О чем не спрашивают интервьюеры Кажегельдина и его роль в судах по СРП-контрактам

8838

Ратуя за национализацию и репатриацию активов, лондонский "патриот Казахстана" хранит стоическое молчание о своей роли в разграблении страны в пользу иностранцев.

О чем не спрашивают интервьюеры Кажегельдина и его роль в судах по СРП-контрактам Фото: inbusiness.kz

Правительство Казахстана готовится к арбитражным спорам с участниками консорциума NCOC и KPO, разрабатывающим гигантские нефтегазовые месторождения Кашаган и Карачаганак. Эксперты высоко оценивают шансы Акорды, однако наравне с этим все активнее идут информационные вбросы и атаки против ключевых участников процесса. О шансах Казахстана и его национальных интересах в будущих спорах, дискредитации курса Токаева и активизировавшихся популистах из 90-х – об этом корреспондент inbusiness.kz поговорил с обозревателем казахстанской нефтянки, автором книги "Черная кровь Казахстана. Эпоха Назарбаева" Олегом Червинским.   

– Олег Чеславович, здравствуйте! Правительство Казахстана сформировало рабочую группу для подготовки позиции в будущих арбитражных спорах по двум СРП-контрактам. Как данный смелый шаг президента Токаева повлиял на внутреннюю кухню в казахстанской элите?

– Я думаю, что это не только смелый, но и важный шаг к восстановлению цивилизованным путем баланса интересов иностранных инвесторов и Республики Казахстан при разработке недр страны и распределении прибыли от ее природных богатств. Заметьте, никто не говорит о разрыве контрактов или изменении условий раздела продукции. Вопросы вызывает сложившийся механизм исполнения СРП: какие затраты инвестор имеет право относить к возмещаемым, а какие должны оставаться его расходами. Чисто экономический спор и никакой политики.

По случайному стечению обстоятельств за подачей исков последовал митинг сотрудников нефтесервисной компании. Примечательно, что целью нефтяников стало руководство министерства энергетики, а не тот же "КазМунайГаз". Какие мысли и/или информация есть у Вас на этот счет?

– Достоверно подтвержденной информации на этот счет у меня нет, но логика и хронология случившихся событий действительно дают возможность предполагать, что одной из целей митинга перед зданием министерства энергетики явилась демонстрация силы новому министру, назначенному буквально за несколько дней до этого. Демонстрация слаженная и четко организованная, надо признать.

Как известно, у министра энергетики как раз будет важная роль в новой рабочей группе по анализу исполнения СРП. В пользу этой версии говорит тот факт, в какой тональности освещалась акция протеста в зарубежных медиа: "Массовые митинги в Казахстане", "Казахстан захлестнули протесты". Очевидно, что протест намеренно политизировался с намерением показать свои возможности правительству.

– На Ваш профессиональный взгляд, какие позиции у сторон в будущем разбирательстве в суде?

– Позиция Казахстана, на мой взгляд, достаточно прочная. В ТОО "PSA" работает весьма профессиональная команда, которая, я уверен, собрала мощную доказательную базу. Возможно, поэтому переговорный процесс между сторонами, насколько я знаю, продолжается. Тем более что касается Карачаганакского проекта – его акционеры давно окупили вложенные средства, и сейчас он приносит им устойчивую прибыль.

Позиция инвесторов Кашагана уязвима по той простой причине, что они не выполняют обязательства по реализации следующей фазы развития месторождения, как это было оговорено в СРП. Так что вполне возможно, что до непосредственно арбитражного разбирательства дело не дойдет и компромиссное решение будет найдено на стадии переговоров.

– Тем не менее все активнее идет информационный навал на Акорду по следам январских событий. Примечательно, что ярлык радетелей национальных интересов присваивают себе весьма одиозные личности, вроде экс-премьера Кажегельдина, "рулившего" приватизацией самых жирных кусков казахстанской экономики. Факты – вещь упрямая. Он ведь принимал активное участие в приватизации крупнейших государственных активов в ранге первого вице-премьера, а потом и премьер-министра. Почему он не комментирует, на Ваш взгляд, итоги той приватизации в пользу иностранцев, но борется за возврат активов на родину?

– Знаете, в своем последнем интервью Акежан Магжанович говорит одну примечательную фразу, с которой нельзя не согласиться, что краеугольным камнем процесса возвращения в страну незаконно выведенных из нее активов является прошедшая в конце 1990-х годов приватизация. Есть такое крылатое выражение, авторство которого приписывают генеральному прокурору Советского Союза: главное в процессе расследования – не выйти на самого себя. Так вот это как раз тот случай!

Моя книга "Черная кровь Казахстана. Эпоха Назарбаева" содержит много историй о том, как бывшие государственные нефтедобывающие и перерабатывающие предприятия переходили в частные руки. И поверьте, большинство из этих историй вызывают вопросы до сих пор.

– Приведу официальную статистику: в 1995 году было приватизировано пять крупных госкомпаний и еще 44 переданы в доверительное управление (12 в пользу иностранцев), в 1996-м – 28 предприятий, в 1997-м – уже 47. Все это было в период премьерства Кажегельдина. Вы также были очевидцем этих процессов. Какую роль в таких операциях играли правительство и премьер? Как был устроен процесс и кто был бенефициаром? Ведь сложно отрицать тот факт, что спустя более 20 лет в эмиграции политические беглецы довольно успешно живут на Западе.

– Ответ очень простой – премьер-министр играл ключевую роль в процессе приватизации в Казахстане. В июне 1995 года я присутствовал на проходившей в Алматы встрече Кажегельдина с руководителями 14 крупнейших нефтяных корпораций мира, в начале которой он объявил им, что государство намерено быстро, в течение года-двух, передать в частные руки все крупные активы в нефтегазовой отрасли. Премьер был в хорошем настроении, много шутил. Сегодня нам предстоит попытаться продать вам право пользования этими объектами. До сих пор нам удавалось продать все, что мы хотели, заявил он.

В качестве консультанта, который должен разрабатывать условия приватизационных тендеров, премьер выбрал "Казкоммерцбанк" (!). Фактически частный банк получил полный доступ ко всей финансово-экономической кухне нефтегазовой отрасли, в том числе к информации, составляющей коммерческую тайну. Как он ею воспользовался?

В одном из интервью Кажегельдин говорил: "Все компании будут иметь равные права по участию в тендере. К примеру, российская компания "Лукойл" уже сейчас имеет хорошие шансы на "Шымкентнефтеоргсинтез" и "Южнефтегаз". Что в итоге? Тендер по "Шымкентнефтеоргсинтезу" выиграли структуры, аффилированные с топ-менеджментом "Казкоммерцбанка". Претендентами на "Южнефтегаз", помимо "Лукойла", были серьезнейшие мировые корпорации, в том числе "Шеврон", "Канадиан оксидентал петролеум", однако премьер подписал постановление о продаже компании никому не известной фирме "Харрикейн", незадолго до тендера учрежденной в Канаде.

И таких вопросов можно задавать много по каждой сделке. Казахстан сегодня имеет собственную национальную компанию "КазМунайГаз" только потому, что осенью 1997 года Кажегельдин ушел в отставку и не успел приватизировать нефтедобывающие объединения "Эмбамунайгаз" и "Озенмунайгаз", вокруг которых позже стали нарастать активы новой государственной компании "Казахойл" – предшественницы КМГ.

Возьмите продажу всей газотранспортной системы республики и алматинских теплосетей бельгийской фирме "Трактебель". Южный регион Казахстана после этого стал обеспечиваться узбекским газом, проходящим через трех посредников: непосредственно закупку газа осуществляла зарегистрированная на Кипре "дочка" "Трактебеля" – фирма "Газпэкс ЛТД". Затем она "продавала" его на бумаге другой дочерней фирме "Трактебеля" – "Глобал Газ Групп". И к потребителю газ попадал через третью "дочку" – "Интергаз Сентрал Эйша". В итоге в двух офшорных прокладках аккумулировалась вся прибыль бельгийцев, а казахстанский потребитель платил завышенные тарифы.

Спустя два года невыгодный договор удалось расторгнуть, газовые сети вернулись государству, и после этого французская пресса писала, что королевская жандармерия Бельгии в сотрудничестве с прокуратурой Швейцарии раскрыла факт дачи топ-менеджерами "Трактебеля" взятки в 50 миллионов долларов неназванным руководителям Казахстана за подписание договора концессии. Но вопросы по этой и подобным сделкам господин Кажегельдин почему-то в своем интервью не задает.

– Хотя вполне мог бы рассказать много весьма пикантных подробностей и ответить критикам о своей роли в той приватизации, с последствиями которой и будут разбираться в арбитраже. На Ваш взгляд, почему у зарубежных "патриотов" Казахстана табу на тему распродажи крупных госактивов в стране западным корпорациям?

– Наверное, потому что зарубежные критики Казахстана из числа так называемой оппозиции – плоть от плоти той системы, того "старого Казахстана". На решающих постах в госаппарате они участвовали, а зачастую и руководили процессами передачи бывшей госсобственности крупным западным корпорациям на непрозрачных условиях. И сегодняшнее переключение внимания на другие известные персоны – это хороший способ уйти в тень самому и избежать неудобных вопросов, на которые нет честных ответов.

Читайте по теме:

В минэнерго допускают возможность мирового соглашения с операторами Кашагана и Карачаганака

Мы не говорим, что контракты по Кашагану и Карачаганаку должны быть расторгнуты или пересмотрены – PSA об исках

Споры разрешатся в пользу Казахстана – эксперт об исках по месторождениям Кашаган и Карачаганак

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться