Новая инициатива может лишить казахстанцев дешевых перелетов

Авиаперевозчики предрекают рост цен в случае отмены невозвратных тарифов.  

Новая инициатива может лишить казахстанцев дешевых перелетов Фото: pixabay.com

Инициатива законодательно запретить невозвратные авиабилеты в Казахстане может привести к обратному эффекту для потребителей. Тогда вместо защиты своих прав пассажиры получат резкое удорожание перелетов, дефицит мест, сокращение маршрутной сети и фактическую ликвидацию модели лоукост-перевозок, считают представители казахстанской авиации.

Крупнейшие авиаперевозчики страны – Air Astana и FlyArystan ответили на запрос корреспондента inbusiness.kz, объяснив, почему изменение правил игры в пользу "свободного возврата" ударит по карману каждого казахстанца и разрушит модель доступных авиаперевозок.

Напомним, ранее вице-министр транспорта Республики Казахстан Талгат Ластаев уже высказывал мнение о том, что норма, заложенная в новом законопроекте о защите прав потребителей, чревата ростом цен. В связи с чем мы и обратились к участникам этого рынка, чтобы выяснить реальные расчеты удорожания, как это скажется на лоукостерах и не приведет ли к оттоку пассажиров к иностранным конкурентам.

Обе авиакомпании сходятся во мнении, что отмена международной практики невозвратных тарифов лишит пассажиров выбора, а бюджетный сегмент авиации – экономического смысла.

Удар по кошельку: почему исчезнут билеты по 15 тыс. тенге

Конечно, главный аргумент сторонников поправок – это защита пассажира, который теряет деньги, если передумал или не может вылететь. Однако авиакомпании парируют: возможность не возвращать деньги за самые дешевые билеты – это как раз фундамент, на котором держится вся система доступных перелетов, в том числе модель лоукостеров.

В FlyArystan прямо заявили – запрет невозвратных билетов ставит под угрозу существование дешевых тарифов.

"Полный запрет такого инструмента существенно ограничит возможность предлагать минимальные цены. Для понимания масштаба: в октябре 2025 года авиакомпания перевезла 20-милионного пассажира, при этом каждый третий пассажир из этого числа приобрёл билет по цене до 15 тыс. тенге. Именно такие тарифы оказываются под наибольшим риском при изменении действующей модели", – отметили в пресс-службе FlyArystan.

В AirAstana также подтверждают, спрос на невозвратные более дешёвые тарифы на внутренних и международных направлениях у авиаперевозчика составляет от 50% и выше. И если этот механизм отменят, авиакомпании будут вынуждены заложить риски возвратов в стоимость каждого билета. Запрет на невозвратные тарифы фактически лишит половину пассажиров права сэкономить.

"Отмена невозвратных тарифов, которые используются в мировой авиационной практике для обеспечения гибкого ценообразования, может привести к общему удорожанию авиаперевозок и снижению их доступности для граждан. Сегодня пассажиры в Казахстане могут выбирать более дешёвые невозвратные билеты, что способствует доступности полётов. Учитывая высокие затраты в отрасли, отмена этого механизма лишит авиакомпании возможности гибкого ценообразования, что вынудит их повысить стоимость всех категорий билетов", – заявили в Air Astana.

В компании FlyArystan также отметили, что отмена комиссии за возврат билетов либо обязательный возврат по всем тарифам приведут к росту средней стоимости билетов.

"Авиакомпаниям потребуется компенсировать дополнительные риски, связанные с возвратом в последний момент и снижением предсказуемости загрузки рейсов и ростом операционных издержек", – пояснили в казахстанском лоукостере.

Конец модели лоукостера?

Напомним, модель лоукостеров строится как раз на невозвратных тарифах, что позволяет держать базовую ставку низкой. То есть для бюджетных перевозчиков, чья модель строится на максимальной загрузке и строгих правилах, нововведение может стать фатальным. В FlyArystan объясняют: сейчас у пассажира есть выбор – купить билет по тарифу "Выгодный" (дёшево, но возврат минимальный только ваучером) или "Гибкий" (дороже, но с возвратом денег за вычетом штрафа). Законодательный запрет на жёсткие условия лишает смысла само понятие лоукоста.

"Полный запрет такого инструмента существенно ограничит возможность предлагать минимальные цены. Это ключевая особенность лоукост-модели – платить только за то, что действительно важно именно вам", – подчеркнули в авиакомпании.

Спекулянты и пустые кресла

Один из вопросов редакции касался риска "спекулятивных бронирований", когда пассажиры начнут скупать билеты на несколько дат на всякий случай, зная, что смогут вернуть их без потерь. Авиакомпании уверены, что это приведёт к искусственному дефициту. Реальные пассажиры просто не увидят в продаже дешёвых билетов, так как они будут забронированы теми, кто, возможно, в конечном счёте, никуда не полетит. В FlyArystan даже привели статистику.

"Даже при действующих правилах возврата, по итогам 2025 года, почти 4% пассажиров FlyArystan не воспользовались приобретёнными билетами. Это означает, что уже сегодня заметная доля мест не используется по назначению. В условиях свободного возврата эта доля может увеличиться, что приведёт к росту числа пустых кресел и дополнительных издержек для авиакомпаний. В конечном итоге, такие расходы распределяются на всю пассажирскую базу и отражаются в повышении средней стоимости билетов и снижении доступности наиболее дешёвых тарифов", – отметили в пресс-службе авиакомпании.

В Air Astana согласны с коллегами и также подтверждают эти опасения.

"Предлагаемое законопроектом снижение удержания до 10% (то есть пассажиру вернут 90% стоимости билета) создаст дисбаланс обязательств: пассажир получит почти полный возврат при одностороннем отказе, а перевозчик понесёт некомпенсируемые потери, рискуя ростом злоупотреблений и неявок", – подчеркнули в Air Astana.

Это также сделает невыгодными акции раннего бронирования. Авиакомпаниям станет невыгодно продавать билеты за полгода вперёд по низким ценам, если они не могут гарантировать загрузку борта.

"Болезнь или смерть близких" – закон в этом направлении уже работает

Часто необходимость возврата денег пассажиры аргументируют форс-мажорами, например, болезнью или смертью родственников. Как отметили авиаперевозчики, этот аспект уже регулируется действующим законодательством и поэтому не требует отмены невозвратных билетов как класса.

"В соответствии с приказом № 540 "Об утверждении правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушном транспорте", в случае болезни или смерти пассажира либо члена его семьи, следующего с ним на воздушном судне, при наличии соответствующего медицинского заключения производится полный возврат стоимости бронирования независимо от тарифа авиабилета", – отметили в Fly Arystan.

Неравная конкуренция, или Подарок иностранным компаниям

И, пожалуй, самый тревожный аспект, который затронули авиакомпании – это дискриминация отечественного бизнеса. Поскольку законы Казахстана не распространяются на иностранные авиакомпании, оперирующие на международном рынке.

"Эта мера дискриминационна по отношению к отечественным авиаперевозчикам, поскольку иностранные компании сохранят возможность продавать невозвратные тарифы. Это может вызвать отток пассажиропотока и ослабить национальный авиационный сектор. В итоге, принятие данных изменений приведёт к росту стоимости билетов, ограничению доступности воздушного транспорта и снижению конкурентоспособности казахстанских авиаперевозчиков", – резюмировали в Air Astana.

Предположим ситуацию, когда любая иностранная авиакомпания предложит дешёвый невозвратный билет из Алматы в Дубай или Стамбул, а казахстанский перевозчик будет обязан продавать только дорогие возвратные билеты, то выбор пассажира будет очевиден.

Позиция министерства транспорта

К слову, опасения перевозчиков разделяют и в профильном ведомстве. Как ранее уже отметил вице-министр транспорта Талгат Ластаев, "невозвратные билеты – это международная практика", и их отмена требует серьёзной дискуссии.

"Если это кресло пустует, и самолёт летит уже без пассажира, то понятно, что эти затраты ложатся равномерно на других пассажиров", – заявил Ластаев, призывая депутатов к взвешенному решению и чёткому определению случаев, когда возврат действительно обязателен, например, по медицинским показаниям, а когда является лишь прихотью.

Пока инициатива находится на стадии обсуждения, авиакомпании высказывают единую позицию – попытка защитить потребителя тотальным запретом невозвратных тарифов приведёт к тому, что летать станет безопаснее для кошелька в случае отмены поездки, но накладно для самого факта путешествий. Ведь пассажиры лишатся выбора между дешёвым билетом с жёсткими правилами и дорогим "гибким", получив взамен безальтернативно высокий ценник.

Читайте по теме:

За какие трассы казахстанцы забывают платить

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться