Семь приговоров и отсрочек не предел?

7170

В Кызылорде потерпевшие не могут добиться наказания для мошенницы, укравшей у людей более 17 млн тенге.

Семь приговоров и отсрочек не предел?

Несколько месяцев правозащитница Ляззат Бактибаева добивается законного исполнения 7 приговоров, вынесенных в отношении Алмагуль Омаровой, сообщает inbusiness.kz. Только за последние 7 лет последняя обманом присвоила себе более 17 млн тенге (39 тыс. долларов), полученные у дюжины потерпевших.

Невольное знакомство Ляззат с последовательницей Остапа Бендера началось с обращения семьи Нурымбетовых в региональный офис ОФ "Әділдік жолы". Они пострадали в ходе одной из сделок Омаровой.

В 2013 году Алмагуль продала семье Нурымбетовых земельный участок, обещая позже оформить необходимые документы. С надеждой на лучшее семья заложила фундамент под дом и подсобные строения. А через 8 лет Омарова с подельниками продала этот участок уже другим людям, которые снесли фундамент. Нурымбетовы обратились в полицию, где им отказали в возбуждении уголовного дела, советуя решить вопрос в гражданском порядке.

После чего потерпевшие пришли к Бактибаевой. Она в свою очередь обратилась в МВД РК, чтобы возбудили дело по статье 202 УК РК "Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества". Дело возбуждается, но по статье 389 УК РК "Самоуправство", а через пару месяцев местная полиция прекращает дело ввиду отсутствия состава преступления. На сегодня Ляззат обратилась в прокуратуру, чтобы дело было возбуждено по ст. 202 УК РК.

Приговоры

Как рассказала Ляззат, изучение биографии Омаровой ее сильно удивило. В период с 2009 по 2019 год мошенница выманила у дюжины кызылординцев более 17 млн тенге. Но, несмотря на доказанные преступления, она остается на свободе, продолжая и дальше обманывать людей.

Судом № 2 города Кызылорды Омарова 7 раз признавалась виновной по ч.ч. 1, 3, ст. 190 УК РК "Мошенничество".

Так, в июле 2009 года ее приговорили к лишению свободы сроком на 5 лет с отсрочкой исполнения приговора по ч. 1 ст. 72 УК РК на 5 лет по причине наличия у подсудимой малолетних детей.

В сентябре 2009 года дали 5 лет с конфискацией имущества, с отсрочкой исполнения приговора на 5 лет по вышеуказанной причине.

В сентябре 2014 года приговорили к лишению свободы на 6 лет с конфискацией имущества по п."б" ч. 3. ст. 177 УК РК (в старой редакции "Мошенничество") назначенным по приговору от 29 июля 2009 года, с лишением свободы на 7 лет. И отсрочкой исполнения приговора на 5 лет.

В январе 2016 года ее приговорили к лишению свободы на 6 лет и 6 месяцев с конфискацией имущества, с учетом прежнего приговора. И отсрочкой на 5 лет.

В 2016 году новый срок суммировали с приговором 2014 года согласно ст. 58 УК РК, а в 2020 году в рамках амнистии освободили от наказания.

В мае 2016 года ее приговорили к 7 годам заключения с конфискацией имущества, с учетом прежних приговоров, и уже привычной отсрочкой на 5 лет.

В ноябре 2016 года ей дали 4 года и 6 месяцев с конфискацией имущества. С учетом прежнего приговора была Омарова окончательно лишена свободы сроком на 7 лет,с частичной конфискацией. И отсрочкой на 5 лет.

В ноябре 2019 года она была признана обвиняемой по ч. 1 ст. 190 УК РК. Однако дело прекращено за примирением сторон в порядке медиации, согласно ч. 1 ст. 68 УК РК.

Как отмечает правозащитница, вынесенные судебные приговоры путем приведения наказания, назначенного согласно ч. 3 ст. 190 УК РК, вместе со ст. 58 УК РК ведут к более строгому наказанию, являются окончательными, с неоднократным повторением.

Иными словами, Омарова, неоднократно нарушая закон, с учетом прежних приговоров должна была понести более строгое наказание. Но постоянно получает отсрочку.

На момент вынесения приговоров она воспитывала малолетних детей, 1997, 2001, 2004 и 2006 г. р.

Вероятно, отсрочка наказания способствует повышению чувства безнаказанности, сетует спикер.

Возместят ли ущерб потерпевшим?

К слову, в 2019 году, сообщает спикер, Омарову привлекли к административной ответственности после того, как ее ребенка нашли в одном из развлекательных учреждений Кызылорды после 23:00 без сопровождения законным представителем.

Учитывая многолетние преступления и несколько приговоров, Ляззат обратилась в органы пробации, которые должны приглядывать за Омаровой. Где получила любопытные документы.

Так, 16 мая 2021 года руководитель службы пробации города Кызылорды в связи с истечением отсрочки решения суда направил в суд № 2 представление. В суде рассмотрев представление, вынесли постановление за № 4358-21-00-2-2м/463, заменив наказание в виде лишения свободы Алмагуль Омаровой на ограничение свободы сроком на 3,5 года.

Далее служба пробации предоставила справку, подтверждающую, что месячная заработная плата Омаровой, работающей бухгалтером с 2013 года, составляет 200 тыс. тенге. Однако в случае с семьей Нурымбетовых ни службой пробации, ни прокурором, ни судом не было обеспечено возмещение причиненного им ущерба.

Кроме того, потерпевшим не сообщили о том, что пройдет судебное заседание, а позже не предоставили копию постановления суда.

На сегодня Бактибаева через соцсети обратилась в Верховный суд и Генпрокуратуру с предложением исключить или ужесточить ст. 190 "Мошенничество", раз по ней не могут привлечь к ответственности матерых мошенников.

Махмуд Байходжаев, Кызылорда

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться