Почему мечта о собственном бизнесе в Казахстане разбивается о реальность

359

За идеализированной картинкой стоят серьезные невидимые проблемы, говорят сами предприниматели, и это подтверждает официальная статистика.

Почему мечта о собственном бизнесе в Казахстане разбивается о реальность Фото: pixabay.com

В социальных сетях между казахстанцами развернулась острая дискуссия о предпринимательстве, которое в последние годы активно пропагандируется коучами как единственно верный путь к успеху. На самом деле зачастую за красивой обложкой собственного бизнеса стоят финансовые риски, постоянный стресс и годы тяжелого труда, передает inbusiness.kz.

Общественное мнение разделилось между идеализированным образом владельца бизнеса и суровой реальностью ведения дел.

Иллюзия "быстрых" денег и "понтов"

Основной тезис, с которого началась дискуссия, – это чрезмерная романтизация собственного дела. Многих мотивируют не экономические цели, а ложные установки.

"Все коучи твердят, что работать на кого-то — отстой, нужно открывать свой бизнес… Многие думают: "Сейчас возьму 100 платьев, распродам за неделю и подниму деньги", — пишет Ася Мамедова.

Эта установка подкрепляется образом жизни, навязанным сериалами и медиа. Как отмечают казахстанцы, молодые предприниматели часто стремятся к бизнесу "чисто ради понтов и высокомерия", чтобы "ездить на новом гелике, в брендовых шмотках, курить кальян и с важным видом раздавать приказы".

Однако эта красивая картинка быстро меркнет. Один из пользователей резко описывает реальное положение дел, когда владелец малого бизнеса вынужден быть "и бухгалтером, и управленцем, и жнецом, и на дуде игрецом", самостоятельно таская грузы и выполняя практически всю работу.

Изнанка бизнеса: долги, нервы и годы ожидания

Сами предприниматели говорят, что за идеализированной картинкой стоят серьезные невидимые проблемы.

"Увы, за этой картиной куча проблем – юридические и финансовые, не все осилят. Многие открывают бизнес, залезают в долги и кредиты, прогорают. Предпринимательство требует колоссальных сил, нервов и времени. Настоящий доход, который превысит вложения, может появиться только через годы, а не дни или месяцы", — комментирует предприниматель Нина Строкова, имеющая свой салон красоты.

Наиболее ярким контрастом стала история Евгении Бушаковой, которая, проработав 5 лет как индивидуальный предприниматель в сфере SMM-маркетинга, вернулась в наем. Она описывает это решение как огромное облегчение.

"Ушла в наем, и сразу отпуск появился. И деньги на карту приходят каждый месяц. Никаких тебе деклараций и продлений ЭЦП, недовольных лиц налоговых инспекторов. Еще и медстраховку сделали безлимитную. Боже, я в раю!" — говорит девушка.

Как оказалось, сегодня для многих стабильность и защищенность наемного сотрудника перевешивает мнимую свободу предпринимателя, который постоянно сталкивался с неплатежами и отсутствием больничных и отпуска, плюс еще с ростом налогов и контроля со стороны фискальных органов.

Главное правило – не идти за маркетингом

Предприниматель в сфере ресторанного бизнеса Давид Хачитурян считает, что попытка открыть бизнес, даже неудачная, также является главным движением.

"Результат — это не только победа, самое главное – движение. Но, чтобы это движение было осмысленным, необходимо следовать принципу "делай то, что любишь". Корень проблем в том, что люди не знают, что им самим нравится, и поэтому поддаются маркетингу и прогревам, которые, к сожалению, чаще всего приводят к разочарованию, а не довольным клиентам", — подчеркнул бизнесмен.

Все-таки успех в бизнесе — это удел не для всех. Предпринимательство требует не только финансовых вложений, но и устойчивости к стрессу, готовности работать годами без немедленного результата и, самое главное, искреннего понимания своих целей, а не следования модной волне или обещаниям "быстрых" денег.

Статистика подтверждает уход с рынка

Собственный опыт предпринимателей подтверждается и официальной статистикой. Так, по данным бюро нацстатистики, за январь-сентябрь 2025 года в Казахстане было закрыто почти 13 тыс. юридических лиц, что на 27,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Этот показатель свидетельствует о замедлении темпов ухода компаний с рынка.

Подавляющее большинство ликвидированных предприятий приходится на малый бизнес:

  • Малые предприятия – 12,9 тыс. (снижение на 27,8% по сравнению с прошлым годом).
  • Крупные предприятия – 20 (снижение на 25,9%).
  • Средние предприятия – 20 (рост на 17,6%).

Обращает на себя внимание тот факт, что ликвидация средних компаний выросла, тогда как число закрытых малых и крупных фирм существенно снизилось.

Основной удар пришелся на секторы, традиционно лидирующие по количеству регистрируемых и ликвидируемых компаний. Это торговля – 4,1 тыс. закрытых фирм, строительство – 1,4 тыс., научная деятельность – 682 закрытых компании. Наиболее сильное сокращение числа ликвидаций зафиксировано в сфере научной деятельности (уменьшение в 1,5 раза).

Традиционно наибольшее количество закрытых предприятий зафиксировано в крупнейших городах страны: Алматы — 3,2 тыс., Астана — 1,9 тыс., Шымкент — 1,1 тыс.

Ранее сообщалось, почему так сложно быть предпринимателем в Казахстане.

 Читайте по теме:

Казахстан утвердил новый налоговый режим для самозанятых

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться