Паркетник как требование времени

Артур Мискарян Артур Мискарян
24869

Первый компактный кроссовер от российского автопроизводителя на тест-драйве Atameken Business.

Паркетник как требование времени Фото: Мария Матвиенко

Рост популярности автомобилей с увеличенным дорожным просветом и полным приводом понятен. Человек хочет быть уверен в том, что утром выедет со двора после снегопада, длившегося всю ночь, к которому вдруг оказались не готовы коммунальные службы. В городе, где часто есть проблемы с парковками, с хорошим дорожным просветом и полным приводом можно припарковаться в сугробе или запрыгнуть на бордюр. В поездке в деревню тоже хочется быть уверенным в том, что за несколько километров до места назначения не придется бежать за трактором или лопатой. И потом полный привод вкупе с большим клиренсом – карт-бланш при выборе места для семейного пикника на природе и страховка от сюрпризов плохих дорог.

Есть только одна проблема – высокий дорожный просвет и полный привод означают увеличенный расход топлива. И хотя разница по сравнению с автомобилями с приводом на одну ось не так велика (1-1,5 литра), для многих, как показывает практика, она оказывается критична. Покупатель, с одной стороны, хочет той самой уверенности в проходимости своего автомобиля, а с другой – оказывается не готов платить за это на заправках. Первыми на эту проблему обратили внимание автопроизводители в Америке: подсчитав, они пришли к тому выводу, что в паре "полный привод-высокий клиренс" большую проблему для экономии топлива представляет полный привод.

После этого американские производители стали предлагать покупателям моноприводные модификации тех автомобилей, которые изначально задумывались как внедорожники, хотя после "ампутации" привода на одну из осей переставали быть внедорожниками. Покупателям предложение понравилось: "внедорожные амбиции" большинства, как оказалось, ограничиваются травой у дома, а для того, чтобы проезжать ямы и штурмовать бордюры, достаточно просто большого дорожного просвета.

Примеру американцев тут же последовали японские, европейские и корейские автопроизводители. Это привело к тому, что теперь на дорогах можно встретить огромные джипы с объемом двигателя более 5 литров, но с приводом на одну ось. Хотя есть и другие, действительно разумные примеры: так называемые паркетники, или компактные кроссоверы, по сути, приподнятые хэтчбеки. Корейские и европейские автопроизводители в этом особенно преуспели, предлагая целые колоды моделей компактных и вместительных автомобилей, которые благодаря большому дорожному просвету не боятся заезда на бордюр, ям на дорогах и имеют шансы не спасовать перед небольшим сугробом.

Вход российского производителя автомобилей Lada на рынок компактных кроссоверов осуществлялся иначе. На Волжском автозаводе с конца семидесятых годов прошлого века и по сей день выпускают "Ниву". Самое существенное изменение, которое произошло с автомобилем за сорок лет на конвейере, – переименование в Lada 4x4. В кооперации с Chevrolet АвтоВАЗ предпринимал попытку осовременить старую модель, в результате на свет появилась Chevrolet Niva. Обе модели хорошо показывают себя там, где нет дорог, но езда в городе на них окажется испытанием даже для бывалого водителя. Не говоря уже о женщинах, которые все чаще садятся за руль. В качестве основы при создании обеих моделей взяты еще советские разработки, и потому комфорт этих автомобилей соответствует стандартам тех времен. Кроме того, надежность Lada 4x4 и Chevrolet Niva обратно пропорциональна их простоте в ремонте.

В 2014 году альянс Renault-Nissan приобрел контрольный пакет акций АвтоВАЗа. Опыт японцев и французов в производстве популярных ныне компактных кроссоверов с приводом на одну ось стал доступен и российскому автопроизводителю. Тогда свет увидел Lada XRay – первый автомобиль, который АвтоВАЗ по праву может позиционировать как компактный городской кроссовер. Это своего рода попытка запрыгнуть в уходящий поезд: большинство именитых автопроизводителей к тому времени уже представили свои модели компактных кроссоверов.

Если принять за аксиому, что компактный кроссовер с передним приводом – ничуть не внедорожник, и максимум, что можно от него требовать, – это проезд ухабов без страха "притереть пузо", объехать через бордюр неправильно припаркованный автомобиль или нахрапом взять небольшой сугроб, то Lada XRay по сравнению с прошлым опытом АвтоВАЗа – качественно иной уровень. В ее способностях преодолевать вышеназванные препятствия я убедился во время поиска места для фотосъемки к этому материалу – 195 мм дорожного просвета и переднего привода для этих задач достаточно. На тесте был автомобиль с мотором 1,8 и ручной коробкой передач, которая приятно удивила. Хотя ход рычага и длинноват, но усилие на нем выверено, и вы точно не ошибетесь, например, включая четвертую передачу вместо второй или третью вместо пятой. К тому же на приборной панели есть специальный индикатор, который подсказывает, когда переключить передачу. И хотя опытному водителю эта опция ни к чему, полезной она будет для женщин, которым тяжелее дается управление автомобилем с механикой.

С мотором 1,8 на XRay вы будете нормально чувствовать себя в городе, и если, покупая автомобиль, вы предполагаете, что хоть иногда будете выезжать на загородную трассу, то, выбирая между двигателями 1,6 и 1,8, лучше выбирать последний. На выбор покупателя есть и автоматическая трансмиссия – 5-ступенчатый робот. Выбирая XRay для себя, я выбрал бы машину с механикой: в этом классе автомобилей к работе роботизированных коробок все еще есть вопросы, да и с точки зрения надежности "робот", который ставят на Vesta и XRay, все еще остается темной лошадкой в силу своей новизны.

За Lada XRay в самой простой комплектации с мотором 1,6 и МКП дилеры просят 4030000 тенге. За эти деньги автомобиль оснащен антиблокировочной системой тормозов, системой курсовой устойчивости, противобуксовочной системой и системой помощи при старте на подъеме. Такой же XRay, но с литыми дисками, задними электрическими стеклоподъемниками и подогревом передних сидений стоит уже 4325000 тенге. С роботизированной коробкой передач этот автомобиль оценивается в 4595000 тенге. Цены на XRay c мотором 1,8 стартуют с отметки 4840000 тенге. Со "старшим мотором" XRay оснащается обогревом лобового стекла, датчиками света и дождя и мультимедиа-системой с сенсорным дисплеем диагональю 7 дюймов. С роботом такой автомобиль стоит 4970000 тенге. Для сравнения, Renault Sandero в базовой комплектации стоит 3400000 тенге, а в топовой комплектации с автоматом такой автомобиль оценивается в 4475000 тенге. Однако Sandero поставляется только с одним двигателем объемом 1,6 литра. В этом же ценовом сегменте представлен китайский JAC S3 костанайской сборки. В базовой комплектации S3 стоит 3604000 тенге, а в топовой комплектации с "роботом" – 4522000 тенге. На выбор покупателей "китайца" тоже только один двигатель – 1,5 литра.     

В отделке интерьера XRay использованы недорогие материалы, но вопросов к тому, как выверены зазоры между деталями отделки, нет. Багажник объемом 360 литров удобной формы, так что в него можно загрузить большой старый телевизор, а если сложить спинки задних сидений, то на XRay можно перевезти, например, стиральную машину. В багажнике есть розетка на 12 вольт. Еще одним аргументом в пользу того, что жить этому автомобилю лучше в городе, является работа подвески. Мелкие неровности вроде швов на асфальте, канализационных люков и небольших ям подвеска отрабатывает отлично на любой скорости. Но более крупные неровности, те же лежачие полицейские, например, подвеска отрабатывает жестче, чем того можно ожидать, получив такой "аванс" на мелких неровностях.   

Форма передних сидений и отсутствие между ними подлокотника – проблемы XRay. Сиденья установлены высоко, так что рослый водитель будет вынужден сильно откидывать назад спинку сиденья и поэтому сидеть с вытянутыми руками. При длительной езде водителю и переднему пассажиру не на что облокотиться, а из-за формы сидений может уставать спина.

Недорогой при покупке и в обслуживании XRay, таким образом, соответствует главному требованию, предъявляемому компактному кроссоверу, – практичности. С современным обликом, созданным под руководством Стива Маттина, который до этого "рисовал" автомобили Mercedes и Volvo, XRay воспринимается совершенно иначе по сравнению со своими братьями по конвейеру. Означает ли это, что, выпустив первый в своей истории компактный кроссовер в сотрудничестве с Renault-Nissan, АвтоВАЗ вошел в новую для себя эпоху качественно иных автомобилей, покажет время.

Артур Мискарян

Telegram
Тренды авторынка в нашем Telegram-канале Аtameken Business Auto
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться