От катастрофы до скандала: виноват ли дом в трагедии "Бек Эйр"

Авиакатастрофа, в которой погибли 12 человек, дала старт массовым проверкам жилых домов вблизи аэропорта и дискуссиям о законности таких строений.

От катастрофы до скандала: виноват ли дом в трагедии "Бек Эйр" Фото: Максим Морозов

Бортовые самописцы с разбившегося самолета передали для расшифровки в Москву в Международный авиационный комитет (МАК). Делать выводы о причинах катастрофы пока рано. Но многих сейчас волнует другой вопрос: мог ли дом, стоящий недалеко от взлетной полосы, стать причиной гибели людей?

Если бы не застройка, все бы выжили

Именно так считает глава "Бек Эйр" Нурлан Жумасултанов.

"Если бы дома не было, самолет был бы цел и все бы выжили", – сказал Жумасултанов во время пресс-конференции в Алматы. И добавил, что даже бетонный забор для самолета неопасен, основная претензия к тому, что строение было капитальное, "в три кирпича, которое только танк выдержит".

Юрист в области земельного права Бакытжан Базарбек сразу после катастрофы опубликовал пост на своей странице в Facebook, где заявил, что вокруг аэропорта Алматы идет незаконная застройка.

По его мнению, "если бы не было бы этой аферы, не было бы домов, самолет благополучно скольжением по снегу сел на брюхо. Были бы спасены люди".

Президент Касым-Жомарт Токаев поручил изучить вопрос законности частной застройки в непосредственной близости к границе аэропорта города Алматы.

"Генеральной прокуратуре и МВД поручено в рамках возбужденного уголовного дела принять меры по выявлению причин и условий, способствовавших авиакатастрофе, и привлечению виновных к установленной законом ответственности, а также изучить вопрос законности частной застройки в непосредственной близости к границе аэропорта города Алматы", – сообщается на сайте Акорды.

Все будет проверяться

Как сообщили inbusiness.kz в пресс-службе акимата Алматинской области, в связи с обстоятельствами трагедии, произошедшей 27 декабря, создана рабочая комиссия, которая проверяет, насколько законно были выданы эти земли. Кратко, своими словами, перескажем телефонный разговор с пресс-службой.

– Начата проверка и по окончании проверки мы дадим полную информацию. Здесь следует отметить, что и президент дал поручение, чтобы соответствующие органы провели свою проверку, поэтому будет комплексная проверка, по окончании которой будут сделаны выводы и донесены до общества.

– А что касается конкретно того дома, в который врезался самолет?

– Пять лет он строил этот дом, ни одного документа у него на участок нет, на строительство дома тоже. Назначение участка мы сейчас проверяем. Была информация в СМИ, что якобы его приглашали в районный Талгарский акимат, но его не приглашали.

– Вообще планируется встреча с хозяином дома?

– Да, конечно. Он этнический казах. Мы попросили коллег найти его, но у родственников его нет. Мобильный отключен, коллеги звонят – не выходит на связь. Родственник, который написал от его имени, написал недостоверную. Он писал, что акимат сельский оказывал на него давление – все это будет проверяться.

Какая еще компенсация

Между тем, авиаперевозчик не планирует компенсировать затраты хозяина дома на строительство до тех пор, пока хозяин дома не предоставит документы на свою постройку.

"На дом должны быть документы. Он (владелец – прим.) должен предоставить документы: законно ли это или нет", – сказал Нурлан Жумасултанов.

Жумасултанов не отрицает, что знает о том, что у хозяина дома нет документов, а, значит, и платить компенсацию, скорее всего, не собирается. Более того, Жумасултанов повернул вопрос так, что дом может быть виноват в гибели людей.

Между тем, на авиафоруме высказывается и другая версия – что большинство пассажиров остались живы благодаря тому, что самолет врезался в дом:

"Может, пожара не было как раз потому, что самолет затормозил об дом, вместо кувырков по полю".

"Если уж четырехкилометровой полосы не хватило, то либо нужно пересматривать требования к зонам отчуждения вокруг а/п в принципе, либо прагматично принять неизбежные риски и смириться с последствиями", – пишут комментаторы на авиафоруме.

Тем не менее, законность построек вызывает у всех массу вопросов. Ведь если дом строится вблизи аэропорта или аэродрома, то его строительство также надо согласовывать с аэропортами. Так как приаэродромная территория имеет несколько ограничений для строительства объектов недвижимости.

Почему же аэропорт Алматы до сих пор не высказался о правилах и законах, регламентирующих строительство вблизи воздушной гавани?

Катерина Клеменкова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться