banner

Пророк в чужом отечестве

16985

Американский исследователь призвал казахстанцев сохранить советское наследие.

Пророк в чужом отечестве

Сложилось так, что к иностранцам у нас прислушиваются больше, чем к соотечественникам. Феномен это классический, давно ставший общим местом и оформившийся в часто повторяемый библейский трюизм. Тем более прислушаться есть к чему: 30-летний калифорниец Дэнис Кин (выпускник Стенфордского университета, по специализации Россия, Восточная Европа и Евразия, фокус Казахстан) не только провёл инвентаризацию, разработал сайт с фотографиями и картой расположения объектов монументального искусства в Алматы, но и вступил в диалог с городскими властями по поводу его сохранения.

Обо всём этом исследователь рассказал на презентации, которая состоялась в галерее "Artmeken. Территория искусства". Дэнису Кину удалось сфотографировать и описать более 150 работ, из которых 106 ещё существуют, 44 утрачены, восстановлено же не более десяти объектов.

Это мозаика, барельефы, граффито и витражи 1965-1985 годов, а также барельефы 30-х годов. Он также обнаружил, что имена авторов некоторых работ не известны, а многие нуждаются в защите и реставрации. Причём исследователь искреннее недоумевает, зачем надо было штукатурить, уничтожать и прятать монументальное искусство советского периода. К примеру, его удивляет, что роскошная флорентийская мозаика с изображением Ленина, выполненная Владимиром Твердоxлебовым в Академии наук, всё ещё затянута экраном, скрывающим её от глаз посетителей.

Как рассказала модератор встречи, искусствовед Валерия Ибраева, г-н Кин может рассказать больше, чем кто-либо из нас, поскольку знания в этой области искусства в Казахстане утеряны. Также она подчеркнула, что исследователь вносит большой вклад в сохранение истории города.

Впервые в Казахстан Дэнис Кин приехал в начале двухтысячных по обучающей программе. Пять лет назад он снова вернулся, чтобы изучать казахский язык. Тогда же его внимание привлекли городские мозаики, придававшие, по его мнению, своеобразный облик городскому ландшафту. Их он описал в своем блоге Walking Almaty. Оказалось, что по теме казахстанской мозаики в Алматы сохранилось мало источников, за исключением книги Валерии Ибраевой "Монументальное искусство Казахстана" и выпусков специализированного советского журнала, которые удалось найти в бывшей Пушкинской библиотеке. Дэнис Кин решил сосредоточиться на пяти видах монументального искусства, поскольку нередко встречал их комбинации, например барельеф и мозаика. Исключил статуи, монументы и гобелены, чтобы не отвлекали от выбранной, близкой к архитектуре темы. Для каждого объекта на сайте исследователь завёл отдельную страницу с именем автора, годом создания и адресом расположения объекта. Очень важной задачей было выяснить и рассказать о тех, кто делал эти работы. Поэтому в отдельном разделе размещены биографии художников и каталог их работ. Одним из самых полезных источников информации стали встречи с авторами. Например, с таким ныне здравствующим художником-монументалистом, как Владимир Сергеевич Твердохлебов, с которым исследователю удалось провести много времени. Большая часть художников либо не дожили до наших дней, либо переехали за рубеж. Многих невозможно найти. В организации встреч Дэнису Кину помог Союз художников Казахстана.

Пионером монументального искусства Казахстана был доброволец из Чехословакии, политический деятель Иван Вахек, сосланный из Тбилиси в Алматы в тридцатые годы, где он начал работать как скульптор. Его барельефы можно увидеть на пересечении Кабанбая батыра – Кунаева, на вокзале Алматы-2 и в школе № 12.

Следующий важный период в истории монументального искусства Алматы начался через тридцать лет и связан с именем Евгения Сидоркина. Ярким примером его творчества может служить декорирование ТЮЗа в 1963 году. Удалось опознать мозаику 1961 года, которая сейчас располагается в неожиданном месте – в западной части города, микрорайоне-2. Она реконструирована, и о ней мало кто знает, поскольку она спрятана во дворах.

Зато многие уже знакомы с недавно обнаруженными в кинотеатре "Целинный" сграффито этого художника.

Интересную технику нанесения мозаики разработал коллега художника-графика Сидоркина, Олег Богомолов. В ней использовалась смальта, камни и кусочки гранита, которые вдавливались в крашеный бетон. Эта техника хорошо узнаваема в мозаиках ТЮЗа и "Казахфильма".

Другие пионеры монументального искусства – Николай Цивчинский и Молдахмед Кенбаев, сначала использовавшие в своих объектах керамические осколки, а затем применившие технику смальты. Алматинцам хорошо известна история спасения мозаики, украшавшей магазин "Казахстан" на проспекте Достык, сыном Кенбаева, Алпамысом.

Сейчас она реставрирована и выставлена на Кок-Тобе на обозрение широкой публики. Ещё одна работа Цивчинского и Кенбаева, в технике витража, сейчас находится в ТЦ "Симбат", между этажами, на лестничной клетке, и пока скрыта от глаз горожан и туристов.

Яркий период в развитии Алматы начался при Динмухамеде Кунаеве, который, чтобы придать современный облик городу, привлёк к работе большую группу художников-монументалистов из Москвы. Ярким представителем этой новой волны стал Виктор Константинов. Сейчас его барельеф, который в этом году был отреставрирован владельцами кинотеатра, можно увидеть на фасаде кинотеатра "Арман".

Как поясняет Дэнис, большую проблему поиска и инвентаризации составляют работы внутри зданий, так как их труднее обнаружить. Помогают алматинцы, которые сообщают исследователю в "Фейсбуке" о новых найденных экспонатах. Как рассказал Дэнис, специалистов по реставрации мозаик в Казахстане нет, но, к счастью, есть авторы. Например, уже упомянутый Владимир Твердохлебов, который знает, как нужно реставрировать его произведения. Какие-то реставрационные работы делать не сложно. К примеру, смальта – крепкий и стойкий материал, который легко очищается. В Союзе художников ещё сохранились материалы того времени. Хорошо было бы их использовать при реставрации, подчеркивает г-н Кин.

Сейчас галерее Artmeken выставлены мозаики, снятые с завода в Кыргызстане, какого именно, Валерия Ибраева не знает.

"Их просто сняли хозяева, привезли и выставили. Правда, уже есть первая атрибуция. Искусствовед Эльмира Ахметова сказала, что это мозаики Твердохлебова. Осталось пригласить самого автора на опознание" – прокомментировала она.

С монументальным искусством советского Казахстана можно познакомиться на сайте.

Ольга Власенко

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться