От добрососедства к стратегическому партнерству: экс-глава МИД КР о Казахстане

1178

22 августа Касым-Жомарт Токаев посетит с официальным визитом Кыргызскую Республику.  

От добрососедства к стратегическому партнерству: экс-глава МИД КР о Казахстане Фото: kabar.kg

В Бишкеке пройдут переговоры на высшем уровне, в том числе заседание Высшего межгосударственного совета, где главы государств обсудят ключевые направления двустороннего сотрудничества — от торгово-экономической интеграции и энергетической кооперации до гуманитарной повестки и совместной региональной стратегии.

По оценке экспертов, за последние годы казахско-киргизские отношения прошли качественную трансформацию. Сегодня это взаимодействие уже не просто "братское", а институционально подкрепленное — с регулярными встречами на высшем уровне, совместными дорожными картами, синхронизацией внешнеполитических подходов и активным экономическим обменом.

О том, как именно меняются принципы взаимодействия между двумя странами, какие вызовы и возможности открываются в преддверии визита, а также почему культурная и гуманитарная близость становится фундаментом политического сближения, рассказывает в эксклюзивном интервью inbusiness.kz доктор политических наук и бывший министр иностранных дел Кыргызской Республики Аликбек Джекшенкулов.

— Аликбек Джекшенкулович, как Вы оцениваете эволюцию киргизско-казахстанских отношений за последние годы? Что изменилось в восприятии друг друга на уровне государств и обществ?

— За последние годы киргизско-казахстанские отношения демонстрируют устойчивую положительную динамику, перейдя на качественно новый уровень — от добрососедства к стратегическому партнерству и союзничеству. Произошел значительный прорыв в политическом диалоге. Отношения стали более структурированными, доверительными и прагматичными. Это подтверждается частыми встречами на высшем уровне, в ходе которых подписываются конкретные дорожные карты и соглашения. Если ранее в восприятии могли доминировать отдельные спорные вопросы (например, пограничные инциденты), то сейчас они решаются в рабочем порядке через созданные механизмы. Ключевым изменением является смещение фокуса с тактического реагирования на проблемы к стратегическому планированию совместного будущего.

Восприятие в целом остается очень позитивным. Казахстан для кыргызстанцев — это страна с большими экономическими возможностями, "брат", куда едут на заработки и учебу. Кыргызстан для казахстанцев — близкий по духу и культуре народ, популярное туристическое направление. Конечно, есть и болевые точки, но в целом фундамент народной дипломатии, основанный на общем тюркском наследии, родственных связях и культурной близости, остается чрезвычайно прочным.

Я бы хотел отметить особую роль президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. С его приходом роль Казахстана в мировой политике, в международных делах и в региональной политике, а также в формировании, так сказать, интеграционных процессов в Центрально-Азиатском регионе значительно возросла. Он, конечно, демонстрирует свои недюжинные дипломатические способности. В дипломатических кругах он считается одним из ведущих лидеров в мире, поскольку, как вы знаете, долгое время возглавлял министерство иностранных дел, он — профессиональный дипломат.

— Насколько устойчивым является товарооборот, каковы точки роста и что способствует раскрытию полного потенциала экономического сотрудничества? 

— Казахстан стабильно входит в тройку крупнейших торговых партнеров Кыргызстана, и наоборот. Товарооборот между нашими странами показывает устойчивый рост, несмотря на внешние вызовы. Торговля диверсифицирована: от сельхозпродукции (мясо, молоко, овощи, мука) и готовых товаров (текстиль, мебель, продукты переработки) до нефтепродуктов, угля и продукции машиностроения. Это делает ее менее уязвимой к колебаниям цен на один товар.

Совместное промышленное производство представлено предприятиями в легкой промышленности, переработке сельхозпродукции, фармацевтике и IT. В сфере логистики и транзита мы наблюдаем максимальное использование транзитного потенциала двух стран в рамках проектов "Восток – Запад" и "Север – Юг" для выхода на рынки Китая, Южной Азии и Ближнего Востока.

Проводится реализация совместных проектов в сфере ВИЭ и гидроэнергетики с учетом общих интересов, увеличивается турпоток, сотрудничество в образовательных и медицинских услугах.

При этом раскрытие полного потенциала возможно только при полном устранении барьеров. Сюда относятся унификация таможенных и санитарных процедур в рамках ЕАЭС (исключение двойного контроля, цифровизация), синхронизация технических регламентов для свободного движения товаров, упрощение процедур для трудовых мигрантов и бизнеса, развитие совместной финансовой инфраструктуры (использование национальных валют в расчетах, общие платежные системы).

— Существуют вопросы в трансграничном взаимодействии и региональной кооперации, например, вопросы водно-энергетических ресурсов, логистики, таможни, миграции, требующие политической воли на высшем уровне. Как Вы можете описать усилия наших стран по их решению?

— Эти вопросы действительно требуют и демонстрируют высокую политическую волю руководства обеих стран. Водно-энергетический баланс – это самый сложный вопрос. Казахстан заинтересован в бесперебойных поставках воды для ирригации, Кыргызстан — в справедливой компенсации за регулирование стока и электроэнергию. Усилия сместились от взаимных претензий к поиску комплексных решений: обсуждаются механизмы бартера ("вода в обмен на уголь/электроэнергию/товары"), совместные инвестиции в ремонт и модернизацию межгосударственных водохозяйственных сооружений. Диалог стал более предметным.

В рамках ЕАЭС ведется постоянная работа по цифровизации и упрощению процедур. Созданы "зеленые коридоры" для агропродукции. Проблемы (например, очереди на границе) решаются через прямые переговоры соответствующих ведомств, что стало более оперативным.

Достигнут значительный прогресс в вопросах миграции. Подписание соглашения о взаимных поездках по внутренним ID-картам — яркий пример. Вопросы защиты прав трудящихся-мигрантов, уплаты налогов решаются в правовом поле ЕАЭС.
По всем этим направлениям наблюдается переход от конфронтации к прагматичному торгу и поиску взаимовыгодных компромиссов, что является признаком зрелости отношений.

— Каково значение гуманитарных, культурных и образовательных связей в укреплении долгосрочного союзничества между Кыргызстаном и Казахстаном? Насколько глубоки эти связи и как их использовать для формирования единого общественного и культурного пространства в Центральной Азии?

— Эти связи являются фундаментом и "иммунной системой" всего комплекса двусторонних отношений. Они обеспечивают долгосрочную устойчивость союзничества, даже когда на политическом или экономическом уровне возникают временные трудности. Связь между нашими странами достаточно глубока: общие эпосы ("Манас" — "Алпамыс"), традиции, язык (взаимопонимание на уровне тюркской основы), кухня, музыка. Огромную роль играют родственные связи (ру/уруу), особенно в приграничных регионах. Ежегодно проводятся Дни культуры, совместные научные конференции, фестивали.

Для формирования единого пространства необходимо увеличить квоты на обучение в вузах друг друга, особенно по специальностям, важным для регионального развития; создавать совместные медиапродукты (кино, сериалы, документальные проекты), рассказывающие об общей истории и современности; активизировать молодежные обмены (лагеря, форумы, спортивные соревнования); развивать общие туристические маршруты ("Великий Шелковый путь", природные достопримечательности двух стран). Такой "мягкий" подход постепенно стирает границы в сознании людей, создавая почву для единого центральноазиатского пространства.

— Какую роль играют наши страны в региональных и международных организациях, а также насколько эффективно нашим странам удается адаптироваться к новой геополитической реальности?

— Позиции Кыргызстана и Казахстана в рамках ЕАЭС, ОДКБ и ШОС в основном совпадают или очень близки. Оба государства являются активными и ответственными участниками этих структур. Оба заинтересованы в углублении экономической интеграции в рамках ЕАЭС, но с акцентом на снятие барьеров, а не на создание наднациональных политических органов. Для Кыргызстана это доступ к рынку и инвестиции, для Казахстана — логистические цепочки и устойчивые поставки.

ОДКБ наши страны видят как важный инструмент обеспечения региональной безопасности (борьба с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, обеспечение стабильности), особенно после вывода войск США из Афганистана. ШОС рассматривают как платформу для диалога по безопасности и развития отношений с Китаем и другими странами.

В основе внешней политики обоих государств лежит многовекторность. Их интересы в большей части совпадают в вопросах невмешательства во внутренние дела, уважения суверенитета и развития транзитного потенциала. Обе страны демонстрируют высокую адаптивность к геополитической реальности. Они стремятся сохранить суверенный курс, не попадая в полную зависимость от крупных игроков, и извлекать выгоду из своего транзитного положения. Солидарность и консультации между Астаной и Бишкеком являются ключевым элементом успешной адаптации в условиях новой конфронтации Запада и Востока.

— Сейчас звучат предложения активизировать форматы региональной интеграции на Центральноазиатском уровне. Насколько реалистична такая модель и какую роль в ней могли бы играть Бишкек и Астана?

— Модель региональной интеграции на уровне Центральной Азии кажется более реалистичной и востребованной, чем когда-либо ранее. Раньше этому мешали двусторонние споры, разная скорость развития и ориентация экономик на внешние центры силы. 

Сегодня сформировались критически важные предпосылки:
    1. Общая региональная идентичность крепчает.
    2.  Понимание, что только вместе можно решить трансграничные проблемы (вода, безопасность, логистика).
    3. Внешние вызовы (ситуация в Афганистане, санкционное давление на Россию) заставляют искать региональные ответы.
    4.  Институциональная основа: уже несколько лет успешно работают консультативные встречи глав государств Центральной Азии.

Таким образом, Казахстан и Кыргызстан являются естественными лидерами и драйверами этого процесса. Казахстан как крупнейшая экономика региона может выступать финансовым и логистическим хабом, предлагая инвестиции и транзитные коридоры. Кыргызстан часто выступает инициатором гуманитарных и водно-энергетических проектов, являясь активным защитником интересов стран верховья.

Их совместная инициатива и тесная координация могут стать мотором для всей Центральной Азии, предлагая конкретные проекты в области торговли, энергетики и безопасности, в которые постепенно будут включаться и другие соседи.
Сейчас же у нас период стратегической тактики, и мы уже выстраиваем отношения на самом высоком уровне.

Межгосударственный совет, диалог наших президентов, взаимопонимание — все это в мировой политике считается одной из образцовых моделей взаимодействия между странами.

Подытоживая, хочется отметить, что интеграция осуществляется на самом высоком уровне, и я с оптимизмом смотрю в будущее. Я думаю, оно у нас будет общим и интеграционные процессы будут, так сказать, углубляться. Мы являемся не только соседними и братскими народами, но и, в философском смысле, близкими по общим ценностям, по стремлению к развитию мира.

Читайте по теме:

Токаев и Жапаров откроют "Золотой мост дружбы"

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться