Религиозные радикалы вписались в рынки

Татьяна Киселева Татьяна Киселева
10065

Для противодействия радикалам в Алматы предлагают помогать имамам  "не только морально, но и материально".

Религиозные радикалы вписались в рынки

Противостояние нетрадиционным исламским течениям, таким как салафизм и вахабизм, становится сегодня одним из важнейших инструментов в борьбе с терроризмом в Казахстане. Этого мнения придерживается руководитель управления по делам религий города Алматы Айдар Есенбеков. Он считает, что с подачи заинтересованных лиц в текущий момент происходит дискредитация имамов, и принижается их авторитет. Хотя именно они, как отмечает г-н Есенбеков, способны направить людей, ошибочно прибегших к салафизму, на правильный путь. И если не оказывать имамам поддержку, то на население, по его словам, будет осуществляться негативное воздействие нетрадиционных религиозных течений. "Я считаю, что нужно помогать нашим имамам не только морально, но и материально", - уверен он.

Экстремисты действуют на рынках
По словам начальника управления по борьбе с экстремизмом полковника полиции Каната Сарымсакова, с целью обеспечения соблюдения безопасности созданы специальные группы из числа участковых инспекторов местной полицейской службы и оперативных сотрудников.

Он отмечает, что по большей части радикально настроенные исламисты локализуются на местных алматинских рынках, либо имеют отношение к этому бизнесу. За последние три года за религиозный экстремизм и терроризм попали под суд 22 человека, из числа таких людей. Также при совместных с КНБ проверках десяти алматинских рынков с начала текущего года было выявлено 594 иностранца с нарушением правил миграционного законодательства, из них, по данным Каната Сарымсакова, 338 человек привлечены к административной ответственности. Он отмечает, что двое иностранцев, граждан России, занимались незаконной миссионерской деятельностью. Кроме того, на рынках было выявлено пять фактов реализации литературы религиозного содержания в неустановленных законом местах, а также были пресечены два факта пропаганды терроризма.
Г-н Сарымсаков также отметил, что в преддверье Универсиады в качестве профилактики терроризма и экстремизма сотрудники полиции осуществляют обход жилых квартир с целью обнаружения граждан, сдающих жилые помещения в аренду без регистрации в комитете госдоходов, а также выявления лиц, придерживающихся радикально-религиозных взглядов. На текущий момент, по его информации, проверено более 286 тыс. адресов и выявлено 198 человек, являющихся представителями нетрадиционных религиозных течений.

Именно мигранты, по мнению Айдара Есенбекова, являются одной из уязвимых групп, подверженных салафизму, наряду с заключенными, освобожденными из мест лишения свободы; безработными выпускниками вузов; а также людьми, каким-то образом пострадавшими от рук полицейских и их родственников. По его словам, сторонники нетрадиционного ислама набирают последователей из этих категорий граждан. К главным причинам "нетрадиционной исламизации" населения г-н Есендеков относит слабую информационно-разъяснительную работу государства, неразвитую социальную политику в отношении сельской молодежи, а также ослабление уровня институтов социализации (семья и школа). Помимо этого, как он отмечает, на ситуацию влияют неконтролируемые иммиграционные потоки.

По наблюдениям Айдара Есенбекова, в Казахстане за последнее время произошел резкий рост интереса к религии среди молодежи. В частности, на сегодняшний день, по его данным, от 60 до 70 тыс. молодых людей активно посещают мечети.

Инструменты влияния
По мнению г-на Есенбекова, подготовка высококвалифицированных религиозных кадров является первоочередной задачей в борьбе с распространением ложных религиозных течений. В частности, он отмечает, что имамы должны в совершенстве владеть как казахским, так и русским языками, чтобы качественно проводить разъяснительную работу каждому, кто решит к ним обратиться. "Как ни странно, большинство радикально настроенных людей – русскоязычные. То, что наши имамы говорят им на казахском языке – до них не доходит. В связи с этим, они прибегают к информации из сети Интернет", - отмечает он. Для решения этой проблемы, с сентября этого года на базе религиозного университета "Нур Мубарак" открылся отдельный институт для подготовки имамов. Также, по словам Айдара Есенбекова, 25 сентября открыт Центр реабилитации, профилактики и консультации по вопросам религий "Шанырак", основная цель которого – переубеждение людей, подвергшимся воздействию исламистских течений.

"Это не простая задача. Люди, которые ушли туда, к нам самостоятельно не приходят. Их надо приводить, убеждать родственников, чтобы они нам в этом содействовали, - говорит он, подчеркивая, что на сегодняшний день уже 18 человек пришли в данный центр. - Многие из них уже начинают понимать, что раньше ошибались (выбрав другое направление ислама - прим. автора)". Кроме того, по словам руководителя управления по делам религий города Алматы Айдара Есенбеков, многих людей в центр реабилитации приводят участковые инспектора, с которыми организация осуществляет тесное сотрудничество.

Как отмечает г-н Есенбеков, в целях информирования населения в вопросах религии, создаются ознакомительные фильмы и видеоролики, а также информационные буклеты, 70 тыс. которых планируется к раздаче населению в ближайшее время. Кроме этого, по данным руководителя управления, они планируют печатать информацию о центре реабилитации на обратной стороне квитанций по оплате коммунальных услуг.

Все начинается с проповеди
С данными идеями не согласен депутат маслихата Алматы Константин Авершин. Он уверен, что информация, напечатанная на квитанциях, не возымеет действия, так как, по его мнению, никто их не читает. Г-н Авершин уверяет, что основным инструментом, для лиц, подверженным экстремистским учениям, на сегодняшний день является проповедь.

"Раздавать буклеты возле мечети человеку, которому уже "промыли мозг" не эффективно", - утверждает он, заявляя, что необходимо перестать подходить к этой проблематике исключительно "для галочки".

"Проблема, на самом деле, достаточно серьезная. Один человек поставил "на уши" весь город (имеется в виду ситуация 18 июля в г. Алматы, когда террорист Руслан Кулекбаев напал на Алмалинский РУВД и убил 9 человек – прим автора), а представляете сколько их?" – говорит депутат. Он требует перераспределить выделенные средства и прибегнуть к другим, более эффективным мерам.

"У нас есть данные, когда правильный имам приходит читать хорошую проповедь, а его попросту под угрозой физической расправы выгоняют. У нас есть силы и средства, чтобы обеспечить физическую безопасность такого человека. Но, сами понимаете, на голом энтузиазме далеко не уедешь. Финансирование необходимо направлять очень узко", - уверен депутат. Он высказал предложение о том, что имамов и теологов, читающих правильные проповеди нужно привлекать из других стран, в частности, из Дагестана и Чечни. "На подготовку хорошего теолога требуется не менее двух лет, а у нас каждый час на счету. Очень четко надо уметь разграничивать, где ислам, тот который заполняет духовный вакуум, и экстремистские течения. Для этого нужен специалист, который бы в этом хорошо разбирался", - заключил Константин Авершин.

Татьяна Киселёва

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться