Пока жареный петух не клюнет

Жанболат Мамышев Жанболат Мамышев
6970

Казахстан ужесточит требования к организации серых автобусных перевозок.

Пока жареный петух не клюнет Фото: tengrinews.kz

По итогам проверки после трагедии с автобусом в Актюбинской области министерство по инвестициям и развитию РК намерено ужесточить требования к организации нерегулярных международных перевозок, сообщил министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек.

"Вы знаете, что ряд таких трагедий, инцидентов произошел за последнее время у нас, в России автобус с трудовыми мигрантами. До этого пять-шесть лет назад была такая ситуация с трудовыми мигрантами из Кыргызстана. Несколько проблем. Во-первых, старый автотранспорт. Автобус, который эксплуатируется уже долгие годы. Плюс опять же человеческий фактор. Действительно, сейчас рейдовая, тотальная проверка (нерегулярных перевозок. – Прим. автора) совместно с органами МВД проводится. Но мы хотим сказать, что необходима системная работа на законодательном уровне. Мы хотим по итогам этой проверки значительно ужесточить требования ко всем международным перевозкам", – сказал Женис Касымбек на пресс-конференции во вторник, 23 января.

В качестве примера он привел действующие сегодня "очень жесткие" требования к регулярным международным автобусным перевозкам.

"Есть требования по возрасту, по сроку эксплуатации автотранспортных средств, есть требования по медицинскому осмотру, техосмотру этих машин. В данном случае этот автобус (сгоревший в Актюбинской области. – Прим. автора) осуществлял перевозки нерегулярные. Есть проблемы и вопросы к самой организации (данного маршрута. – Прим. автора), к хозяевам, к водителям. Поэтому расследование все это покажет, но я считаю, что по итогам министерство внутренних дел и мы должны внести кардинальные изменения и предложения по законодательству в части ужесточения требований к таким нерегулярным перевозкам", – сказал Женис Касымбек.

Министр напомнил, что в Казахстане производятся комбайны, грузовые и легковые автомобили, а также городские автобусы.

"Мы готовы поддержать предложения бизнеса по строительству или сборке автобусов в Казахстане. В принципе, они есть и в Кокшетау, и в Семее, но именно автобусы для международных перевозок – такие в Казахстане пока не собираются. Мы готовы поддержать, если компании к нам обратятся, готовы оказать то содействие, которое возможно в рамках программы индустриализации", – сказал г-н Касымбек.

Напомним, 18 января на трассе Самара – Шымкент, в 10 километрах от поселка Калыбай Иргизского района Актюбинской области, сгорел автобус, в котором находились 57 человек, включая водителей. Погибли 52 человека, по предварительным данным, все они граждане Узбекистана. Среди выживших – три водителя из Казахстана, а также два пассажира – граждане Узбекистана. Причиной пожара в автобусе стало халатное обращение с огнем. 

"Согласно основной версии, причина пожара – это халатное обращение с огнем. В частности, в настоящее время обнаружена паяльная лампа, которая используется с горючей смесью, в частности бензином. В то же время в ходе следственных действий, допросов, было установлено, что находилась (в автобусе. – Прим. автора) емкость пластмассовая с пятью литрами бензина, почему и с самого начала объективно возник резкий пожар, в результате которого все 52 человека погибли на месте происшествия", – сказал ранее вице-министр внутренних дел РК Ерлан Тургумбаев журналистам.

При этом в министерстве по инвестициям и развитию РК сообщили, что данный автобус не прошел текущий техосмотр и не имел лицензии на пассажирские перевозки.

Это не первый случай с казахстанскими автобусами, перевозящими узбекских граждан в Россию. 6 октября 2017 года автобус из Южно-Казахстанской области попал под поезд под Покровом во Владимирской области. В результате столкновения казахстанского автобуса и поезда погибли 16 человек. Трагедия произошла ночью пятницы, 6 октября. По информации МЧС РФ по Владимирской области, в 03:30 местного времени в районе станции Покров пассажирский автобус столкнулся с поездом Санкт-Петербург – Нижний Новгород. Как выяснилось позже, речь шла об автобусе из Южно-Казахстанской области

Но лишь последний вопиющий случай позволил, наконец, обратить внимание контролирующих органов на серые автобусные перетоки через территорию Казахстана в Россию.

Стоит отметить, что водители/владельцы автобусов из южных областей Казахстана традиционно контролируют серый рынок пассажирских перевозок не только на межгосударственных направлениях, но и при перевозке между югом и севером страны. Стоимость "билета" (их на данных рейсах просто не выдают) на таких автобусах гораздо дешевле как авиабилетов, так и железнодорожных билетов. Кроме того, стоимость "билета" дешевле аналогов и на регулярных автобусных рейсах. Фактически предложение рождается в ответ на спрос: гастарбайтеры из Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана массово едут на работу в Россию, а также в Казахстан. Сразу на границе их встречают казахстанские перевозчики, которые готовы отвезти их к месту работы.

Так, из Астаны в Шымкент и далее на казахстанско-узбекскую границу в сезон отправляется в несколько раз больше автобусов в сутки, чем с официального автовокзала. Стоимость проезда в так называемых коммерческих автобусах, которые собирают пассажиров в районе рынка "Шарын" и "Шанхай", ниже, чем у регулярных рейсовых автобусов. Отличие в том, что эти так называемые нерегулярные автобусы не привязаны к определенному времени отправления и прибытия. К примеру, от границы они могут выехать по мере заполнения салона. Для проезда в них водители не требуют документов, а пассажиров они собирают в "караван-сараях" – приграничных кафе, откуда и отъезжают на север. Официальный автовокзал, к примеру, в Сарыагаше находится на несколько километров дальше от границы, что требует оплачивать такси от и до границы, в то время как серые перевозчики предлагают вывезти/привезти непосредственно к границе. Ключевыми клиентами в данном случае являются граждане Узбекистана (официально их только в РФ работает более двух миллионов человек), которые направляются на работу в Астану. Аналогичная схема действует и при перевозке гастарбайтеров в направлении РФ. Кроме того, такие автобусы могут везти в северном направлении и грузы: матрасы, овощи, фрукты и другие товары. Причем как в багажном отсеке, так и непосредственно в салоне автобуса.

По данным статистики, Южно-Казахстанская область лидирует по количеству автобусов среди всех регионов страны. В 2016 году в ЮКО было зарегистрировано 15,9 тысячи автобусов по сравнению с 98,7 тысячи автобусов в целом по стране. В Алматы было 9000 автобусов, в Алматинской области – 8,7 тысячи автобусов. При этом большая часть автобусов находилась у индивидуальных владельцев: 13,4 тысячи автобусов – в Южно-Казахстанской, 6,4 тысячи – в Алматинской областях и 2,7 тысячи – в Алматы.

Жанболат Мамышев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться