Беларусью? В Казахстане доля торговых сетей составляет 31-32%, в то время как в Беларуси она в два раза больше, а в России превышает 80%. Это происходит потому, что в других странах созданы условия для развития "белой" розницы и современных форматов торговли. Если ты работаешь согласно закону, тебя не трогают. В Казахстане ситуация обратная. Если ты работаешь как на базаре, без ценников, тебя оставляют в покое. Однако если ты пытаешься работать честно, в соответствии с законом, тебя начинают обременять со всех сторон.

– В чем причина?

– В государственном регулировании. В России и Беларуси подход несколько более сбалансированный. Применяются небольшие штрафы как за отсутствие ценников, так и за нарушения требований СЭС. Штрафы в этих странах меньше, подход более мягкий и правила более понятны.

– Казахстанским производителям стало легче попасть на полки торговых сетей благодаря увеличению спроса на местные товары и стремлению сетей увеличить ассортимент продукции отечественного производства?

– Это бизнес. Всегда найдутся удовлетворенные и недовольные стороны. Торговые сети активно работают над своим ассортиментом, и это является их конкурентным преимуществом. Если торговая сеть не принимает продукцию определенного производителя, будь то местного или импортного, это обычно связано с тем, что товар не продается. В случае успешной продажи товара торговая сеть сама будет заинтересована в сотрудничестве с таким производителем.

Иногда торговые сети соглашаются на все условия поставщика, но бывают и случаи, когда небольшой производитель, чья продукция не пользуется большим спросом, сталкивается с попытками торговых сетей диктовать свои условия. Это связано с тем, что в таких ситуациях все экономические риски ложатся на торговые сети. Если товар не продается, торговая сеть может понести значительные убытки, учитывая, что примерно 20% нашего оборота уходит на поддержание инфраструктуры торговой сети. Это включает в себя аренду, фонд оплаты труда, коммунальные услуги и обслуживание кредитов, даже с новой ставкой, которая составляет 21-22%.

В случае если товар не продается, нельзя просто сказать кассиру: "Прости, товар не продается, поэтому тебе не выплатим зарплату" – или сказать арендодателю, что не заплатим за аренду. На рынке таких условий никто не предоставляет. Все требуют, чтобы аренда была оплачена, зарплата была выплачена и коммунальные услуги были оплачены. Это действительно представляет собой большой предпринимательский риск для торговых предприятий. Однако, если товар продается, мы можем быть уверены, что экономические риски значительно снижаются и все наши расходы будут оправданы.

– Существуют данные о соотношении импортной и казахстанской продукции в торговых сетях?

– Сегодня в торговых сетях более 50% товаров являются местными, и их доля продолжает расти. Давайте рассмотрим простые примеры, такие как овощи и фрукты. Я не говорю об экзотических фруктах, таких как бананы и апельсины, которые из-за климатических условий в Казахстане не могут быть выращены. Я говорю о таких продуктах, как огурцы, помидоры, картофель, лук, морковь. Пять лет назад на полках магазинов было много импортных товаров, произведенных в Узбекистане, Таджикистане и других странах. Однако сейчас практически нет огурцов и помидоров узбекистанского производства. Большинство товаров в настоящее время представлены продукцией местного производства.

То же самое касается яблок. Четыре года назад на полках магазинов было много польских и китайских яблок. Однако сейчас как минимум 50% яблок, продаваемых в торговых сетях, местного производства. Особенно значительный прогресс был достигнут в 2021-2022 годах.

– Спасибо за интервью!

Читайте по теме:

Разбронирование овощей из стабфондов для стабилизации цен: февральские объемы выше плана

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться