Поставщики и производители товаров легкой промышленности оказались за бортом госзакупок

6363

Меры защиты отечественных производителей создали проблемы.

Поставщики и производители товаров легкой промышленности оказались за бортом госзакупок

Практически все товары легкой промышленности попали в перечень изъятия из национального режима, и теперь бизнесмены не могут продать товар, а театры и танцевальные студии остались без обуви и тканей, из-за чего срываются концерты и спектакли в Костанае, сообщает корреспондент inbusiness.kz.

Проблему обсудили на заседании комитета по вопросам МСБ в Палате предпринимателей Костанайской области и решили собрать предложения от бизнесменов, как производящих, так и реализующих товары.

Хотели как лучше, получилось как всегда

Перечень изъятия из национального режима создавался для того, чтобы можно было изъять коды ТНВ товаров для участия в госзакупках, которые выпускаются отечественными товаропроизводителями. Эти коды попали в перечень изъятия, которые ограничивают участие поставщиков товаров, которые не произведены в Казахстане. Эта норма была принята для стимулирования развития легкой промышленности в стране. Но на деле резкого роста не произошло, и многие товары попросту не производятся в стране, а необходимость в них есть.

"Постановление, по которому товары легкой промышленности попали в список режима изъятия, вступило в силу 12 февраля этого года. Вследствие чего предприниматели, не имеющие индустриальных сертификатов и сертификата "СТ-KZ" с необходимым КТРУ, не могут участвовать в госзакупках. Из-за внедрения данного новшества на портале государственных закупок на первом этапе возникли некоторые трудности. При уже заключенных договорах предприниматели, не имеющие указанных сертификатов, не могли завершить сделку. Даже если поставляли импортный товар с имеющимся сертификатом происхождения. Без наличия сведений о поставщике в реестре отечественных производителей было невозможно подгрузить сведения о доле местного содержания и подтвердить ее соответствующим документом, закрыть сделку, получить деньги. После исправления проблемы по договорам, заключенным до 14 февраля, минфин предоставил возможность подгрузить подтверждающие документы вручную. При этом в ходе работ были выявлены дополнительные проблемы. Например, предприниматели, заключившие договоры через Оmarket.kz или прямым путем, допускались к госзакупкам без ограничений, несмотря на то, что поставляли иностранный товар. В итоге это повлекло те же самые проблемы по невозможности завершения сделки", – сообщил эксперт Палаты предпринимателей Костанайской области Азимхан Баимбетов.

В итоге возникли проблемы не только у бизнесменов, но и государственных учреждений культуры, которые не могут закупить ткани, обувь и многое другое, поэтому срываются спектакли и концерты.

"У нас сорвано три спектакля, потому что мы остались без чешек, обуви, капроновых колготок, тканей и даже ниток и пуговиц. У нас всегда были хорошие поставщики, которые работали без баснословных накруток и предоставляли товар в срок. Сейчас мы попробовали обратиться к предприятиям, которые включены в реестр отечественных поставщиков. В итоге нам предложили продукцию по очень завышенным ценам и огромным метражом. А нам нужен штучный товар. К примеру, одна компания в Алматы согласилась шить для нас обувь. Но детские кеды они предложили нам купить за 27 тыс. тенге, мы раньше покупали такие же по 9 тыс. Туфли они предлагают по 25 500, мужские туфли – 27 500. Многие компании работают только оптом, предлагают обувь брать линейками, а ткани сотнями метров, а нам нужно штучно", – рассказала агент по снабжению русского драмтеатра Мейрамгуль Замятина.

Индивидуальный предприниматель Ксения Руденко 10 лет поставляла в школы и театры концертную танцевальную обувь по всему Казахстану. Она работает с российскими заводами, которые предоставляют все документы, но их сертификаты теперь не проходят на портале. После того, как ИП ограничили доступ к госзакупкам, предприятие оказалось на грани закрытия.

"Я понимаю, что нововведение направлено на то, чтобы в Казахстане открывались новые предприятия, но это же вопрос не одного дня. Мы готовы к такому шагу, но нам нужны время и помощь. А сейчас мы вообще не можем работать, так как товар завозим из России. Реализовать его не через госзакупки мы не можем, так как он специфический. Только розницей нам не выжить", – пояснила Ксения Руденко.

Из производителя – в посредники

Ситуация с сертификатами и сайтом госзакупок сегодня не позволяет выходить на конкурс местным производителям, и им приходится шить товары легкой промышленности, но в конкурсах по ним участвуют другие фирмы.

"15 лет мы занимаемся пошивом форменной одежды. Раньше, когда разрешалось проводить закупки из одного источника, мы заключали договоры с госучреждениями напрямую. После введения индустриального сертификата мы не можем этого делать. К примеру, в этом году дважды объявлялся конкурс, в третий раз мы решили подать заявку, но уже на уровне указания цены мне пришло сообщение, что я не могу участвовать в госзакупках, потому что не имею индустриального сертификата. В то же время на конкурс выходит предприятие, имеющее сертификат, и обращается ко мне, чтобы я сшила одежду. Для чего это делается? Компания, которая никогда не занималась и не умеет шить форму, имеет сертификат и пытается закупить одежду у нас по более низкой цене. Являясь производителем, мы не можем получить индустриальный сертификат, так как на предприятии должно быть официально оформлено 15 квалифицированных специалистов. Но это уже не малый бизнес", – рассказала руководитель ИП "Сарсенбаева" Роза Сарсенбаева.

Как отметили участники совещания, на третий раз конкурс должен проводиться на общих основаниях. Но даже на третий раз система требует, чтобы предоставлялся индустриальный сертификат. Хотя этого быть не должно.

"Если раньше госорганы мониторили долю местного содержания и она не доходила до 40%, то сейчас таким волевым решением дается повод, чтобы эта доля была доведена до 100%. Но этого не будет, как бы этого ни хотели. Возможно, это какая-то системная ошибка, но мы уже обращались к администратору портала, но результата нет. Вот уже второй месяц мы все воюем", – пояснил начальник отдела по сопровождению проектов Палаты предпринимателей Костанайской области Роберт Юсупов.

Изменения нужно четко обосновать

В то же время вице-президент Ассоциации предприятий легкой промышленности Казахстана Арсен Жетписпаев отметил, что предложения по защите внутреннего рынка обсуждались еще до момента внедрения индустриального сертификата. Уже прошло четыре года с момента обсуждения этого вопроса. Индустриальный сертификат в первую очередь нацелен на поддержку отечественного производителя. Конечно, он в первую очередь должен защищать средний и крупный отечественный бизнес. Требования по небольшим объемам и для малого бизнеса, безусловно, должны быть упрощены. Данные предложения не раз обсуждались на различных площадках, в том числе и на съезде НПП "Атамекен".

"Приниматься решения будут по предложениям ассоциаций, поэтому бизнесу нужно в них вступать и для того, чтобы быть в курсе всех планируемых новшеств. Кроме того, чтобы предложения рассматривались, необходимо их четкое обоснование и необходимо доказать, что производства того или иного товара в Казахстане нет. Необходимо продолжать эту работу, подготовить конкретные предложения с детальным обоснованием для направления на рассмотрение минфина", – подчеркнул Арсен Жетписпаев.

Региональная палата соберет все предложения, озвученные бизнесом, и отправит в НПП РК "Атамекен" для выработки консолидированной позиции и подготовки предложений от имени всего отечественного бизнеса по внесению изменений в правила государственных закупок.

Таисия Колевид, Костанай

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться