Почему выбор пал на Кая?

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
11937

Среднее образование в Казахстане: министр объясняет, педагоги защищают, депутаты - в раздумьях.

Почему выбор пал на Кая?

Депутаты сената решили детально разобраться в тонкостях современного школьного образования, инициировав специальные парламентские слушания "Состояние, проблемы и перспективы законодательного регулирования системы среднего образования". Оказалось, что взгляды на систему у всех заинтересованных сторон принципиально разные. 

Председатель сената Касым-Жомарт Токаев, открывая дискуссию, отметил, что в системе образования остается много нерешенных вопросов, требующих обсуждения и поисков наиболее оптимальных путей их решения. 

"Обучение в школах по-прежнему ориентировано на получение формальных результатов, реальные знания отходят на второй план. Не секрет, что в школах основной упор делается на успешную сдачу ЕНТ, особенно в выпускных классах. Процесс обучения направлен на получение хороших показателей для школы, от которых зависит ее рейтинг", – сказал он. 

По мнению г-на Токаева, недавние скандалы с порядком присуждения образовательных грантов, бурная дискуссия по содержанию учебника русского языка свидетельствуют о нужности серьезных, более глубоких изменений. Конечно, свое слово должна сказать профессиональная экспертиза, подчеркнул председатель сената, но добавил: "При всех инновациях идти вопреки здравому смыслу, по всей видимости, нет необходимости". 

Сдерживающим фактором в развитии школьного образования остается низкий статус профессии учителя. Уровень зарплаты работников образования держится в числе самых низких – 66% от среднереспубликанского уровня.

"Правительству, исходя из экономических реалий, следует подумать, как поднять доходы учителя. Это тем более важно, поскольку успех школьной реформы главным образом лежит в стенах педагогических вузов. Высокопрофессиональный и мотивированный учитель – это гарантия успеха системы среднего образования. Нам следует более активно и широко мотивировать учителей госнаградами, премиями, пропагандировать их труд в СМИ. Без материальной и моральной мотивации мы не сможем поднять престиж учительской профессии", – подчеркнул г-н Токаев. 

Министр образования и науки Ерлан Сагадиев не оспаривал, что престиж профессии учителя поднимать нужно, о низкой заработной плате педагогов вопрос поднимается уже много лет. Что же касается критики последних новшеств, министр счел своим долгом прокомментировать это прямо с парламентской трибуны. 

"По поводу учебника русского языка и непосредственно сказки Петрушевской. Во-первых, из 5000 предложений, полученных за девять месяцев от экспертов, учителей и заинтересованных родителей, не было ни одного предложения именно по этой сказке. Потому что она находится в учебниках русского языка с 2004 года. Ребенок получает по этому упражнению всего шесть заданий из 1200 с лишним. За 11 лет – из 11 тысяч однотипных, похожих заданий по русскому языку. Мы получили высокую оценку именно российских экспертов. Действительно, не может быть двух русских языков: один, на котором мы говорим, дети используют каждый день, и другой – как музейный экспонат. И то, и другое – великий и могучий русский язык. Мы обновляем содержание по поручению президента. Мы заставляем ребенка думать обо всем, даже о языке, на котором он говорит. Всегда будут недовольные, в прошлом году они тоже были. Но мы не можем заставить 18 миллионов человек топтаться на месте, как это, к сожалению, происходило в системе образования", – заявил он. 

Позже, уже в кулуарах, г-н Сагадиев сказал журналистам, что министерство обратилось с заявлением в полицию по поводу "организованной травли". На этот раз в министерстве увидели за объемом критики "заказ". 

"В этот раз мы почувствовали, – сказал он. – Обычно мы стараемся не обращать внимания на такие факты. Наш юридический департамент почувствовал, что это достаточно организованная работа. Мы обратились в МВД, написали им заявление по этим фактам. Факты мы привели. Поэтому мы надеемся, что, если это все организовано, они во всем разберутся, найдут. У нас эффективные службы, и многие будут наказаны".

Сенаторов министр в такие тонкости посвящать не стал, сосредоточившись на настоящем и будущем. Так, сегодня уже "создана новая методика обучения казахскому языку для школ с неказахским языком".

"Мы отходим от привычного изучения грамматики в сторону большего применения коммуникативных навыков. Перевод текстов и механическая зубрежка правил не являются больше самоцелью. Главное, чтобы дети как можно быстрее начали говорить на казахском. Новые учебники для первого, второго, пятого и седьмого классов уже разработаны со словарными минимумами и с учетом этих требований", – рассказал г-н Сагадиев. 

Продолжается и работа по подготовке к переводу обучения на английский язык. Планируется, что с 1 сентября 2019 года четыре предмета в 10-11 классах будут преподаваться на английском. А пилотный проект министерство уже начало – более 1,5 тысячи учителей-предметников уже в течение этого учебного года начинают преподавать на английском языке.

"Учебники для них готовы, доставлены или будут доставляться в ближайшее время", – уточнил министр.

"Важной работой этого года является понимание всех аспектов и трудностей перехода на преподавание. Что происходит с качеством преподавания, как будут воспринимать родители, дети и сами учителя. Весь этот год мы будем мониторить этот пилот, чтобы мы смогли в следующем году детально, предметно обсудить и принять, если необходимо, внести коррективы в график перехода. Мы прекрасно понимаем всю ответственность перед населением, перед депутатами за то, что мы делаем в министерстве", – заверил он. 

По словам министра, в следующем году планируется довести количество учителей-предметников, уже преподающих на английском, до 5000, чтобы в 2019 году переход осуществить как можно плавнее. Однако, если не будет получаться, министерство готово вносить в свои планы коррективы. 

Выступающие в ходе слушаний педагоги позицию министерства поддерживали, а о содержании новых учебников отзывались исключительно в положительном ключе. Неожиданный взгляд предложила учитель гимназии БЭСТ (Петропавловск) Надежда Заиченко. Она убеждена, что благодаря новым программам ученики "учатся анализировать, они работают по диаграммам, по таблицам, составляют синквейны, умеют оценивать себя и других по критериям, выражать свое отношение через дневники, работать с интернет-ресурсами, создавать коллажи, делать кадропланы и буктрейлеры к произведению "Бородино", создавать диафильмы и линии эмоции героев в "Песне о вещем Олеге". 

"А еще они будут сравнивать и анализировать перевод сказки Оскара Уайльда "Соловей и Роза" с оригиналом, находить разницу в переводе. И это только пятый класс, – рассуждала учитель. – Я уже не говорю о вопросах, на которые нужно дать ответ. Эти вопросы заставляют задуматься. Ну, вот один из них: "Почему Снежная Королева решила похитить именно Кая? Мы задумывались когда-нибудь над этим вопросом? А почему?"

Судя по серьезным лицам в зале заседаний, участники парламентских слушаний таким вопросом до этого дня не задавались. И, похоже, сами удивились: действительно, почему?

Ирина Севостьянова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться