Послание президента: итоги и ожидания от нового обращения

​Каждую осень глава государства обращается к народу с ежегодным посланием, определяя приоритеты социально-экономического развития на год. 

Послание президента: итоги и ожидания от нового обращения Фото: inbusiness.kz

Послание 2024 года ознаменовалось запуском целого ряда реформ. Какие из них уже дали ощутимый эффект, а какие сталкиваются с трудностями при реализации? И чего ожидать от нового обращения президента? Своими оценками и прогнозами с inbusiness.kz поделились эксперты.

Что было сделано: налоговая реформа, МЭКС и либерализация

По словам руководителя Kursiv Research Сергея Домнина, три задачи, озвученные в прошлом послании, стали определяющими для экономической повестки 2024-2025 годов:

"Обновление налогово-бюджетной политики было критически важным шагом с учетом хронически низкого уровня доходов бюджета к ВВП и значительного трансферта из Нацфонда. Изменения могли бы быть более позитивными с точки зрения наполняемости бюджета, но вокруг исходных предложений минэка разгорелась дискуссия, правительству пришлось немного сдать назад. Нынешние налоговые режимы — результат компромисса государства и общества, и одно это уже неплохой результат".

Вторым достижением Домнин называет запуск национального проекта по модернизации энергетического и коммунального секторов (МЭКС) на сумму 15 трлн тенге. Благодаря ему у естественных монополистов появилась долгосрочная инвестиционная программа. Однако, как подчеркивает эксперт, потребуется независимый контроль эффективности этого проекта:

"Напомню, он финансируется в том числе из пенсионных накоплений казахстанцев. Насколько эффективно реализуется МЭКС, судить пока сложно".

Третьей задачей стало продолжение политики либерализации тарифов и цен, начатой в майском указе президента. До середины 2025 года правительство шло по графику, но затем притормозило темпы из-за инфляционного давления.

Эту точку зрения подтверждает и глава правления Национального аналитического центра Расул Рысмамбетов:

"Либерализация — в смысле отказа от субсидирования, перехода к более рыночным ценам — тоже идет быстро. Но в третьем квартале, как я понял, правительство решило немного замедлить темпы, продолжить субсидирование, потому что, по мнению минэкономики, это может представлять инфляционные риски".

Что буксует: инвестиции, кодекс, исполнение задач

Несмотря на проделанную работу, есть и системные слабости. Как отмечает Сергей Домнин, один из нерешенных вызовов — дисбаланс между денежно-кредитной и фискальной политиками. Сложившаяся динамика — постоянный цикл: правительство стимулирует спрос через госинвестиции и субсидии, Нацбанк отвечает ужесточением политики.

"Однако, похоже, в этом году правительство и Нацбанк пришли к некоторому балансу: Нацбанк не радикален в ДКП, а ужесточает требования к резервам БВУ и условия потребкредитования. Правительство со своей стороны притормозило темпы планового роста регулируемых тарифов, что уже по итогам июля 2025-го привело к замедлению сервисной инфляции".

Отдельной темой остается Налоговый кодекс. Рысмамбетов подчеркивает, что сам факт его принятия — результат многочисленных компромиссов между минэкономики, минфином, КГД и бизнесом:

"Первые три квартала 2025 года пройдут под знаком исправления недоработок. Бизнес предупреждал, что это может ударить по МСБ. Если в первом квартале упадут налоговые сборы, уже во втором начнутся корректировки".

Снижение темпов инвестиционной активности также вызывает опасения. По данным экспертов, государственные инвестиции увеличиваются, но прямые иностранные сокращаются. При этом малый бизнес активен и лучше адаптирован к существующим условиям, чем средний, на который делалась ставка в Национальном плане развития.

Кроме того, реализация региональной повестки остается под вопросом:

"С 2022 года сменились почти все акимы. Некоторые просто не успели реализовать запланированное, другие начали заново. Это тоже тормозит реализацию", — говорит Рысмамбетов.

Ожидания от нового послания: финансы, инфраструктура и человеческий капитал

Среди ключевых ожиданий эксперты называют три блока.

1. Финансовая стабильность и налоговая политика
По словам Рысмамбетова, бизнес ждет четкого сигнала о том, что налоговая политика должна быть не репрессивной, а сервисной:

"Налоговые органы должны помогать, а не карать. После послания у налоговиков будет всего 4-5 месяцев, чтобы перестроить подход".

2. Инфраструктура, цифровизация и энергетика

Домнин предполагает, что в новом послании особое внимание будет уделено развитию инфраструктуры — как транспортной, так и цифровой:

"Президент даст оценку МЭКС, тарифной политике, а также внедрению социальных норм потребления коммунальных ресурсов. Логично, что коснется глава государства и темы развития внутренней транспортной сети, а также транзитного потенциала, дав оценку проводимой правительством и нацкомпаниями работе. Одной из популярных тем в выступлениях президента является ИИ, возможно, он представит какие-то новые инициативы по внедрению ИИ в систему госуправления, сервисы госуслуг и т. д.".

Рысмамбетов также подчеркивает значимость инфраструктурной тематики:

"У нас слабая связность регионов, проблемы с водой и энергетикой. И вот пока мы с вами записываем это интервью, Жетысуская область, например, полностью обесточена. Это тревожный сигнал".

3. Социальная политика и поддержка населения

Также Домнин считает, что послание будет содержать важные оценки в области социальной поддержки — в первую очередь по завершению нацпроекта "Комфортная школа", а также по здравоохранению и проекту "социальный кошелек":

"В этом году завершается нацпроект “Комфортная школа”, и послание будет зачитано в день начала учебного года. Вряд ли президент сможет обойти вниманием этот нацпроект и его итоги, которые в целом можно оценить как позитивные. Болезненный вопрос — финансирование системы здравоохранения, повышение качества работы ФСМС. Возможно, президент анонсирует изменение модели работы фонда и всей нынешней модели страховой медицины, которая не в полной мере отвечает задачам общества и ожиданиям государства. С этого года правительство реализует проект “социальный кошелек”: не исключено, что в послании будут подведены его промежуточные итоги".

Насколько эффективен сам формат послания?

По мнению Расула Рысмамбетова, несмотря на отдельные критические замечания, послание президента по-прежнему остается важнейшим ориентиром для государственной политики:

"У президента порядка 4-5 программных выступлений в год, но послание — наиболее значимое из них. Оно определяет приоритеты на следующий год. В то же время у нас по-прежнему нет системы долгосрочного планирования: Национальный план развития пересматривается, а стратегии на 20-30 лет вообще не существует. В этом контексте послание остается чуть ли не единственным ориентиром хотя бы на ближайший год".

Эксперт подчеркивает, что реальный эффект послания зависит не столько от содержания, сколько от исполнения. поручения, сформулированные в центре, они зачастую сталкиваются с провалами на уровне реализации в регионах. По его словам, за последние 10 лет ни одно послание не было реализовано хотя бы на 80%, и, если эта тенденция сохранится, доверие к формату может снизиться.

Чтобы избежать превращения этого института в формальность, необходима концентрация на реалистичных задачах и их четкой реализации — как на уровне центра, так и на местах.

Читайте по теме:

Послание президента – 2024: бизнес, налоги, власть – на чем сделал акцент Токаев?

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться