Резкая смена курса: представители сферы частного образования в Казахстане призывают чиновников к диалогу

1961

На изменения в механизме госзаказа частные школы пытаются договориться о компромиссах для продолжения своей деятельности. 

Резкая смена курса: представители сферы частного образования в Казахстане призывают чиновников к диалогу Фото: Максим Морозов

Представители частных организаций образования выступили сегодня перед общественностью и средствами массовой информации в Алматы, обозначив системные вопросы и проблемы, касающиеся деятельности частных школ, сообщает inbusiness.kz. Причиной беспокойства представителей сферы стала жесткая критика отрасли со стороны премьер-министра РК Олжаса Бектенова, озвученная им на совещании правительства в ноябре.

На прошедшей пресс-конференции было отмечено, что, по данным 2025 года, в крупнейшем мегаполисе страны функционируют 117 частных школ, в которых обучается около 40 тысяч детей. Деятельность частных образовательных учреждений достаточно зарегулирована и контролируется государством, а официальная статистика нарушений в сфере образования не отражает реального положения дел. По словам учредителя и директора одной из частных алматинских школ Алины Мурзаевой, по результатам проверки, проведенной в 2024 году, были оштрафованы абсолютно все алматинские школы, как частные, так и государственные, но в отношении частных школ штрафные санкции выносились в отношении самих учреждений, а штрафы в отношении государственных школ выписывались на руководителей, и потому статистика не является объективной.

"Деятельность частных школ находится под жестким государственным регулированием и ежедневным общественным контролем со стороны родителей учеников. Частные школы работают на основании лицензии на образовательную деятельность, проходят обязательные выездные проверки, строго соблюдают санитарные нормы. В 2024 году абсолютно все школы республики прошли различные проверки, проверки прокуратуры, проверки финансового центра. Могу с абсолютной уверенностью сказать, что на территории города Алматы по результатам проверки прокуратуры были оштрафованы абсолютно все школы. Но частные школы были оштрафованы как организации, а в государственных организациях образования были оштрафованы директора, и, по статистике, школы не были оштрафованы. Мы сознательно не поднимаем тему качества образования и коррупционных рисков в государственных организациях образования. Эта информация, я думаю, широко представлена в открытых источниках, но хочу отметить, что, по официальным данным, только за 2024 год сумма выявленных хищений в государственном образовании превысила 13 миллиардов тенге. Однако общественное внимание акцентируется преимущественно на частных школах", – рассказала Алина Мурзаева.

Поднимался вопрос и об ужесточении требований к зданиям, предъявляемых к частным школам. На заседании правительства министр финансов РК Мади Такиев озвучил нелицеприятные факты нарушений, выявленных проверками.

"В частности, из 745 учреждений 155 не отражают полученный доход. Порядка 30% из 427 оцифрованных школ не соответствовали по целевому назначению вида деятельности. Так, в Мактааральском районе Туркестанской области целевое назначение одной из школ – тойхана, в Шымкенте – торговый центр и др. В 64 школах контингент обучающихся превышает проектную мощность более чем в 2 раза. К примеру, в одной из частных школ Алматинской области при проектной мощности, рассчитанной на 60 человек, фактически были отражены 702 учащихся. Речь идет о нецелевых выплатах государства за якобы предоставление гражданам образовательных услуг. В частной школе города Астаны с мощностью на 241 ученика в документах отражены 1003 человека. Кроме того, в отдельных школах были обнаружены фиктивные учителя, а также факты двойного финансирования", – говорилось в сообщении правительства.

Участники пресс-конференции в Алматы подчеркнули, что все разрешительные документы выдаются частным образовательным учреждениям исключительно по итогам выездных проверок, в ходе которых оценивается соответствие зданий санитарным, противопожарным, градостроительным и другим обязательным требованиям, включая планировку, площади помещений, этажность и материально-техническое оснащение.

Как отметили представители частных школ, целевое назначение здания, в котором размещается школа, носит формальный характер и не является определяющим фактором допуска к образовательной деятельности. По мнению выступавших, ключевым критерием является фактическое соответствие объекта всем установленным нормативам, подтвержденное уполномоченными государственными органами.

Кроме того, по мнению участников пресс-конференции, в городе Алматы процедура изменения целевого назначения зданий на практике является невозможной в условиях действующего моратория на изменение плана детальной планировки. Это создает существенные административные барьеры для функционирования действующих частных школ, ранее получивших все необходимые разрешительные документы и осуществляющих образовательную деятельность в рамках правового поля.

Было предложено рассмотреть возможность применения более жестких требований, касающихся целевого назначения зданий частных школ только в отношении вновь создаваемых организаций образования, не распространяя его на действующие частные школы, прошедшие лицензирование, аттестацию и проверки в установленном порядке.

Представители частного сектора образования подчеркнули необходимость использования объективной и полной информации при формировании государственной политики в сфере образования. Было отмечено, что в Республике Казахстан не осуществляется финансирование частных школ как организаций: бюджетные средства выделяются в формате государственного образовательного заказа — подушевого финансирования детей, являющихся гражданами Республики Казахстан, в рамках конституционной гарантии бесплатного среднего образования.

Выступавшие отметили, что госзаказ — это средства, выделяемые за конкретного ребенка, а не финансирование частных школ как юридических лиц, и финансируются дети, а не школы. Кроме того, изменение механизмов финансирования и включение в цепочку финансового центра создает условия для рисков и снижает прозрачность системы государственного финансирования. Финансовый центр, по сути, выполняет функцию дополнительного посредника, без управленческого или контрольного эффекта, при этом у местных исполнительных органов отсутствуют инструменты оперативного контроля за поступлением средств частным школам, причинами задержек выплат и сроками нахождения бюджетных средств вне распоряжения города. В качестве примера участники пресс-конференции озвучили факт, что в прошедшем году выплата за февраль была произведена управлением образования города Алматы в феврале, однако частные школы фактически получили средства только в апреле.

По итогам прошедшей пресс-конференции представители сферы частного образования предложили создать межведомственные рабочие группы с участием представителей правительства, местных акиматов и частных образовательных организаций. Прозвучали заявления о готовности частных образовательных учреждений активно участвовать в работе такой группы с целью выработки системных решений, устранения административных барьеров, повышения прозрачности финансирования и обеспечения устойчивого развития частного школьного образования.

Читайте по теме:

Как бюджетные деньги из школьных столовых вливаются в отходы

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться