Реальные зарплаты ускорили свой рост

13879

Госстат пересчитал итоги прошлого года на фоне фискальных льгот и замедления инфляции, связанного со снижением стоимости комуслуг.

Реальные зарплаты ускорили свой рост

Заработная плата и доходы казахстанцев в декабре резко поменяли вектор, перейдя от стагнации к динамичному росту, который продолжился в январе. Об этом наглядно свидетельствует январский краткий обзор экономики, подготовленный Национальным банком Казахстана.

Перерасчет декабрьских зарплат, по-видимому, связан с появлением данных по заключительным оборотам предприятий, по результатам которого размер номинальной среднемесячной зарплаты вырос со 174,6 тыс. до 176,1 тыс. тенге на одного работника. Это могло иметь каскадный эффект на реальные доходы ввиду старта в минувшем году ряда налоговых льгот по подоходному налогу для низкооплачиваемой категории работников. Другим немаловажным фактором явилось замедление снижения инфляционных ожиданий и, как следствие, самой инфляции.

Как итог индекс реальной зарплаты в декабре был пересмотрен с "минус" 5,7% до "плюс" 2,1%. В годовом выражении реальные зарплаты за прошлый год показали рост на 2,3%; среднедушевые реальные денежные доходы населения увеличились на 4,3%. При этом налицо динамично растущий тренд. Так, по оперативным данным, за январь реальные зарплаты выросли существенно – на 6,5% к аналогичному периоду прошлого года; номинальный показатель вырос на 11%, до 166,1 тыс. тенге.

В разрезе отраслей в IV квартале 2018 года рост реальной заработной платы зафиксирован в области административного и вспомогательного обслуживания (на 16,4%), финансовой и страховой деятельности (на 9,6%), сельском хозяйстве (на 8,2%), горнодобывающей (на 2,4%) и обрабатывающей промышленности (на 6,0%).

Снижение было отмечено в здравоохранении и социальных услугах (на 0,8%), операциях с недвижимым имуществом (на 1,6%), строительстве (на 0,9%), государственном управлении и обороне (на 4,4%) В разрезе регионов максимальное значение номинальной заработной платы зафиксировано в Атырауской (320,5 тыс. тенге), минимальное – в Туркестанской области (109,7 тыс. тенге).

Существенный вклад в рост реальных доходов, большую часть из которых формируют заработные платы, оказывает замедление инфляции. В январе-феврале этого года месячная инфляция составила 0,5% и 0,3%, против 0,7% в декабре прошлого. Годовая инфляция на конец февраля упала до 4,8%, устремившись в целевой коридор Нацбанка в 4-6%.

Основной вклад в замедление роста цен внесли тарифы госмонополий, которые административно снижаются с начала года, считают аналитики Halyk Finance в своем февральском обзоре. При этом в группе продовольственных товаров наоборот наблюдается некое ускорение инфляционных процессов и вероятно связано с сезонностью; цены на непродовольственные товары изменились незначительно.

"Дезинфляция в начале текущего года носит целиком искусственный характер и обусловлена административным регулированием тарифов госмонополий, в отсутствие такого вмешательства рост цен мог бы быть около 1% в январе и феврале, – подчеркивают в инвестбанке. – Таким образом инфляция поддерживается на невысоком уровне за счет государственных мер по сдерживанию роста цен и отсутствия влияния ослабления тенге на непродовольственные товары, сильно зависящие от импорта".

Для сдерживания роста цен нужна прогнозируемая политика обменного курса а также запуск кредитования экономики с фокусом на импортозамещение, отмечает Председатель Президиума Национальной палаты предпринимателей (НПП) "Атамекен" Тимур Кулибаев.

"Вопрос роста реальных доходов населения непосредственно связан с ростом цен. На сегодня официальная инфляция рассчитывается по 510 позициям. Однако для большинства населения прежде всего важны цены на продукты питания, одежду и обувь – их доля превышает 60% от общих расходов средней казахстанской семьи. По многим товарным позициям мы все еще зависим от импорта, и каждое ослабление тенге разгоняет инфляцию. К примеру, за последние 5 лет доля импорта в одежде составляет – 85%, в продуктах питания – 36%, в напитках – 20%, в мебели – 65%.Есть поручение Главы государства решить данный вопрос через импортозамещение и развитие "экономики простых вещей", – подчеркивает г-н Кулибаев.

И предпосылки этому есть. Так, по итогам IV квартала прошлого года индекс условий корпоративного кредитования изменился незначительно, однако "динамика его компонентов указывает на улучшение качества андеррайтинга и улучшения условий для кредитоспособных заемщиков".

Спрос на кредитный ресурс второй квартал подряд падает у крупного бизнеса, отмечает регулятор, на основе числа зарегистрированных заявок в системе (снизилось с 417 до 380). Однако спрос на кредит со стороны МСБ продолжает расти вместе с потребностью в оборотных средствах. Растет активно и сегмент ипотеки, в связи с чем НПП акцентирует внимание, что каждый госорган должен иметь индикативный показатель по доле местного содержания в строительстве жилья и автодорог.

"В 2019 году большинство банков планируют наращивать портфель МСБ, ожидая усиленной господдержки. Банки ожидают, что в I квартале 2019 года спрос останется на том же уровне", – говорится в опроснике Нацбанка.

"В этом году к запланированному обучению 15 тысяч сельчан по линии "Бастау бизнес" дополнительно, по поручению Главы государства, будут обучены 40 тысяч безработной молодежи из села, которые мигрировали в города в поисках работы. Учитывая высокий спрос, мы предлагаем увеличить индикатив финансирования с 20% до 30% из числа обучившихся по программе "Бастау бизнес", что потребует увеличения расходов бюджета на микрокредитование до 63 млрд. тенге", – предлагает Председатель Президиума НПП.

Напомним, проект "Бастау бизнес", стартовавший в недрах НПП, в 2017 году был встроен в Программу продуктивной занятости и массового предпринимательства, став ее ключевым направлением. За прошлый год обучением по проекту было охвачено 28 тыс человек, из которых 19,5 тыс защитили свои бизнес-проекты. Исходя из выделенного финансирования, микрокредиты на реализацию проектов получили менее 8 тысяч человек, или только одна треть. Как показывает мониторинг налоговых данных, почти 95% выпускников программы уже платят налоги.

Более того, банки должны отойти от позиции, что "в бизнесе нет качественных заемщиков" и начать разработку новых банковских продуктов для МСБ, уверен г-н Кулибаев. Из 1,2 млн предпринимателей, зарегистрированных в Казахстане, 80% не охвачено банковским кредитованием, что недостаточно для динамичного роста МСБ. "Атамекен" готов совместно с банками и институтами развития "взращивать" новых заемщиков, развивая экосистему для укрупнения и кооперации начинающих и действующих предпринимателей, резюмировал глава НПП.

Султан Биманов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться