24 межправительственных и межведомственных документа – таков итог первого дня официально визита председателя КНР Си Цзиньпина в Казахстан. Члены делегаций двух стран обменялись документами, охватывающими сотрудничество в сферах энергетики, аэрокосмической отрасли, цифровизации, таможенного регулирования, сельского хозяйства, электронной коммерции, туризма, интеллектуальной собственности, медицины, медиа, науки и межрегиональных связей. Кроме того, на межправительственном уровне были подписаны соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций, о техническом и экономическом сотрудничестве.
17 июня в Астане пройдет второй саммит "Центральная Азия – Китай". Какие отрасли являются приоритетными в экономическом сотрудничестве Казахстана и Китая? Как Казахстан участвует в инициативе "Один пояс, один путь", и какие выгоды это приносит? Какие китайские инвестиционные проекты в Казахстане можно считать наиболее успешными? Как развивается образовательное и культурное сотрудничество между нашими странами? Об этом в интервью inbusiness.kz рассказал директор АНО "Сибирское общество международных исследований" Денис Борисов.
– Какие отрасли являются приоритетными в экономическом сотрудничестве Казахстана и Китая?
– При определении приоритетов двустороннего экономического сотрудничества важно учитывать стратегические документы и долгосрочные цели обеих стран. Именно они отражают направления, которые государства считают ключевыми.
Для Китая, как одного из ведущих промышленных центров мира, приоритетной задачей остается стабильное снабжение природными ресурсами, металлами, энергетическим сырьем, а также сельскохозяйственной продукцией. Эти направления традиционно занимают важное место в китайской внешнеэкономической политике.
Казахстан, в свою очередь, представляет собой развивающуюся экономику, где по-прежнему доминирует первичный сектор. Однако стратегический курс, обозначенный президентом Касым-Жомартом Токаевым, предполагает переход к новой индустриализации. В этом контексте приоритетами становятся доступ к китайским технологиям, привлечение инвестиций в обрабатывающую промышленность, а также развитие высокотехнологичных направлений — таких как микроэлектроника и автомобилестроение.
Отдельного внимания заслуживает сотрудничество в области транспорта и логистики. Для обеих стран крайне важно обеспечить надежную и эффективную доставку товаров. Поэтому развитие совместных инфраструктурных проектов, транспортных коридоров и логистических цепочек также входит в число ключевых приоритетов.
– Как Вы оцениваете формат "Центральная Азия – Китай"?
– Формат С5+ — хорошо известная модель взаимодействия, впервые появившаяся в отношениях стран Центральной Азии с государствами "коллективного Запада" и Японией. Со временем этот формат начали активно использовать и другие внешние акторы, претендующие на устойчивое присутствие в регионе. Китай — один из последних, кто включился в эту систему, но делает это с принципиально иным подходом.
Формат "Центральная Азия – Китай" еще достаточно новый — в Астане планируется проведение второй встречи. Однако, в отличие от западных аналогов, которые чаще носят форумный, декларативный характер (встречи, обсуждения без обязательств), китайская сторона демонстрирует куда более институционализированный подход. Уже объявлено о создании постоянного секретариата — административной структуры из порядка 20 специалистов, которые будут координировать и сопровождать совместные инициативы.
Планируется и введение поста председателя, сопровождаемого полноценным статусом и пакетом материального обеспечения. Все это говорит о том, что Китай воспринимает С5+ не как дипломатический ритуал, а как реальный инструмент углубления связей с Центральной Азией. Такой подход представляет собой важный сдвиг в китайской внешней политике в регионе — и за его развитием стоит внимательно наблюдать.
– Как Казахстан участвует в инициативе "Один пояс, один путь" и какие выгоды это приносит?
– География – фактор, который невозможно игнорировать. Именно по этой причине в 2013 году председатель КНР Си Цзиньпин выбрал Казахстан в качестве площадки для анонса инициативы "Один пояс, один путь". С тех пор принципы остались неизменными: Казахстан продолжает играть ключевую роль в реализации этой масштабной евразийской инфраструктурной концепции.
Фактически страна выступает в качестве северо-западных ворот китайского проекта, соединяя Восточную Азию с Европой и Ближним Востоком. Для Казахстана участие в инициативе означает привлечение значительных инвестиций, развитие логистической инфраструктуры, модернизацию автодорог, железнодорожных коридоров и складских комплексов. Не менее важно и то, что это создает новые рабочие места и стимулирует рост товаропотока — сектора, который становится все более значимым элементом экономики страны.
– Как Казахстан и Китай взаимодействуют в сфере региональной безопасности?
– Региональная безопасность – это добровольная и многосторонняя категория, предполагающая согласованные усилия государств по выстраиванию устойчивой системы взаимодействия. В этом контексте важнейшей площадкой для сотрудничества стран региона является Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Ее история началась в 1996 году, а с 2001 года ШОС превратилась в полноценный институт, обеспечивающий регулярное и плотное дипломатическое взаимодействие между государствами по вопросам как традиционной, так и так называемой "новой" безопасности.
Следует отметить, что вопросы прохождения межгосударственных границ в рамках ШОС в значительной степени урегулированы. Последние подвижки в отношениях между Кыргызстаном и Таджикистаном позволили существенно снизить напряженность и снять с повестки дня ряд острых вопросов, связанных с традиционной безопасностью. В то же время акцент постепенно смещается в сторону угроз нового типа — терроризма, экстремизма и сепаратизма. ШОС формирует единую нормативно-правовую базу, которая позволяет странам-участницам вырабатывать скоординированные подходы к противодействию этим вызовам.
Отдельно стоит подчеркнуть активное участие Казахстана в ключевых институциональных структурах евразийского пространства. С 1 января 2025 года Нурлан Ермекбаев занимает пост генерального секретаря ШОС, Имангали Тасмагамбетов возглавляет ОДКБ, а Бакытжан Сагинтаев — Евразийскую экономическую комиссию. Эти назначения подтверждают, что представители Казахстана играют важную роль в процессе институционального оформления Евразии как самостоятельного субъекта международных отношений XXI века.
– Как развивается образовательное и культурное сотрудничество между нашими странами?
– Наука, образование и культура – фундамент межгосударственных отношений, независимо от того, признают это все участники или нет. Эти сферы часто оказываются в тени экономики, которую принято считать главным показателем эффективности сотрудничества. Однако экономические связи по своей природе более подвержены влиянию конъюнктуры и кризисов мировой экономики. Торгово-инвестиционная динамика может меняться, тогда как культурные и научные контакты формируют более устойчивую основу — атмосферу доверия и взаимопонимания.
Если возникают проблемы в области межкультурной коммуникации, они неизбежно становятся барьером на пути к долгосрочному сотрудничеству. В этом контексте казахстанско-китайские отношения демонстрируют положительную динамику: активно развиваются контакты в сфере науки, образования и культуры. На институциональном уровне это выражается в работе институтов Конфуция, лабораторий Лу Баня, а также интересе китайских университетов к открытию филиалов в Казахстане. Показательно и то, что недавно в Республике Казахстан состоялась первая крупная конференция, посвященная китаеведению, что свидетельствует о растущем внимании к гуманитарному и научному диалогу.
Важным индикатором состояния межкультурных связей является медиасфера. Если 10-15 лет назад тема так называемой "китайской угрозы" активно эксплуатировалась в публичном дискурсе стран Центральной Азии, то сегодня ее присутствие заметно снизилось. Это результат целенаправленной работы государств по снижению уровня недоверия, преодолению стереотипов и нейтрализации внешне навязанных нарративов. В современных условиях подобная гуманитарная политика становится неотъемлемой частью внешнеполитической стратегии.
– Как Вы оцениваете личные отношения двух лидеров стран – Токаева и Си?
– Межличностные отношения лежат в основе любых социальных взаимодействий, включая международные. Если в культуре начало мира ассоциируется со словом, то в дипломатии — с жестом доверия, с рукопожатием. Именно межличностный контакт формирует атмосферу, в которой развиваются межгосударственные отношения. Поэтому личные качества лидеров государств часто задают тон всему внешнеполитическому курсу.
Характерным примером этого служат отношения между председателем КНР Си Цзиньпином и президентом Республики Казахстан Касым-Жомартом Токаевым. Оба лидера прошли путь от рядовых должностей до высших государственных постов, обладая глубоким пониманием принципов ответственности, дипломатии и стратегического планирования. Их сходный профессиональный опыт и приверженность рациональному подходу к управлению формируют доверительную основу для диалога и укрепляют устойчивость китайско-казахстанского партнерства.
Такой синхрон в стиле управления и понимании международных реалий выступает не только фактором стабильности, но и катализатором для развития более глубоких и результативных межгосударственных отношений.
Читайте по теме:
Китай никогда не ставит политических условий в сотрудничестве с Казахстаном – Токаев