Нынешние механизмы поддержки АПК не дают нужного результата

3070

Помощь сельхозтоваропроизводителям должна строиться на комплексном подходе и с учетом рынка.

Нынешние механизмы поддержки АПК не дают нужного результата

Субсидирование сельхозпроизводителей в Казахстане не дает стимула для развития отрасли в целом, передает inbusiness.kz. Так считает общественник, кандидат сельскохозяйственных наук Руслан Асаубаев. По его словам, механизмы господдержки АПК следует выстраивать по-другому, ориентируясь на комплексный подход и во взаимной связи с мерами регулирования рынка в целом. Речь идет о квотировании, установлении рыночных цен и т. д. Нужны и косвенные субсидии внутри страны, необходимы также действенные меры в торговых отношениях с другими странами.

Агропромышленный комплекс нуждается в определенных преференциях в виде тех же льгот. При этом важно понимать все тонкости господдержки на различных этапах. Бизнес не должен целиком и полностью зависеть от субсидий, ему необходимо развиваться.

"Преференции необходимо осуществлять в форме снижения налогов, скидок с таможенных пошлин, освобождения от платежей, предоставления выгодных кредитов по низким процентам и с льготным периодом. Сюда входит также компенсация расходов на открытие предприятий, компенсация затрат на модернизацию сельхозпроизводств. Все эти меры могут носить временный эффект для стимулирования производства продуктов питания на внутреннем рынке и для удовлетворения спроса населения, созданного косвенными субсидиями. Необходимо не забывать, что, несмотря на успешное насыщение рынка через усиленную господдержку по отдельным приоритетным направлениям и высокую тарифную защиту, при свертывании этих программ возможен быстрый откат назад, если защищаемые производители изначально не были конкурентоспособны. Поэтому тут необходимо сразу определить сроки и мероприятия для производителей с целью повышения конкурентоспособности товаров и услуг'', – уверен Руслан Асаубаев.

Еще одна мера поддержки – прямые субсидии. Здесь следует определить приоритетные направления в отраслях, будь то животноводство, растениеводство или переработка. Например, помогать финансово в первую очередь СПК, малому и среднему бизнесу и только потом крупным ТОО и агрохолдингам.

''На приоритетное направление необходимо не только выделить большую часть субсидий для стимулирования развития, но и поставить актуальные индикаторы, проводить их мониторинг на постоянной основе с гибким процессом принятия решений'', – дополняет эксперт.

Не менее важный механизм – региональные субсидии. Решения о государственном стимулировании АПК принимаются на областных уровнях с оглядкой на местный бюджет.

''Как показывает международный опыт, области должны составлять свои многолетние программы развития сельских территорий на основе специфики региона с учетом интересов широкого круга участников, вовлеченных в сельское хозяйство. Одним из распространенных приоритетных направлений является поддержка организации пищевой цепи, включая переработку и сбыт сельскохозяйственных продуктов, благополучия животных и управления рисками в сельском хозяйстве. Безусловно, на выбранные приоритеты должны быть направлены средства и из финансовых институтов АО "КазАгроФинанс" и АО "Аграрная кредитная корпорация" с внесением изменения в свои внутренние правила кредитования'', – говорит Руслан Асаубаев.

В этот список мер господдержки стоит включить дешевые кредиты, развитие фуражного фонда с постоянным анализом зернового рынка и потребности хозяйств в кормах и т. д.

В целом инструментов поддержки АПК в Казахстане вроде хватает,  но эффективность их работы вызывает сомнение, считает эксперт. Не хватает именно открытости, прозрачности, мало реальных ''живых'' институтов, которые могли бы координировать все эти процессы и помогать решать проблемы,  кроме того, развитие агропромышленного комплекса должно тесно переплетаться с развитием сельских территорий и вопросами местного самоуправления. В таком случае позитивные результаты работы сельхозтоваропроизводителей не заставят себя ждать.

Петр Акутионов