Плату за проезд по дорогам Казахстана пускают в "свободное плавание"

10915

"КазАвтоЖол" ударными темпами набирает иностранные займы, подкладывая тем самым под свои тарифы валютную "бомбу" в случае ослабления тенге.

Плату за проезд по дорогам Казахстана пускают в "свободное плавание" Фото: inbusiness.kz

Долговая нагрузка оператора по управлению автодорогами "КазАвтоЖол" продолжает расти. Такие данные следуют из отчета нацкомпании за 2024 год, передает inbusiness.kz.

 

Источник: отчет "КазАвтоЖола" за 2024 год, стр. 37 в pdf

Так, на конец прошлого года объем полученных займов достиг 1,4 трлн тенге, больше почти на 50% задолженности под занавес 2023 года – 938 млрд тенге. Судя по отчетности, копилка долгов "КазАвтоЖола" пополнилась благодаря полученным займам от Банка развития Казахстана (БРК) в долларах на 23,7 млрд тенге, в юанях на 102,3 млрд тенге и долларового кредита от Евразийского банка развития (ЕАБР) на 104,7 млрд тенге.

Кроме того, с учетом снижения курса тенге и накапливающихся процентов за 2024 год высокого уровня достиг долларовый заем от Эксимбанка Китая – 881,7 млрд тенге по сравнению с 723,2 млрд тенге годом ранее. Весомые долговые обязательства у дорожного оператора на конец 2024 года оставались перед Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) – в долларах на 62,3 млрд тенге и в нацвалюте на 145,1 млрд тенге, а также Азиатским банком развития (АБР) на 69,8 млрд тенге.

Весной inbusiness.kz писал, что "КазАвтоЖол" собирается занять до 980 млн долларов у ЕБРР и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) на реконструкцию дороги Актобе – Улгайсын. Кроме того, в июле 2024 года сообщалось, что "КазАвтоЖол" займет 1,3 миллиарда долларов у Всемирного банка (ВБ) и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) на реконструкцию и содержание автодороги Караганда – Жезказган. Однако этих займов пока не видно на балансе нацкомпании в отчетности за 2024 год. Но можно, в принципе, ожидать, что размер долга "КазАвтоЖола" скоро перешагнет психологическую отметку в 2 трлн тенге, или примерно 4 млрд долларов, что приблизительно будет равно 7-8% годового бюджета страны в 25,8 трлн тенге.

Чудеса на виражах выручки

При этом нацкомпания заработала за прошлый год выручку в 75,8 млрд тенге и чистую прибыль в 40,9 млрд тенге. Правда, при себестоимости реализации в 73,3 млрд тенге в плюс ее вытащил нетто-доход от курсовой разницы в 48,2 млрд тенге, видимо, по валютным кредитам. А так вознаграждения по займам за 2024 год были выплачены в объеме 46,7 млрд тенге. 

В основном такая небольшая выручка сложилась из возмещения расходов по организации и управлению строительством и ремонтом дорог, получаемого от так называемого принципала в лице комитета автодорог минтранспорта в рамках оплаты госзаданий по госпрограммам на сумму 674,6 млрд тенге и возмещения расходов по управлению и содержанию платных дорог за счет средств сбора оплаты на 45,9 млрд тенге и прочей выручки на 1,4 млрд тенге. Однако из этих средств вычитаются расходы по организации и управлению строительством и ремонтом дорог на 624,3 млрд тенге, а также расходы, связанные с оказанием услуг по организации и управлению деятельности платных дорог на 21,8 млрд тенге.

Напомним, что по системе сбора платы за проезд по платным дорогам у "КазАвтоЖола" имеется частный партнер.  

"24 декабря 2019 года между группой и консорциумом в составе: ТОО Computer Vision Technologies, ТОО "Темиржол Жондеу" и FAR EASTERN ELECTRONIC TOLL COLLECTION CO., LTD. был заключен договор со сроком на 11 лет по устройству и обслуживанию системы взимания платы за проезд по автомобильным дорогам республиканского значения. Общая сумма договора составила 138 777 010 тысяч тенге без учета НДС, которая состоит из стоимости капитальных работ в размере 25 688 029 тысяч тенге и стоимости услуг сервисного обслуживания в размере 113 108 981 тысяча тенге. Возмещение инвестиций планируется осуществлять только за счет средств, поступающих от взимания платы с ведением учета по каждому участку. В случае недостаточности средств от взимания платы для осуществления платежа по возмещениям инвестиций недостающая сумма переносится на последующий период и выплачивается при достаточности средств", – напоминается в отчетности.

Отметим, в мае бывший министр транспорта сообщал, что за 2024 год сборы за проезд по платным дорогам составили 48 млрд тенге, а в этом году их рост ожидался выше 100 млрд тенге.

К слову, в отчетности привлекает внимание выросшая к концу 2024 года дебиторская задолженность от принципала – 1,3 трлн тенге, в конце 2023 года она была всего 761,9 млрд тенге. Очевидно, что при текущем дефиците бюджета дебетовый разрыв будет продолжать расти. А это значит, что кредиторы "КазАвтоЖола" могут долго ждать выплат по своим займам.

Год назад inbusiness.kz освещал отчетность "КазАвтоЖола" за 2023 год.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться