Посткоронавирусная эпоха: как Алматы будут спасать от смога

У города уже есть план по улучшению экологической ситуации в посткарантинный период.

Посткоронавирусная эпоха: как Алматы будут спасать от смога Фото: Максим Морозов

Еще до пандемии аким Алматы Бакытжан Сагинтаев придумал посадить миллион деревьев, чтобы озеленить город и сохранить воздух чистым. Нынешние планы акимата связаны не только с озеленением города, но и с городским движением: перевод автобусов на газ, развитие троллейбусного парка и альтернативных видов транспорта, снижение автотрафика.

На страже экологии

Введенный из-за эпидемии коронавируса карантин отразился на загруженности дорог: количество автомобилей уменьшилось в пять раз (это показал анализ аппаратно-программного комплекса). Сразу после запрета на передвижение качество алматинского воздуха улучшилось – в соцсетях появились фотографии чистого голубого неба. В Алматы, где загрязнение атмосферы достигало катастрофических масштабов (смог над городом виден даже из космоса), воздух очистился.

Но после ослабления карантина поток машин быстро восстановился и уровень смога тоже.

По данным акимата, 11-12 мая индекс качества воздуха в Алматы находился на уровне 38 и описывался как "хороший", но уже 8-9 сентября индекс поднялся до уровня 61 и описывался как "умеренный".

Обеспокоенный этим вопросом алматинский акимат в сентябре утвердил план мероприятий на посткоронавирусную эпоху. "Экологическое благополучие Алматы является одним из главных приоритетов в работе акимата", – говорится в презентации "О мерах по улучшению экологической ситуации в Алматы", датированной сентябрем 2020 года. Inbusiness.kz изучил этот документ.

Как акимат будет улучшать городскую среду? Очень просто. В плане 12 пунктов:

  • установка на 17 блокпостах на въезде в город оборудования и персонала для экологического контроля всех видов авто- и мототранспорта;
  • запуск мобильных патрулей для проведения замеров выхлопных газов автотранспорта, передвигающегося по городу;
  • независимый мониторинг качества топлива, реализуемого через АЗС (контрольные закупы, проведение лабораторных замеров и широкое информирование населения);
  • поэтапное ограничение движения грузового транспорта в дневное время, с определением транзитной схемы проезда, без права въезда в центральную часть города;
  • поэтапный перевод всей грузовой логистики на ночное время суток;
  • увеличение количества выделенных полос для общественного транспорта;
  • улучшение и расширение дорожной инфраструктуры для велосипедистов, самокатчиков и других альтернативных видов транспорта;
  • увеличение и расширение инфраструктуры пешеходных тротуаров с озеленением;
  • территориальное зонирование города с частичным и полным запретом автотранспорта (по примеру Лондона, Парижа, Сингапура и др.);
  • внедрение и поощрение всех видов коллективной доставки работников (корпоративная развозка);
  • модернизация автотехосмотра путем полного запрета допуска на улицы города технически неисправных автомобилей;
  • полный перевод городского общественного и коммунального транспорта на экологически чистые виды топлива, обновление городского парка общественного транспорта на 1000 единиц.

Для выполнения этих 12 пунктов у акимата есть решение из трех пунктов:

  • создание отдельного подразделения для экологического мониторинга и контроля;
  • внесение изменений в Закон "О дорожном движении";
  • выделение средств из республиканского бюджета.

Озелененный город будущего

Кроме того, власти планируют достичь и цели по посадке миллиона деревьев. В этом году в городе должны посадить 265 тысяч деревьев, а в следующем – 300 тысяч.

Предлагается изменить и правила озеленения. Сейчас за одно вырубленное дерево надо посадить десять, по новым правилам надо будет посадить 100. Причем к саженцам есть конкретные требования: дереву должно быть шесть-восемь лет, высота его ствола должна быть не менее трех метров, а диаметр – трех сантиметров. За саженцем, на котором должно быть не меньше пяти веток, нужно будет ухаживать три года.

Большие и дорогие планы акимата

Также в планах у акимата остается:

  • строительство Большой Алматинской кольцевой автодороги (общей протяженностью 66 км);
  • развитие алматинского метрополитена (+3 станции до 2023 года);
  • улучшение железнодорожной транспортной инфраструктуры в пригородной зоне Алматы;
  • модернизация ТЭЦ-2 (есть несколько вариантов: перевод котлов на газ, установка фильтров, строительство новой ТЭЦ);
  • газификация частного сектора, включая пригородную зону (планируется перевести на газ 2835 домов в Алматы и 170 000 в Алматинской области).

Катерина Клеменкова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться