Политолог: Главное, не питать иллюзий тем, кто измеряет свою популярность только подписчиками в соцсетях

2439

​С появлением одномандатников казахстанцы получили некоторые преимущества на выборах в качестве избирателей, считает политолог Уразгали Сельтеев.

Политолог: Главное, не питать иллюзий тем, кто измеряет свою популярность только подписчиками в соцсетях Фото: express-k.kz

О модернизации политической системы, партийном строительстве и изменениях в предстоящих выборах в мажилис и маслихаты, которые пройдут в Казахстане 19 марта, в интервью корреспонденту inbusiness.kz рассказал политолог, директор Института евразийской интеграции Уразгали Сельтеев.

– Какой бюджет необходим для одномандатника, чтобы конкурировать на выборах?

 После 2004 года у казахстанцев снова появилась возможность выдвигать свои кандидатуры в депутаты мажилиса и маслихатов в качестве независимых самовыдвиженцев, самостоятельно и не вступая в какую-либо партию. За 18 лет все уже забыли, что это такое. Многие не понимают, как организовать свою избирательную кампанию, сколько нужно денег. Раньше за всех все это делала одна партия в обмен на лояльность и послушание.

Бюджет для участия в выборах зависит от целей и задач самовыдвиженца. То есть надо четко понимать, на что рассчитывает человек – идет за победой, или только для прокачки своего имени, или играет формальную роль спойлера и спарринг-партнера для “основного” кандидата. Кроме того, количество затраченных средств будет зависеть от наличия сильных конкурентов в округе. К примеру, в Алматы как минимум в двух округах из трех, в которых пройдет избрание в мажилис, будет очень напряженная борьба и большое число кандидатов. Здесь на проведение полноценной избирательной кампании в мажилис одному кандидату может потребоваться порядка 100 миллионов тенге и более.

На выборах в маслихаты крупных мегаполисов и областных центров одномандатникам понадобится от 50 миллионов до 100 миллионов тенге. В городские и районные маслихаты цифры немного скромнее. Выборы – дело затратное, но окупаемое. Депутатский мандат после проведенных политических реформ имеет значительную ценность. Победивший сразу становится частью механизма принятия управленческих решений, будет оказывать непосредственное влияние на жизнь своей территории проживания.

Теперь ведь маслихаты так или иначе будут дистанцированы от акиматов, поскольку будут состоять из независимых депутатов наполовину на областном уровне и полностью на городском и районном уровнях. Если же одномандатник проиграет и не пройдет в мажилис или маслихат, в любом случае за период выборов он нарастит свой политический и медийный капитал, увеличит личную узнаваемость и укрепит общественные авторитет. Другими словами, создаст задел для дальнейшей политической карьеры.

– Но у многих же нет таких денег. Получается, не каждый может рассчитывать на победу в выборах?

 Все могут рассчитывать на электоральный успех. Главное, не питать иллюзий тем, кто измеряет свою популярность только количеством подписчиков в соцсетях. Да и суммы не должны пугать. Есть разные пути привлечения необходимых средств. В регионе с высоким уровнем социального недовольства в отношении власти можно легко бросить клич, организовать краудфандинг, собрав либо нужные деньги, либо людей, которые представят свои услуги в работе штаба бесплатно.

Это может быть таким мощным и коллективным проявлением гражданской активности и выражением общественного протеста. Второй вариант – найти крупного спонсора-инвестора, позиционируя себя как перспективный политический проект для дальнейшего лоббирования его интересов. В политике это нормальные формы партнерства.

– По Вашим прогнозам, какова будет явка избирателей на эти выборы по сравнению с президентскими выборами?

 С президентскими тут сравнивать нельзя, там всегда высокая явка, поскольку цена голоса выше и граждане понимают значимость выборов первого лица в стране. Что касается выборов в мажилис и маслихаты, то в среднем, думаю, явка будет на уровне 45-55% по стране.

С одной стороны, есть накопленная электоральная усталость, общественное разочарование от выборных процессов и недоверие к политическим партиям. С другой – именно одномандатники должны простимулировать повышение общественного интереса и избирательной явки. Ожидается шумный агитационный период с новым креативом и скандалами. Но на разных территориях явка может значительно отличаться.

– Как проголосовать за одномандатника и как будет выглядеть бюллетень?

 С учетом того, что у нас одновременно проводятся выборы в мажилис и в маслихаты всех уровней, а также введена смешанная избирательная система по партийным спискам и одномандатным округам, то на самом низовом районном или городском уровне у избирателя на участке 19 марта будет пять бюллетеней. Первый – голосование за партии в мажилис, второй – за одномандатников в мажилис, третий – за партии в областной маслихат, четвертый – за одномандатников в областной маслихат, пятый – только за одномандатников в районный или городской маслихат.

Тут казахстанцы, как избиратели, получили некоторые преимущества. С учетом того, что на районном и городском уровнях депутаты маслихата будут избираться полностью по одномандатным округам, у людей появилась возможность голосовать за каждого конкретного кандидата отдельно. Раньше партии предлагали партийный список, и люди голосовали за него полностью. Поэтому, начиная с 2007 года, на локальном уровне в маслихаты в основном проходили директора заводов, начальники шахт, главы крестьянских хозяйств, директора школ и так далее. То есть те, кто так или иначе составляют костяк местной элиты и аффилированы с акимами.

Теперь у граждан есть шанс самим выставлять кандидатуру и голосовать за своих, за людей из народа. Все должны четко понимать, что если люди и дальше продолжат голосовать за управленцев из власти и бизнеса, то никаких перемен на местах они не увидят. Избранные в первую очередь будут продвигать интересы акимов, но никак не местного сообщества и граждан.   

– Какое влияние эти выборы окажут на рынок политического консалтинга?

 Тут можно однозначно сказать, что за счет начатой либерализации политической системы и проведения этих выборов рынок политического консалтинга тоже оживет. Теперь будут востребованы профессиональные политтехнологи, политические консультанты, специалисты по коммуникациям, по выстраиванию образов. Но, к сожалению, судя по тем тенденциям, которые я вижу сейчас, многие кандидаты привлекают дилетантов. Избирательные штабы формируются людьми из коммерческого пиара, маркетинга, журналистов. А это те, кто не имеют никакого отношения к политике, не понимают политических нюансов и внутренних правил, не разбираются в вопросах адаптации социальных настроений в политтехнологические решения, не понимают, как должны выстраиваться политические коммуникации, как профессионально выстраивается выгодный политический образ кандидата.

Другими словами, для тех, кто несерьезно отнесется к формированию своего предвыборного штаба, это может стать фатальной ошибкой, одним из факторов провала на выборах. Есть еще одна тенденция. Я уже знаю, что активно привлекаются российские и украинские политтехнологи, которые всегда занимались выборами и имеют опыт в политическом консалтинге, но в своих государствах. Эти специалисты не понимают нашей внутриполитической специфики и тоже могут завести в тупик своего кандидата.

В любом случае, я ожидаю всплеск избирательного креатива, поскольку конкурентное поле сформировано, политическая среда открывается. Думаю, мы увидим немало интересных политических ходов и политических технологий.

– Нужна ли дальнейшая модернизация политической системы и в каком направлении стоит идти дальше?

 Говоря о дальнейшей модернизации политической системы, думаю, что пока нам как минимум нужно в более динамичном и ускоренном темпе переходить к прямым выборам акимов районов, поскольку это опорное звено в системе государственного управления, где и происходит вся политика, которая непосредственного затрагивает жизнедеятельность большинства казахстанцев. В этом году у нас пройдут пилотные выборы. Но я считаю, что мы должны быстрее переходить к повсеместным прямым выборам акимов районов по всей стране. Медлить нельзя.

– Что будет с партийным строительством дальше: есть ли силы, которые пока не представлены на политическом ландшафте, и как будет меняться поле?

 Мы понимаем, что у нас крайне слабая партийная система, поскольку многие политические партии являлись искусственными образованиями. Плюс к “старым” партиям высокий уровень общественного недоверия. Хорошо, что уже зарегистрированы две новые партии, которые будут участвовать в предстоящих выборах. На подходе еще несколько. В целом будет появляться больше партийных инициатив и политических проектов.

Еще очень много незанятых ниш. Я считаю, будущее как раз за кадровыми и нишевыми партиями, которые будут продвигать какое-то конкретное направление или проблему, но при этом иметь и формулировать целостное видение на развитие государства и общества.  

Нормальное партийное строительство у нас только сейчас начинается, перерождается, и пока еще рано говорить о том, как будет меняться поле. Но я вижу, что у нас не хватает как минимум сильной партии, представляющей интересы профсоюзов, независимых профсоюзов. Партия “Ынтымак”, которую якобы пытается зарегистрировать один из экс-кандидатов в президенты, пока еще слабое подобие.

Читайте по теме:

Власть должна показать последовательность в перезагрузке системы – политолог о выборах

Новые лица в парламенте могут оказаться "со старым нутром" – мнение

Политолог: Очевидно, что будет жесткая конкуренция

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться