Розничная торговля упала до уровня 2016 года

5140

Коронавирус ударил по рознице гораздо сильнее мирового кризиса 2008 года и всех девальваций тенге.

Розничная торговля упала до уровня 2016 года Фото: Серикжан Ковланбаев

Объем розничной торговли в Казахстане упал до минимума за 50 месяцев. По данным комитета по статистике, в апреле 2020 года общий объем осуществленных сделок составил 495,7 млрд тенге. Для сравнения: в марте показатель составлял 840,7 млрд. Нынешний объем торговли стал минимальным с февраля 2016 года – тогда розничная торговля была на уровне 492,2 млрд.

По итогам января-апреля 2020 года общий объем розницы составил 2 трлн 874,1 млрд тенге. И это на 11,8% меньше, чем за аналогичный период 2019-го. На столь негативную динамику повлияло именно апрельское снижение, ведь по итогам первого квартала отмечался рост в 0,8%. Вообще, сокращение торговли – явление для Казахстана нечастое. В последний раз снижение сделок за период отмечалось в 2016 году. Тогда по итогам января-июля объем розничных сделок оказался на уровне 99,3% от предыдущего года.

Больнее девальваций и кризисов

Еще сильнее рухнул индекс физического объема розничной торговли к соответствующему месяцу предыдущего года. В апреле 2020 года объем сделок составил лишь 55,3% от уровня апреля 2019-го (839 млрд тенге). И это невероятно много. Например:

  • В 2015 году переход к плавающему курсу тенге привел к значительному снижению объемов сделок, но даже тогда индекс не опускался ниже 90,7%.
  • Мировой финансовый кризис, который докатился до Казахстана в 2019 году, привел к снижению индекса до 82,2%.
  • Все остальные события в экономике, произошедшие с 2007 года, практически никак не снижали показатели торговли.

Таким образом, коронавирус и принятые в связи с ним карантинные меры оказали по казахстанской рознице гораздо более сильный удар, чем любые потрясения до этого.

Траты на непродовольственные товары упали более чем вдвое

Закрытие или ограничение действия торговых центров и магазинов привели к тому, что казахстанцы впервые потратили на продукты питания больше, чем на непродовольственные товары. Во многом это связано с тем, что покупать одежду, обувь и прочие товары привычным образом стало просто негде – все закрыто. А интернет-коммерция, хоть и становится все более популярной, полноценно заменить офлайн пока не может.

По итогам апреля казахстанцы потратили на продукты питания 255,4 млрд тенге. Это ощутимо меньше, чем месяцем ранее: в марте было продано товаров на 313,8 млрд тенге. Но снижение сделок по непродовольственным товарам оказалось еще сильнее – 240,3 млрд против 527 млрд в марте. Таким образом, на долю продовольствия пришлось 51,5% всей месячной розничной торговли. Для сравнения: по итогам четырех месяцев доля составляет 36,6%.

Если по итогам I квартала единственным регионом республики, где на продукты тратят больше, чем на остальные товары, была Актюбинская область, то в апреле таковых стало уже 11. Наибольшая доля продовольственных товаров в розничной торговле – в Восточно-Казахстанской области (60,1%). Наименьшая (причем с большим отрывом) – в Павлодарской (28,1%).

Сильнее всего торговля просела в Алматы

Снижение торговли отмечается во всех регионах Казахстана. И сильнее всего (как в абсолютном, так и в процентном отношении) это заметно в Алматы. По итогам апреля показатели торговли тут составили 113,9 млрд тенге. Это более чем вдвое меньше показателей марта (-53,1%) и почти втрое уступает торговле в марте 2019-го (-61,2%). При этом южный мегаполис продолжает лидировать по общим объемам среди регионов республики.

На втором месте по темпам снижения – Павлодарская область. Тут розница просела на 47%, причем как относительно апреля 2019-го, так и марта 2020-го. Более чем на 40% за год также упала торговля в Нур-Султане и Шымкенте.

Среди регионов, держащихся лучше остальных, – Алматинская область. Тут показатели сократились "всего лишь" на 20,6%: причем как к апрелю предыдущего года, так и к марту текущего. Годовое снижение торговли не более чем на 30% также произошло в Актюбинской, Костанайской, Кызылординской и Мангистауской областях.

Базары вместо торговых центров. И наоборот

Еще один интересный момент – это изменение структуры торговли. Наибольшее сокращение показателей отмечается в крупных сетях – показатели торговли относительно марта упали на 43,9%, составив 106,7 млрд тенге. Объемы малых предприятий упали на 40,7% (до 335,4 млрд), средних – на 36,8% (до 53,6 млрд). При этом картина в зависимости от региона меняется:

  • Объем продаж крупными торговыми предприятиями Актюбинской области в апреле вырос по сравнению с мартом на 900,8 млн тенге (до 14,1 млрд тенге).
  • Продажи индивидуальных предпринимателей (включая рыночных торговцев) Туркестанской области выросли на 3,5 млн тенге – до 4,2 млрд.
  • ИП в Алматинской области и Нур-Султане вообще не почувствовали никаких изменений: удивительно, но объем сделок тут совпадает с мартовскими с точностью до тысячи тенге.

Также в апреле произошла смена приоритетов у покупателей, которая во многом связана с введенными ограничениями деятельности объектов торговли, а также ограничениями на перемещение самих граждан:

  • В Алматинской области доля крупных предприятий в апреле сократилась на 14,6 п. п. по сравнению с I кварталом, составив 32,7%. При этом показатели малого бизнеса выросли на 13,8 п. п. до 59,2%. Такая же тенденция – отток покупателей от крупных сетей в мелкие магазины и на рынки – в апреле наблюдалась в Нур-Султане, Шымкенте, а также Мангистауской и особенно Туркестанской областях.
  • В Павлодарской области, наоборот, доля ИП в торговле сократилась на 8,8 п. п. (до 62,1%), зато доля крупного бизнеса выросла на 7,4 п. п. (до 27,8%). Аналогичное движение произошло и в Актюбинской области.
  • В Алматы, Костанайской, Актюбинской и Западно-Казахстанской областях в период карантина средние по размерности предприятия смогли перетянуть часть клиентов у малого и крупного бизнеса.

Алексей Никоноров

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться