Сам себе повар, или Как в Казахстане работает рынок конструкторов еды

11191

У Анжелики Досановой очень интересный и даже благородный бизнес.   

Сам себе повар, или Как в Казахстане работает рынок конструкторов еды

Ежедневно она и ее команда заставляют казахстанцев чувствовать себя настоящими шеф-поварами мишленовских ресторанов. Забыв о традиционных куырдаках, клиенты ее бизнеса – конструктора еды Restncook – готовят семгу, обыгрывают рецепты с креветками, изучают соусы и ароматные специи. Да, услуга не шибко популярная и высоко оцененная в нашей стране, призналась Анжелика в интервью корреспонденту Inbusiness.kz. Да, бизнес требует ежедневных солидных вложений, готовности к ответственности и терпения. Но, уже пройдя многое и поставив бесперебойный бизнес, владелицу бизнеса ничто не заставит отказаться от намеченной цели – составить конкуренцию российским конструкторам.

– Анжелика, о таком бизнесе, как "конструктор еды", я узнала всего пару лет назад. И тогда мне показалось, что это шикарная ниша, где можно стать очень успешным. Расскажите Вашу историю – как пришла такая идея, чем Вы были заняты до того, как начали проект в общепите?  

– Да, бизнес и правда казался крайне привлекательным! Я проработала шесть лет в страховании, начало казаться, что уже все узнала в своей отрасли, хотелось двигаться вперед, расти профессионально, учиться чему-то новому. Появилось желание попробовать себя в качестве предпринимателя. Начала поиск ниши и команды. Побывала в Москве, попробовала подобный сервис и была в восторге. Начала изучать этот рынок в мире, мне безумно понравилась идея. Начала искать команду, в самом начале пришла к подруге, которая долгое время уже работала в общепите. Мы начали вместе прорабатывать проект. Затем пошла на обучение основам предпринимательства. Тогда и столкнулась с первыми сложностями. Уже все было готово к старту, но пришло понимание, что открывать бизнес там, где нет рынка, это крайне затратно. Решили пробовать запускать MVP (minimum valuable product – минимально жизнеспособный продукт. – Прим. ред.) и искать инвестиции.

– И снова спрошу – насколько Вы успешны сейчас? Можно на округленных цифрах по обороту чистой прибыли рассказать. Какой у Вас спрос – сколько заказов в день/месяц у Вас? Как казахстанцы принимают такую услугу?  

– Насколько успешна наша компания, достаточно тяжело оценить, на казахстанском рынке мы лидеры, а вот если сравнивать в мировом масштабе, мы все же еще стартап. Мы только вышли на операционную прибыль, однако этот бизнес требует больших вложений. В первую очередь нам пришлось создавать спрос, чтобы поддерживать производство. Когда мы пришли на рынок, спрос по городу Алматы был не более 50 клиентов в месяц. Люди просто не знали, что это за сервис, да и в большинстве не знают до сих пор, мы проводили опрос в Интернете – знаете, что такое "конструктор еды"? 85% участников ответили отрицательно. На момент нашего старта данный показатель был равен 98%. Нас часто путали с доставкой готовой еды или рестораном. Были сложности с рекламой, как объяснить людям в одной картинке, что за сервис мы предоставляем? В целом сейчас не могу озвучивать наши показатели, так как сейчас активно ведем переговоры по инвестированию в наш проект, и также знаем, что нашим рынком уже заинтересованы российские конструкторы. Одно можно сказать с уверенностью, что потенциал нашего рынка огромный. Мы постоянно собираем обратную связь от наших клиентов, чтобы понимать пищевые привычки и предпочтения нашего рынка. К сожалению, посматривать на западные и российские рынки нет смысла, там совсем другие предпочтения. Нужно лишь сделать сервис более доступным и понятным для населения, показать, сколько можно экономить ежемесячно, пользуясь нашим сервисом.

– По моим наблюдениям, таких предложений на рынке не стало больше за последние годы или я ошибаюсь? Как Вы сами оцениваете конкуренцию на этом рынке? И здесь мы говорим не только об аналогичном бизнесе, а также о том, что сегодня выбор, где поужинать, огромный – от доставки пиццы на дом до обилия ресторанов и кафе в Алматы.

– Все верно, подобных сервисов очень мало. Этот бизнес на первый взгляд кажется совсем простым: раскидал продукты по пакетам и отправил. Так и мы думали, пока не столкнулись с тем, что этот бизнес намного сложнее и затратнее, чем ресторанный или доставка обычных продуктов. Потому много подобных сервисов закрылось. Нужны большие вложения не только в производство, но и в рекламу. Мы ведь продаем не просто пиццу или суши, мы продаем образ жизни – экономичный, экологичный, а главное, вкусный! Что касается ресторанов и доставки готовых блюд – это довольно затратно, в среднем на одну порцию на одного человека около 3000 тенге при порции не более 250 граммов. И потому магазины продуктов никогда не утратят своей аудитории. Маржинальность в ресторане в среднем составляет от 200% до 300%. У нас, учитывая, что мы готовим много полуфабрикатов, не более 40%.  А на одну порцию на одного человека в среднем наше блюдо стоит 1500 тенге. Теперь о продуктах и полуфабрикатах на полке магазина: здесь у нас главное преимущество. Мы проводили эксперимент: брали наше меню и закупали в магазине все ингредиенты, которые необходимы для приготовления данных блюд. Так, на стоимость нашей коробки в 15 000 тенге мы оставили в магазине 27 860 тенге. Такая разница складывается из того, что мы не можем взять, например, 20 грамм сыра пармезан, 30 грамм оливок, 40 грамм кукурузы, 120 грамм крупы (киноа, кус-кус, рис, гречка и так далее). Мы утверждаем, что с нами экономичнее, потому что люди часто не замечают, сколько продуктов выбрасывают, поскольку те попросту пропадают. По мировым исследованиям, эта цифра достигает 35%. А значит, 35% потраченных Вами денег отправляется прямиком в мусорное ведро. Мы также часто обращаем внимание на затраты времени на покупки, придумывания, что же приготовить, и главное, чтобы это было полезно и разнообразно. 

– Давайте обсудим производственные моменты. Как Вы разрабатываете меню, где покупаете продукты? Сколько человек у Вас работают и какой у них функционал? Здесь также интересны Ваши расходы – на что тратитесь и сколько? Я к тому, чтобы нашим читателям было легче понять, сколько средств должно быть, чтобы открыть такой бизнес?   

– Построенное производство – это самое главное в этом бизнесе. Поскольку этот бизнес новый на рынке, то специалистов, процессов, программ учета и так далее попросту нет. Приходилось все делать методом проб и ошибок. Мы сначала покупаем техкарты у разных шеф-поваров. Затем обязательно отрабатываем. У поваров свое видение приготовления, и часто они упускают много деталей, которые очень важно знать для хозяйки на кухне, особенно если она впервые сталкивается с такой техникой приготовления. Мы отрабатываем и записываем каждые нюансы, чтобы затем отразить их в рецепте. Далее за этот рецепт берется технолог, он должен продумать, какие полуфабрикаты будет делать производство, потому что для этого нужно специальное оборудование. Прописывает сроки хранения, в какой упаковке будет каждый ингредиент доставляться, решает проблему, например, как доставить 30 грамм помидорки (улыбается), и главный критерий – как сократить время на приготовление? Основной критерий – не более 30 минут. У нас также есть меню за 10 минут, там еще больше работы для технолога! Затем мы проводим фотосет и фотографируем набор продуктов, который мы привезем, пошаговый рецепт и готовое блюдо. В рецептах мы даже делимся секретами украшения готового блюда. Также одна из главных задач – работа с поставщиками. Это тоже одно из наших преимуществ. Мы заключаем договоры с лучшими поставщиками в городе. Первое время нам пришлось платить дороже, чем в магазине, ведь для нас важно было найти любой ингредиент, а объемы у нас были небольшие. Этот процесс стал немного легче и дешевле, когда мы начали заказывать большие объемы. Процесс сборки также долго отлаживался, перед нами всегда стоит задача сделать этот процесс быстрым и качественным. Первое время было много ошибок. Но затем нам удалось снизить процесс рекламации до <1%. Главная цель – не забывать ни одного ингредиента. Сейчас этот процесс отлажен на 100%.

Основные наши затраты – это, конечно же, оборудование, чем больше становятся объемы, тем больше оборудования необходимо. Например, вакуумные аппараты на каждую станцию, ножи, доски, весы, холодильные камеры, шоковая заморозка, сувид, конвектоматы, тестомес, производственные блендеры и многое другое. Фонд оплаты труда, реклама – это тоже значительная часть расходов.

– Еще интересно, есть ли какие-то особенности у этого бизнеса, характерные только конструктору еды? Ну, например, что им заниматься должна исключительно женщина или человек, обучавшийся поварской профессии?  

– Этот бизнес – сплошная особенность (смеется). Здесь собраны все профессионалы всего общепита, все возможные технологии работы с продуктами. Этим бизнесом может заниматься человек, который очень любит свое дело. Он должен быть готов каждый день решать новые задачи, которые появляются с завидным постоянством, как перед производством, так и перед логистикой, реализацией, усовершенствованием процессов, есть также много других нюансов, на которые нужно искать ответы.

– Анжелика, я изучила Ваш "Инстаграм", очень завлекает. Эта площадка главная в Вашем маркетинговом плане? Предположу, что отсюда идет основной поток заказов? Как еще Вы себя продвигаете?

– Все верно, соцсети – это основной источник трафика. Благодаря социальным сетям мы можем объяснить нашим покупателям, в чем преимущество нашего сервиса, почему это выгодно и полезно и почему нам можно доверять. Наша задача – это быть максимально прозрачными, о том, как мы рабоатем, что мы даелаем, с кем мы работаем. Мы также участвуем в различных фестивалях, проводим мастер-классы и стараемся чаще встречаться офлайн с нашей аудиторией. Мы также запустили продажи на онлайн-супермаркетах, где могут заказать один набор на две порции в наших партнерских проектах.

– Давайте все-таки вернемся к финансовой целесообразности конструктора еды. Как мне кажется, это выгодно, если речь идет об одном-двух членах семьи. А если семья большая?

– Конечно, можно питаться намного дешевле, только вопрос, насколько это будет для нас полезно? Сколько мы тратим денег на различные витамины, которых нам недостает в еде? Мы то, что мы едим. Если наш рацион наполнен различными продуктами, то и чувствуем мы себя намного лучше. Сколько спонтанных покупок мы совершаем, когда видим акции, а потом, к сожалению, можем забыть про этот продукт? В целом о цифрах: семья на двух-трех человек, которая пользуется нашим сервисом, тратит в месяц 60 000-64 000 тенге. Конечно, здесь не учитываются молоко, яйца, чай и так далее. Семья из четырех человек тратит в месяц 94 000 тенге. Поскольку порции у нас большие, то на выходе готовое блюдо – 700 г – 1 кг. Потому 90% наших клиентов, говорят, что им хватает и на обеды. Самое интересное, что многие не знают, сколько тратят на продукты. Статистика говорит, что в Казахстане это 60-70% от общего дохода. Потому это крайне индивидуально, и, насколько это выгоднее, решать нужно каждому для себя. Многие наши клиенты пришли по рекомендации – так выгоднее. И это очень приятно слышать.  

– Поговорим о пандемии. Догадываюсь, что на Ваш бизнес, учитывая жесткий карантин, который мы пережили, коронавирус если не повлиял позитивно, то не навредил точно. Как пережили последние месяцы?

– Здесь буду краткой. Конечно, это позволило вырасти нам, люди с большим удовольствием экспериментировали – было больше времени. Большинство клиентов именно с пандемии остались с нами и в период активной работы, потому что это оказалось не только выгодно, но и намного быстрее, чем готовить самостятельно. Мы считали, наш сервис позволяет экономить до 10 часов в неделю! Поскольку в бешеном темпе жизни сложнее решиться на эксперименты, на них порой не остается сил.

– Анжелика, какие у Вас здесь бизнес-цели? Планируете ли масштабироваться? И, кстати, возможно ли вести такой бизнес в других городах параллельно, рассматриваете ли Вы схему франчайзинга?  

– Сейчаc наша главная задача – выйти на определенный уровень дохода. Эта самая главная и первостепенная цель. Следующим шагом мы рассматриваем открытие в Нур-Султане, а затем мы бы хотели выйти на страны СНГ, в том числе составить конкуренцию российским конструкторам. Будет ли это посредством франшизы или открытие нашей команды – пока еще в обсуждении.

– Сегодня много говорят о второй волне локдауна. Как думаете действовать? Есть антикризисный план?

– Сегодня мы уже готовы к любой ситуации. Мы не раз ломали наши производственные процессы, для того чтобы обеспечивать больший поток и ускорять отдачу коробок, если того требует рынок. Потому у нас накопилось опыта на план А, Б, В. Мы надеемся на 300%-ный прирост в следующем году и каждый день замеряем разные показатели, обдумываем и экспериментируем разные теории. Поэтому будем надеяться, что мы сможем вовремя отреагировать на любые изменения.

– Успехов Вам, спасибо за беседу!

Мадина Ерик

Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться