Риски минимальны

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
3771

Минюст уверен, что сумеет отстоять в судах арестованную долю "КазМунайГаза" в Кашаганском консорциуме.

Риски минимальны Фото: Мария Матвиенко

Министр юстиции Казахстана Марат Бекетаев убежден, что его ведомству удастся доказать правоту казахстанской стороны и отстоять активы национальной компании, арестованные сейчас за рубежом в качестве обеспечения по искам молдавского инвестора Анатолия Стати к Казахстану. Во вторник в кулуарах правительства он через журналистов обратился к общественности.

"Я прошу СМИ успокоить народ, население. Доля в Кашагане надежно защищена", – заявил министр.

Он пояснил, что в первых судебных разбирательствах, когда суд принял решение оставить арест на активах, министерство юстиции участия не принимало, так, собственником доли в Кашагане является фонд "Самрук-Казына".

"Соответственно, фонд "Самрук-Казына" подал иск о снятии ареста с доли в Кашагане. И они не заявляли все аргументы, которые сейчас заявляет министерство юстиции. Они говорили только о том, что фонд "Самрук-Казына" обладает самостоятельной правосубъектностью и не отвечает по обязательствам правительства", – объяснил министр, какая позиция была у фонда.

Теперь же, на стадии обжалования "министерство юстиции включится в этот процесс и заявит все свои аргументы, в том числе о фактах мошенничества Стати". И в успехе Минюста министр практически уверен. 

"Мнение и позиция министерства юстиции – что перспективы взыскания за счет доли в Кашагане минимальны. Объясню почему. Потому что здесь в наличии имеется контракт на недропользование, то есть доля в Кашагане. Это компания, которая разрабатывает месторождение Кашаган. У нас есть 71-я статья закона о недропользовании, она предполагает, что любая сделка, которая меняет состав участников проекта, должна быть согласована с министерством энергетики. Это первая степень защиты. Вторая степень защиты – Кашаган у нас относится к стратегическим объектам. То есть сделка по собственникам или участникам этого проекта должна соответственно получить согласование правительства. Но, как известно, Казахстан возражает против арбитражного решения, которое может в перспективе являться основой для принудительного исполнения. То есть мы никогда такое согласование не дадим. Это показывает, насколько у нас законы надежно защищают наши недра. Невозможно без согласия правительства вмешиваться в недропользвание и если это вмешательство основано на незаконных действиях", – уверенно разъяснил г-н Бекетаев тактику представления интересов в суде.

Что же касается судебных разбирательств по активам Национального фонда Казахстана, министр считает, что "первый тест" для казахстанской позиции был в Лондонском суде, где рассматривался иск о принудительном исполнении (обязательств).

"Итоги были в нашу пользу, – напомнил г-н Бекетаев. – Второй тест – это Амстердамский суд. Амстердамский суд сделал два важных вывода. Первое – это что средства Национального фонда обладают суверенным иммунитетом, второе – что Стати ввел суд в заблуждение, когда не раскрыл информацию о процессе 2014 года. Что касается бельгийского процесса – это нормальный текущий процесс. Он несколько затягивается, потому что юристы Стати внесли дополнительные документы и дополнительные аргументы. Тактика не новая, не удивительная для нас. Она нас нисколько не пугает. Мы спокойно работаем в этом процессе. Наша позиция базовая не меняется. Мы говорим о том, что Национальный фонд обладает суверенным иммунитетом. Второе – мы говорим, что арбитражное решение основано на фактах мошенничества".

В целом, что в министерстве юстиции убеждены, что снятие ограничений с активов Национального фонда Казахстана, наложенных из-за судебных разбирательств страны с молдавским бизнесменом Анатолием Стати, лишь вопрос времени. В пресс-релизе министерства, распространенном во вторник перед заседанием правительства, демонстрируется твердое намерение министерства завершить процесс в свою пользу.

"23 января 2018 года нидерландский суд удовлетворил ходатайство Национального банка РК о снятии ареста с активов Национального банка, находящихся на кастодиальном хранении в Bank ot New York Mellon. Судебный процесс по аналогичному иску в Бельгии еще не завершился", – говорится в пресс-релизе.

Также отмечается, что "наряду с решением английского суда от 6 июня 2017 года, который признал наличие достаточно убедительных доказательств о фактах мошенничества со стороны Стати во время арбитражного разбирательства, указанное решение нидерландского суда является еще одним подтверждением обоснованности позиции Республики Казахстан и выдвигаемых ею доводов".

"Министерство продолжает работу по доказыванию неправомерности действий Стати в каждой юрисдикции, где Стати предпринимает свои незаконные действия по заморозке активов. Когда фактически будут сняты ограничения – вопрос времени. После снятия ограничений с активов Республика Казахстан будет добиваться взыскания всех расходов, понесенных во время судебных процессов по обеспечительным мерам, а также обжаловать иски Стати, направленные на принудительное исполнение арбитражного решения", – подчеркивает Минюст.

Вместе с тем Республика Казахстан подала встречные иски в США и Великобритании в отношении Стати и других по обвинению в фактах мошенничества.

8 февраля сообщалось, что министр юстиции РК Марат Бекетаев рассчитывает на создание прецедента окружным судом Амстердама для всех зарубежных судов по искам Анатолия Стати к Казахстану. Напомним, что 23 января этого года Окружной суд Амстердама удовлетворил ходатайство Национального банка Казахстана о снятии ареста с активов Национального фонда в размере 22 миллиардов долларов: средства были заморожены на счетах Bank of New York Mellon Corp. для обеспечения исковых требований молдавского бизнесмена Анатолия Стати к правительству республики. Сами исковые требования Анатолия Стати составляют 500 миллионов долларов, и казахстанская сторона апеллировала к зарубежным судам. Во-первых, по поводу несоразмерности исковых требований и замороженной суммы. А во-вторых, по фактам предоставления стороной молдавского бизнесмена недостоверных сведений, на основе которых выносилось решение о заморозке активов.

8 февраля после окончания расширенной коллегии министерства юстиции его глава Марат Бекетаев заявил журналистам: правительство Казахстана рассчитывает на то, что решение в Амстердаме станет прецедентом и для других зарубежных судебных инстанций по этому делу.

"Нас вдохновляет результат в Амстердаме, который сказал, что средства Нацфонда обладают суверенным иммунитетом, – заявил Марат Бекетаев. – Мы думаем, что суды должны продолжить такую же линию, и мы также надеемся, что суды учитывают решение Лондонского суда в июне 2017 года, в котором было сказано, что арбитражное решение основано на фактах мошенничества, поэтому не подлежит принудительному исполнению. Сейчас вся проблема в длительных процедурах".

Теперь Минюст ждет признания арбитражного решения на территории конкретной страны, где ведутся тяжбы с Анатолием Стати.

"Если, например, в Бельгии принято к производству арбитражное решение, вопрос, когда эти слушания произойдут, до сих пор не определен, – пояснил министр. – Как только было принято к производству арбитражное решение и был наложен предварительный арест, мы сразу же обжаловали решение о наложении предварительного ареста. Сейчас в Швеции наложение предварительного ареста произошло, мы возразили, первая инстанция именно по предварительному аресту не поддержала. Мы это будем обжаловать. Вопрос принудительного исполнения пока еще не стоит". Ранее Апелляционный суд Англии отказал гражданину Молдовы Анатолию Стати в обжаловании решения, вынесенного в пользу Республики Казахстан. 

Ирина Севостьянова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться