"Режим ЧП: бизнес & государство": Интернет на селе

5047

Телемарафон в прямом эфире ATAMEKEN BUSINESS.

"Режим ЧП: бизнес & государство": Интернет на селе

Очередной выпуск телемарафона посвящен теме доступа к Всемирной сети. Почему в отдаленных аулах (как и в небольших населенных пунктах и частном секторе городов) нет Интернета, когда он будет доступен всем казахстанцам и что для этого нужно сделать?

"Весь прошлый год мы проводили исследование, опрашивали большое количество предпринимателей, домохозяйств, выявляли их потребности. У нас половина сел, а их около 6,5 тысяч в стране, либо имеет критически слабый Интернет, либо не имеет его вообще. 25% сел не удовлетворены качеством сотовой связи, либо она отсутствует как таковая. Наше исследование показало, что есть два фактора, почему то или иное село может умереть, это отсутствие школы и отсутствие Интернета", – поделился данными заместитель председателя правления НПП "Атамекен" Олжас Ордабаев.

"Если учитывать, что в режиме ЧП госуслуги в ускоренном темпе переводят в онлайн, люди практически лишены возможности воспользоваться ими. Не говоря уже об экономических последствиях для бизнеса", – прокомментировал ведущий телемарафона Данил Москаленко.

"Скелет" для операторов связи

Технический директор оператора связи "Балхаш электронный город" Николай Сафиюлин (Карагандинская область) поделился опытом, как компания подключила более 10 населенных пунктов в радиусе от 2 до 150 км от Балхаша, самостоятельно, без помощи государства.

"Крупные компании туда не идут, потому что им невыгодно. У нас, например, есть населенный пункт, в котором всего пять домиков, мы туда подали оптоволокно, и люди там обладают теперь телевидением и Интернетом. Мы предлагаем следующее. Во все населенные пункты заходят электрические сети, они существуют давно, обслуживаются и постоянно обновляются. И это готовый "скелет", на который можно повесить оптоволоконный кабель", – говорит спикер.

Оптоволокно – это кабель, который внутри сделан из стекла, и по нему сигнал передается с помощью света. "На сегодняшний день это единственный способ предать информацию на огромной скорости, других вариантов человечество еще не придумало. Радиоканал, тарелки, 4G, 5G – это дополнительные составляющие, но самое главное – оптоволокно", – объясняет эксперт.

Компания протянула оптоволокно по ЛЭП, но столкнулась с такой проблемой: в Казахстане нет нормативной базы, нет СНиПов, на основании которых должны строиться оптоволоконные линии. "Мы используем нормы Российской Федерации. Там их разработали еще в 1990-х годах, благодаря этому сеть смогли построить очень быстро и довели ее вплоть до Магадана, до Якутии, зашли практически во все населенные пункты", – рассказывает Николай Сафиюлин.

Он предлагает государству взять на себя обязательство разработать нормативную базу, за основу можно взять российский пример (там все расписано, как строить и вешать кабель).

Государство должно пойти по магистралям

Помощь нужна и в строительстве самой сети, магистральной ее части. По словам представителя компании, бизнес может взять на себя проведение сетей внутри населенного пункта, там, где нужно "зайти в каждый домик". Но сети между населенными пунктами, которые идут в глубинку от больших городов, – магистральные, бизнес самостоятельно построить не может. Это дело государства.

"Закапывать сети в землю – надежно, но долго и дорого. Сегодня у нас в стране становится все меньше и меньше сел. Идет урбанизация, люди уезжают в города из-за того, что работы нет, Интернета нет. Для чтобы остановить это, государство обязательно должно построить волокно по энергетическим сетям. Они у нас в большинстве своем находятся на балансе государства. Предлагаю создать отдельную государственную организацию, которая не зарабатывала бы на этом волокне, а предоставляла его до населенного пункта. Как сейчас предоставляют водопровод, канализацию, тепло, электроэнергию", – говорит спикер.

Он уверен: как только это будет сделано, как только государство создаст магистральные сети, тут же появятся сотни мелких операторов, которые быстро вложат деньги и построят сеть уже внутри населенного пункта.

"Очень много желающих, я вас уверяю. Например, в нашем маленьком городе Балхаш пять операторов связи, это очень много. Я уже не говорю про соседние населенные пункты, куда мы оптоволокно завели, и сразу же там появились и кабельные телевизионщики, и наши конкуренты", – рассказывает Николай Сафиюлин. Он подчеркивает: это вопрос государственного значения.

Закон, который решил проблему

Участником эфира стал представитель российской компании – замдиректора по строительству АО "УфаНет" Вадим Тепляков.

"Нельзя сказать, что в Башкортостане на 100% все хорошо, но Интернет у нас более доступный для населения. Почему? Конечно, немалую роль играет инфраструктура. Нормы и нормативы расписаны, но основное – это следующее решение, закрепленное на законодательном уровне. Так как практически вся инфраструктура принадлежит крупным организациям, они являются монополистами, у нас принят закон, который регулирует и обязывает монополистов предоставлять доступ к своей инфраструктуре", – говорит спикер.

Стоимость (доступа операторов к инфраструктуре. – Ред.) определяется по итогам экспертизы. "По России цены разные, где-то приемлемые, где-то – завышенные. Конечно, там, где завышенные, население страдает. Размещаем оптически линий связи по опорам, это значительно ускоряет процесс и решает многие задачи", – отмечает спикер.

По его данным, в Башкирии проживает 5 млн человек, 1300 сел не подключены к Интернету. Но это небольшие села, с населением в основном меньше 100 человек. Поэтому по количеству не так много людей не имеют доступ к Сети.

Интернет – фермеры – продбезопасность

"В Казахстане более 100 действующих малых операторов связи, они смогут достаточно быстро развернуть сеть. Вопрос в том, сможем ли мы быстро протянуть магистральные линии. Сейчас все упирается только в них", – прокомментировал Олжас Ордабаев.

"У нас тоже скоро будет 20 тысяч километров ВОЛС, два гиганта, если я не ошибаюсь, их делают – "Транстелеком" и "Казахтелеком". Мы тоже к этому идем", – прокомментировал Данил Москаленко. Он процитировал министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аскара Жумагалиева: "97% населения до конца 2022 года получат широкополосный доступ к Интернету. Для оставшихся 3% будет обеспечена техническая возможность применения спутниковой технологии". Об этом глава ведомства говорил в конце октября.

"Спутниковая технология очень дорогая, очень нестабильная, и скорости там низкие. Мы с ней тоже работали по некоторым аулам, для школ, например, это нереально, для частников, если работать из дома, – дорого", – прокомментировал Николай Сафиюлин.

По его словам, Интернет сегодня – тоже самое, что вода, газ, электричество. "Без него ни один фермер, ни одно малое предприятие не смогут работать. У нас много курортных зон, фермерских хозяйств, которые до сих пор не имеют доступа в Сеть, а им также надо и в госзакупках участвовать, и налоговую отчетность сдавать. Они остаются без инструмента. Работа фермеров – это вопрос продовольственной безопасности. Для того чтобы мы не завозными помидорами питались, а нашими собственными, надо стимулировать малый бизнес", – уверен эксперт.

Вадим Тепляков предполагает, что 3% – это будет не совсем обеспеченное население. Спутниковый Интернет стоит дорого. "У нас в России, например, цена очень высокая, а скорости же маленькие", – говорит он. И замечает, что при этом такой доступ не закрывает существующие нынче потребности, в частности дистанционное обучение ("такие задачи может решить только оптоволокно").

Российский эксперт также отмечает, что Интернет сегодня просто необходим фермерам. "В России многие хозяйств переходят на телеметрию, смотрят показатели надоев, сбора урожая. И готовы подключаться к этим программам. Это тоже оптимизация и развитие бизнеса", – говорит он.

Почему карточки бесполезны

По телефону к эфиру подключилась главный бухгалтер ТОО "Пржевальское" Ольга Гарифзянова. "Интернета у нас практически нет, скорость очень маленькая", – ответила она на вопрос ведущего, почему не получилось выйти по Skype.

Ольга живет в Нуринском районе Карагандинской области. Село находится в 50 километрах от райцентра. "Сейчас все работают на удаленке. У нас нет банкинга, мы не можем проводить операции через банк. Даже элементарно не можем перевести зарплату на карточки: людям придется 50 км ехать, чтобы снять деньги. В магазинах у нас везде наличный расчет. Бухгалтерия налоговые отчеты по двое-трое суток сдает. Платежное поручение ежедневно за 50 км возим в банк, чтобы провести какую-то операцию", – рассказала спикер, какие неудобства создает отсутствие доступа к Сети.

И Николай Сафиюлин, и Вадим Тепляков высказывали мнение, что жители на местах должны просить органы власти, чтобы те добивались обеспечения их населенного пункта Интернетом (казахстанский эксперт, в частности, говорил именно о проведении оптоволокна по ЛЭП).

Участница телемарафона говорит: обращения в акимат были ("на депутатов, конечно, не выходим, но на акимат выходим"), но, по всей видимости, эффекта это не дало.

"Ситуация типичная. Но, наверное, искать виноватого в акимате все-таки большого смысла нет. Это больше вопрос к купным операторам, к министерству, общая координация за ними должна идти. Понятно, что акимат ближе, но все, что там могут сделать, – подавать бесконечное количество заявок. Я уверен, сам акимат мучается с теми же проблемами. Поэтому я и говорю, что вопрос больше к операторам", – комментирует Олжас Ордабаев.

Самое время для совместного обсуждения

Во время прямого эфира поступил вопрос. Зритель жаловался: он живет в 20 км от Талдыкоргана, и в его населенном пункте слабый Интернет. В этом году проводят оптоволокно, но только для школы. А для населения?

"Крупные операторы будут в первую очередь оснащать доступом социальные объекты – школы, больницы. Это хорошо, но и населению нужно дать доступ, и с этим, на наш взгляд, лучше справятся мелкие операторы", – прокомментировал Олжас Ордабаев.

По его мнению, для проведения оптоволокна по ЛЭП нужен единый подход по всей стране, и представить его должны центральные госорганы.

Вадим Тепляков считает, что сейчас самое время профильному министерству инициировать обсуждение вопроса, собрать за "круглым столом" операторов, энергетиков, мобильных операторов и достичь договоренности.

"Частным операторам действительно не под силу строить магистральные сети самостоятельно, но если вместе подойти к этой задаче, то ее можно решить", – уверен российский эксперт.

На все воля государства

Президент Ассоциации операторов телерадиовещания Республики Казахстан Саят Нурахметов отметил, что проблема отсутствия широкополосного Интернета актуальна не только для сел, но и для пригорода и частного сектора городов. "Государство финансирует строительство магистральных сетей, они строятся силами крупных компаний, и затем передает эту инфраструктуру этим компаниям на баланс. Мелкие операторы проблему поднимали, но их игнорируют", – говорит спикер.

"Мы сейчас говорим о том, что надо готовить обращение за обращением. Вы, как ассоциация, почему не возьмете на себя эту роль?" – обратился к спикеру ведущий.

"Мы неоднократно поднимали вопрос по городским территориям по поводу неконкурентного доступа к кабельной канализации, поднимали этот вопрос до уровня антимонопольных органов и государства, но по существу он не рассматривается", – пояснил собеседник.

Он озвучил предложения ассоциации. "Есть магистральные, субмагистральные и домовые сети. Магистральные сети строить невыгодно никому, кроме государства, даже крупным операторам. По плану, обозначенному в программе "Цифровой Казахстан", вся территория страны должна быть покрыта магистральными сетями. В них достаточно мощностей, чтобы и крупные компании, и мелкие, и средние могли их использовать и оказывать услуги. Наше предложение: государство должно разработать правовой механизм использования этих сетей малым и средним бизнесом. Далее пакет регулирующих норм должен быть разработан для использования субмагистральных сетей, включая кабельную канализацию и столбы электропередач, в селах и городах. На это нужна воля государства", – говорит Саят Нурахметов.

Он уверен: если решать проблему поэтапно, то вопрос обеспечения казахстанцев доступом в Интернет сдвинется с мертвой точки.

Телеканал ATAMEKEN BUSINESS и НПП "Атамекен" запустили проект "Режим ЧП: бизнес & государства" в начале апреля. К обсуждению актуальных проблем приглашаются представители различных отраслей бизнеса, Нацпалаты, госорганов.

Елена Тумашова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться