Оружие, официально зарегистрированное за казахстанцами, вообще не участвует в криминальных разборках – эксперт

2915

Глава республиканской оружейной ассоциации "Корамсак" рассказал inbusiness.kz, что не так с их профильным законом, отчего охотники терпят неудобства и почему законопослушные граждане страны оказались беззащитны перед злоумышленниками

Оружие, официально зарегистрированное за казахстанцами, вообще не участвует в криминальных разборках – эксперт Фото: freepik

На сегодняшний день 90% оружия, которое находится на руках у населения в Казахстане, является охотничьим. Всего граждане страны владеют около 250 тыс. единиц оружия, передает inbusiness.kz. Такие данные привел руководитель республиканской ассоциации предприятий и организаций, занятых в сфере оборота гражданского и служебного оружия на территории РК, "Корамсак" Сергей Катнов.

По его словам, базовый Закон РК в этой сфере "О госконтроле за оборотом отдельных видов оружия", принятый еще в 1998 году, несмотря на более поздние изменения и дополнения, устарел и рождает достаточно большие проблемы. Главная из них касается чрезмерных, на его взгляд, запретов. В частности, это большие ограничения по количеству охотничьего оружия, которым может владеть один гражданин. К примеру, в РК разрешено иметь только по два нарезных и гладкоствольных охотничьих ствола, хотя ранее законодательно разрешались по пять единиц того и другого вида. Также одной из проблем, по его мнению, является ограниченный спектр оружия, разрешенного при самообороне.

Не все равны перед законом?

"Объясню насчет охотничьего оружия. Есть такое понятие – правильная охота. Это когда каждому виду дичи соответствует свой калибр и свой вид оружия. Например, на суслика, волка или лося нельзя охотиться с одним видом оружия, потому что самое главное в охоте – это уверенная добыча, – говорит глава ассоциации. – Если из оружия слабого калибра выстрелить по волку, то он, наверняка, просто будет ранен. Он убежит, будет болеть и заражать всех остальных членов стаи. Соответственно, для каждого вида дичи нужен свой калибр. Но у нас несколько лет назад законодательно решили, что в таком случае у населения на руках будет слишком много оружия. Охотники тогда, конечно, были в совершенном недоумении. Ведь при этом тем, кто до законодательного ограничения имел восемь-десять единиц охотничьего оружия, и дальше разрешили ими пользоваться. У нас по Конституции перед законом все равны, но такая категория граждан оказалась "равнее". И таких моментов в законодательстве об оружии много".

Мировой опыт

Сергей Катнов заверил, что на уровень преступности в стране влияет не количество оружия на руках у граждан, а состояние правоохранительной системы. Он приводит пример, что в западноафриканской стране Сьерра-Леоне, где оружие вообще запрещено, уровень преступлений, совершенных при его помощи, один из самых высоких в мире.

"В рабочей группе мажилиса я еще несколько лет назад говорил: "Если вы считаете, что 10 охотничьих стволов в одной квартире – это много, то давайте какую-то часть казахстанцы будут хранить дома, а остальное – в пунктах централизованного хранения оружия". Например, в Чехии, где количество оружия на руках у населения вообще никак не регламентируется, определено, что для четырех единиц оружия – одни условия хранения, до 20 единиц – другие условия хранения, а если ты владеешь оружием свыше 20 единиц – третьи, тогда чуть ли не крепость нужно построить дома. То есть если ты хочешь владеть огнестрельным оружием – выполняй эти условия и храни".

По информации Сергея Катнова, в Норвегии есть понятие опломбированного оружия. Там можно иметь сколько угодно единиц оружия, но пользоваться только шестью. Остальные хранятся в полиции.

"Собирается человек, например, охотиться на медведя. А "медвежий" ствол находится в полиции. Тогда он одно оружие сдает правоохранителям, а другое забирает и спокойно едет на охоту, – рассказывает глава ассоциации. – Когда-то я предлагал такой вариант, как в Норвегии.  Но мне сказали, что, наоборот, надо все урезать. Это было после терактов в Актобе в 2016 году. Тогда у нас пошли все запреты, ужесточения".

Между тем, заверил Сергей Катнов, то оружие, которое продано и официально зарегистрировано за гражданами, в криминале не участвует. Ни в Казахстане, ни в любой другой стране.

"Например, в Казахстане при жанаозенских событиях 2011 года, а также при беспорядках в январе 2022 года вообще не участвовало оружие, которое закреплено за законопослушными гражданами. Крайне редко оно, в принципе, фигурирует в криминальных разборках, – утверждает эксперт. – Такое оружие зарегистрировано, отстреляно, контрольные пули хранятся в полиции, в государственной пулегильзотеке. Это как отпечатки пальцев, тебя по ним всегда вычислят. Это мировой опыт".

По словам Сергея Катнова, гражданское оружие – охотничье и спортивное – преступникам особенно не интересно. Его нельзя скрыто носить, потому что оно большое, не стреляет очередями, не дальнобойное. Злоумышленники по своим каналам добывают себе боевое оружие – с военных складов, из горячих точек. Спикер считает, неправильно говорить о том, что чем больше будет оружия у населения, тем больше будет преступников. Как раз наоборот. Во время январских событий 2022 года в Алматы, говорит Катнов, одна из группировок находилась в коттеджном поселке Каскелена. Они заходили в дома и брали еду, вещи. Но, по информации Сергея Катнова, ни один коттедж, где у хозяев имелось разрешенное, зарегистрированное оружие, не был ограблен. Как только злоумышленники пытались проникнуть на территорию, владельцы домов их предупреждали, что будут стрелять. И те отступали.

Почему нельзя сказать "прощай" оружию для самообороны

По мнению Сергея Катнова, у казахстанцев крайне узок спектр того оружия, которое можно применять для самообороны. В этой части законодательство, считает он, несовершенно до такой степени, что делает граждан беззащитными перед преступниками.

"В Казахстане разрешено для самообороны газовое и электрошоковое оружие. К первой категории относятся газовые пистолеты-револьверы и баллончики, но у них есть существенные минусы – их не рекомендуется применять в закрытом помещении. Например, в лифте, на лестничной клетке, поскольку жертва может пострадать даже больше злоумышленника. Электрошокеры же, которые во многих странах продают даже в хозяйственных магазинах, в РК приравняли к оружию со всеми вытекающими последствиями: необходимостью разрешения на них от полиции, хранения в сейфах и так далее. Электрошокер, в принципе, неплохая штука, но она контактная. Для того чтобы его использовать, необходимо войти в контакт с нападающим. А если их несколько, то, пока человек использует электрошокер против одного злоумышленника, другие его просто запинают. И все, спектр оружия для самообороны исчерпывается.  Оружие травматического действия в Казахстане запрещено, хотя оно как раз более или менее эффективно".

Между тем, говорит Сергей Катнов, во всем мире единственным эффективным и универсальным средством самообороны является короткоствольное огнестрельное оружие – пистолеты и револьверы. В некоторых странах бывшего Советского Союза – а это Прибалтика, Молдова, Грузия, Беларусь – гражданам разрешено приобретать огнестрельное короткоствольное оружие.

"И там никто никого не перестрелял, там не было взрыва преступности! Я разговаривал с коллегой из Литвы, когда у них в одном из кинотеатров произошел инцидент со стрельбой в потолок. В то время звучали предложения о запрете огнестрельного короткоствольного оружия, но по Литве такая волна пошла! Люди говорили, что благодаря разрешению на такой вид оружия они стали по улицам спокойно ходить. А в Англии, кстати сказать, когда запретили "короткое" огнестрельное оружие, уровень именно уличной преступности вырос на 120%.  В Израиле после запрета на такое оружие террористы просто на автобусных остановках стали убивать граждан. Тогда в Израиле опять вернули разрешение на применение огнестрельного короткоствольного оружия, и все вернулось на круги своя", – привел примеры Сергей Катнов. 

Зона guns free

Конечно, у многих возникнет резонный вопрос, почему в США, где свободное ношение оружия разрешено в большинстве штатов и, по данным интернет-источников, зарегистрировано наибольшее его количество на душу населения, так часты теракты в учебных заведениях, супермаркетах и торговых центрах? 

"Дело в том, что в большинстве штатов США есть так называемые зоны guns free. То есть там нельзя находиться с оружием, поэтому вооруженный преступник идет туда и точно знает, что не встретит там вооруженного отпора. А в Техасе, например, где один из самых либеральных законов об оружии, на школьном празднике психопат достал ружье и хотел стрелять, но один из отцов достал пистолет, и вопрос был решен быстро, на месте и без жертв, – рассказывает Сергей Катнов. – Законопослушные вооруженные граждане в США останавливают преступников больше и чаще, чем полиция. К слову, возле полицейских участков военных баз расстрелов нет. Почему-то об этом нам не говорят! А у нас вся страна – фактически зона guns free. Преступники знают, что гражданам нечем давать отпор".

Знаменитую вторую поправку к Конституции США, о которой толком никто не знает, трактуют как бесконтрольное обращение с оружием, продолжил Сергей Катнов. По его словам, на самом деле она гласит, что хорошо вооруженные отряды граждан необходимы для безопасности свободного государства, право народа владеть оружием и носить его не может быть нарушено. 

"То есть законопослушный вооруженный гражданин – это основа безопасности общества во всем мире, во всех нормальных странах. Есть интересный исторический факт: после атаки на Перл-Харбор у японцев были планы высадить в США экспедиционный корпус. Но потом, когда они начали смотреть, что только в Северной Каролине охотников и вообще граждан с оружием насчитывалось 740 тыс. человек, кроме армии, национальной гвардии, они поняли, что туда даже соваться бесполезно", – привел пример Сергей Катнов.

По его мнению, в Казахстане на сегодняшний день гражданам, по большому счету, нечего противопоставить преступникам. Ведь далеко не каждый является мастером спорта по боксу или карате, говорит он.

"Все-таки Казахстан достаточно цивилизованная страна, и немыслимые запреты на оружие я считаю неуместными. В Италии, например, если человек захотел приобрести пистолет, то ему необходимо сначала объяснить, для чего он нужен. Если это студент, который любит ходить по ночным клубам, то ему никогда не дадут разрешения на приобретение такого оружия. А если он мелкий предприниматель, у которого есть свой магазинчик и вечером поздно приходится возвращаться домой, то тогда ему дадут "добро". Мир давно пришел если не к универсальным, то к действенным методам обращения с оружием", – подытожил спикер.

Для справки

Оружейная ассоциация "Корамсак" является членом НПП "Атамекен", входит в рабочие группы мажилиса по вопросам законодательства, которое касается охоты, охотничьего туризма, является членом экспертного совета МВД РК. "Корамсак" объединяет около 70% компаний, работающих в сфере оборота гражданского и служебного оружия. В основном, это оружейные магазины, охотничьи организации. По данным Сергея Катнова, служебное оружие в Казахстане, в частности, используют частные охранные предприятия, подразделения военизированной охраны, службы инкассации банков, спецсвязи, егеря, охотинспекторы. Боевое стрелковое оружие, которое находится на вооружении воинских частей, формирований, силовых структур, запрещено в обороте в качестве гражданского и служебного оружия.

Ранее мы рассказывали, что в Казахстане нанесли удар по ОПГ, изъяв у них оружие, религиозную литературу, наркотики. 

В середине февраля в Казахстане КНБ обнаружил тайники с боевым оружием и боеприпасами, спрятанными еще в январе 2022 года. 

Изображение от freepic.diller на Freepik

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться