О чем поговорят главы Казахстана и Израиля

Куралай Абылгазина Куралай Абылгазина
10343

Помимо международного сотрудничества, стороны могут обсудить визовый режим и сотрудничество в сельском хозяйстве, считает посол Израиля.

О чем поговорят главы Казахстана и Израиля Фото: weproject.kz

В середине декабря премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху впервые посетит Казахстан. О том, какие вопросы могут обсудить главы двух стран на встрече в Астане, в интервью abctv.kz рассказал чрезвычайный и полномочный посол Государства Израиль в Казахстане и Кыргызстане Михаэль Бродский.

- Господин посол, как вы оцениваете уровень отношений между Казахстаном и Израилем по трем главным направлениям - экономическое, культурное и политическое сотрудничество?

- В следующем году мы отметим 25 лет дипломатическим отношениям, которые активно развивались все эти годы. Их кульминации мы достигнем в середине декабря, когда в Казахстан впервые приедет премьер-министр Израиля. Мы возлагаем большие надежды на этот визит. Он станет, может быть, даже историческим и позволит еще больше использовать наш потенциал.

В политическом смысле, мало тем, по которым у нас есть разногласия. В основном мы видим все мировые проблемы в одном свете и легко находим общий язык с нашим коллегами в Казахстане. Все эти темы будут на повестке дня визита премьер-министра, ровно, как и сотрудничество в международных организациях. Казахстан в 2017-2018 годах будет участвовать в работе Совета безопасности ООН. Нам он уделяет повышенное внимание – Ближнему Востоку, Израилю. Другие политические вопросы тоже будут обсуждаться.

В экономике у нас прекрасное сотрудничество, в основном в сельском хозяйстве, медицине, в области энергии и безопасности. Мы надеемся данные направления развивать и дальше. Параллельно с визитом премьер-министра пройдет бизнес-форум. Предприниматели смогут встретиться, обсудить, может быть заключить сделки. Будут подписаны различные соглашения в рамках визита. Так что в целом все развивается прекрасно.

Что касается культурного аспекта, мы стараемся как можно больше израильской культуры привезти сюда. Мы принимали участие в джазовом фестивале в Алматы. На следующий год планируем большую культурную программу. Я думаю, сейчас не время об этом рассказывать, в начале 2017 года с удовольствием озвучу подробности.

- Вы уже упомянули, что середине декабря премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху впервые посетит Казахстан и Центральную Азию. Могли бы вы пояснить, какие принципиальные для Израиля вопросы будут обсуждаться в Астане во время этого визита? Каких подписаний нам ожидать? 

- Прежде всего, визит повысит уровень политических и экономических отношений. Есть несколько соглашений, которые, надеюсь, будут подписаны в рамках этих встреч. Однако немного преждевременно сейчас об этом говорить. Я думаю, у нас есть вопросы прямых авиасообщений и визового режима, экономического сотрудничества, прежде всего сельское хозяйство. Я думаю, это и есть самый главный вопрос.

- О сельском хозяйстве. Израиль преуспел в этом направлении, несмотря на сложные климатические условия. В некоторых регионах Казахстана похожие вызовы - засушливая зона с проблемами водоснабжения. На ваш взгляд, какими технологиями Израиль мог бы поделиться с Казахстаном в данной сфере?

- У израильтян не было выхода кроме как построить высокоэффективное сельское хозяйство в пустыне и конечно благодаря технологиям нам удалось добиться больших успехов. Израиль, прежде всего, известен капельным орошением. Кроме этого мы строим теплицы, птицефабрики. У нас хорошие решения в молочном производстве, в выращивании овощей и фруктов. Я думаю, что в любой сфере сельского хозяйства у нас есть возможности для сотрудничества.

- Если углубиться в экономическое сотрудничество, наибольшая доля товарооборота двух стран формируется из экспорта нефти и других полезных ископаемых из Казахстана в Израиль. На ваш взгляд, как можно увеличить взаимную торговлю исходя из возможностей наших экономик?

- Наши экономики дополняют друг друга. У Казахстана до сих пор сырьевая экономика. Есть попытка отойти от сырьевой модели, но, тем не менее, основная статья экспорта Казахстана - это природные ресурсы – страна одна из трех основных поставщиков нефти в Израиль. Мы многие годы закупали ее на крупную сумму – более 1 млрд долларов. У Израиля нет полезных ископаемых, мы их и не продаем.  Мы предлагаем всему миру технологии – основная статья израильского экспорта. Наши технологии востребованы в Казахстане, пользуются большой популярностью в самых разных областях, в сельском хозяйстве, медицине. Я думаю, если структура Казахстана будет меняться, то расширить спектр статей импорта из Казахстана, в которых будет заинтересован Израиль, вполне возможно. К примеру, в готовой продукции, можно говорить о поставках зерна, мяса, другой сельхозпродукции. Со стороны Израиля можно расширить линейку продуктов, которую мы предлагаем Казахстану. Это могут быть не только технологии, но и консалтинговые услуги, к примеру, по определению качества дорог или инфраструктуры. Это особенно важно в связи с гигантским проектом "Новый шелковый путь". Израильские компании могли бы там участвовать.

- В августе вице-премьер Имангали Тасмагамбетов, тогда еще в качестве министра обороны посетил Израиль, где стороны обсуждали сотрудничество в военно-промышленном направлении. Было подписано соглашение о начале сборке израильских беспилотников в Казахстане. Будут ли наши страны увеличивать обмен военными технологиями и товарами двойного назначения?

- Сегодня тенденция такова, что Израиль не просто продает военные технологии  или технологии двойного пользования сюда. Казахстан в целом заинтересован в трансфере технологий и в том, чтобы производства находились здесь. Мы эту задачу понимаем, с удовольствием сотрудничаем в таком формате. Я думаю, что тут возможны любые варианты.  Вы упомянули сборку беспилотников и это только один из проектов, есть много других. Но что касается военной области, я бы не хотел вдаваться в детали. Лучше спрашивать об этом военных.

Любой оборонный экспорт требует специального разрешения в Израиле у комиссии, которая взвешивает все за и против. Поэтому ни одна компания, будь то частная компания, будь то государственная не может продавать за границу товары производства военно-оборонной промышленности, которые не получили одобрения специальной комиссии Израиля.

- Но трудностей пока мы не встречаем в этом вопросе?

- Пока нет, и мы легко находим общий язык. У нас есть специальная рабочая группа, которая была создана, если я не ошибаюсь, два года назад, которая собирается регулярно. Там обсуждаются все вопросы военно-технического сотрудничества.  

- Израиль и страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) намерены создать зону свободной торговли. На какой стадии сейчас переговоры?

- Сейчас мы находимся уже на стадии переговоров. Ранее мы рассматривали, имеет ли смысл для Израиля создавать такую зону свободной торговли. После мы начали непосредственно переговоры между специалистами, которые должны все формальности утрясти. Я думаю, что нет никаких препятствий, чтобы такая зона была создана в ближайшее время.

- Могли бы вы оценить перспективы создания такой зоны – кто выиграет? По каким направлениям активизируется взаимная торговля?

- Я думаю, что это оживит торговлю между Израилем и странами ЕАЭС, ведь будут убраны таможенные препоны, налоги, и торговать будет легче. Наши экономики взаимодополняемые, нам есть, что друг другу предложить. Поэтому в тот момент, когда будут убраны все препятствия, торговля, я думаю, пойдет гораздо более активно.

Из того, что мы можем предложить друг другу, думаю, тут не ограниченный спектр. Прежде всего, сельскохозяйственные товары. Мы и так уже поставляем много сельхозтоваров в Россию, Казахстан и другие страны. Это будет делать гораздо проще. Далее технологии, опять же полезные ископаемые, готовые продукты, фармацевтика, лекарства. Зависит от конъюнктуры и от того, что требуется каждой из сторон в данный момент. Список можно продолжать до бесконечности.

Куралай Абылгазина

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться