Производители вагонов ждут лизинговую программу

4750

С 2015 года на павлодарском "КВК" не размещено ни одного заказа – покупатели неплатежеспособны.

Производители вагонов ждут лизинговую программу

Самое проблемное предприятие павлодарского кластера железнодорожного машиностроения – это завод по строительству грузовых вагонов ТОО "Казахстанская вагоностроительная компания" ("КВК"), который спрошлого года практически не работает, осуществляя лишь мелкий ремонт вагонов с целью сохранения коллектива.  

В 2015 году "КВК" не выпустил с конвейера ни одной единицы грузового транспорта. В 2014 году – 1,5  тыс. при производственной мощности 2500 вагонов в год. "Сборка вагонов не осуществляется по причине отсутствия размещения заказов. Это связано с проблемами у основного покупателя АО "Казтемиртранс", входящего в систему АО "Қазақстан темiр жолы". Но здесь не столько их вина, сколько повлияло наличие кризиса. Была проведена большая работа, чтобы поставить завод на колеса. Рассматривались два пути по выводу предприятия из кризиса: возможность диверсифицировать поставки, то есть ориентироваться на другого потребителя, и альтернативная схема финансирования покупки. "КВК" трудно конкурировать с российским производителем в виду небольшого объема производства. Например, с тем же "Уралвагонзаводом", который десятки тысяч вагонов в год выпускает, и экономия идет за счет эффекта масштаба", - говорит руководитель управления индустриально-инновационного развития Павлодарской области Алишер Абдыкадыров.

Кластер железнодорожного машиностроения Казахстана "держится" на двух предприятиях – экибастузском ТОО "КВК" мощностью 2500 полувагонов в год и петропавловском АО "ЗИКСТО", способном ежегодно выпускать до 1200 зерновозов, полувагонов и фитинговых платформ. Оба предприятия могут на 20-30 процентов закрыть потребность Казахстана в этом виде продукции.

В изготовлении продукции "КВК", как вершине производственной цепочки, задействовано 39 казахстанских предприятий, и10 из них - павлодарских, что свидетельствует о формировании отрасли железнодорожного  машиностроения. Но отсутствие заказов на грузовые вагоны по принципу эффекта домино отразилось на всех других предприятиях. Так, по данным управления индустриально-инновационного развития области, "в связи с отсутствием контрактов с начала 2016 года не было выпуска вагонов на ТОО "КВК". Произошло уменьшение производства электрического оборудования на 39,7% в АО "Казэнергокабель". Сокращен выпуск в ТОО "Проммашкомплект" цельнокатанных колес (минус 89,7%) и тележек (минус 14,1%).  Кроме того, снижен на 15,8% выпуск механического оборудования в ТОО "Завод Format"".

С целью решить проблему кластера в этом году по решению главы государства и правительства РК выделяется 17 млрд теге на лизинг грузовых вагонов. "Лизинговая программа позволяет покупателям отсрочить платежи, то есть будет применяться стандартная лизинговая схема, работающая в сельском хозяйстве с помощью "Казагрофинанс". Задают часто вопрос, а нужны ли нам эти вагоны? Однозначно - нужны. Износ грузовых вагонов серьезный. Потребность в них существует. Это тот случай, когда у нас есть готовый рынок. Другой вопрос, что этот спрос неплатежеспособен. Теперь такую возможность предоставят", - поясняет Алишер Абдыкадыров.

Главный вопрос на сегодня – это сроки. "Сейчас работаем над тем, чтобы сделать это максимально быстро. Хотелось бы, чтобы заказы на "КВК" были размещены уже в июле. Но существуют процедурные моменты, которые не обойти, в том числе, связанные с бюджетным кодексом. Но задача поставлена и мы ее решаем", - говорит г-н Абдыкадыров.

Марина Попова, Павлодар

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться