Мегаполис на провинцию: среди казахстанцев наметился новый тренд

442

Он может перерасти в тенденцию из-за перегруженности, высокой стоимости жизни и плохой экологии мегаполисов.

Мегаполис на провинцию: среди казахстанцев наметился новый тренд Фото: сгенерировано с помощью ИИ shedevrum

Ежегодно десятки тысяч казахстанцев пакуют чемоданы и переезжают в мегаполисы родной страны. Одни едут за знаниями и бизнесом. Другие – за карьерой, эмоциями, лучшей жизнью, веря, что если и есть в Казахстане рай, то он поделен между Алматы и Астаной. Суровая реальность бьет сразу с нескольких сторон: крошечные квартиры, дорогая аренда, ипотека, шум, суета и, конечно, упущенное время на жизнь. Вот ряд причин, по которым казахстанцы стали менять быстрый столичный быт на расслабленный провинциальный. Куда люди уезжают из мегаполисов? Почему это происходит? В материале корреспондента inbusinness.kz.

До конца 1990-х годов основной миграционный внутренний поток направлялся в Алматы. С переездом столицы он распределился на два города. Согласно данным исследования бюро национальной статистики РК за 2025 год, самый большой приток населения идет в Астану, Алматы и Шымкент. Далее идут Алматинская, Акмолинская и Туркестанская области.

Положительное сальдо миграции отмечается только по первым четырм пунктаем – это три мегаполиса и Алматинская область. То есть приезжающих здесь больше, чем уезжающих. В остальных областях Казахстана отток населения больше, чем приток.

Поэтому мегаполисы не успевают отвечать запросам людей, считают некоторые казахстанцы.

Прелести большого города испытал на себе Ильяс Алиев, который переехал в Алматы 7 лет назад.

"Многие недовольны обустройством южной столицы. Большая проблема сохраняется с транспортом. Инфраструктура построена так, что постоянно стоишь в пробках, отсюда – высокий уровень стресса. Дворы забиты машинами, хоть и обустроены довольно хорошо. Высокая плотность домов. Увидеть небо, не говоря про звезды, – это большая удача. Такое ощущение, что метро опоздало. В 90-е годы ничего не происходило, город особо не развивался. Только в нулевые, когда стало совсем невмоготу, построили развязки. То есть город не успевает развиваться и подстраиваться под большое количество людей. Хороший пример – самокаты. Их запустили, а велодорожек нет. Поэтому они ездят по тротуарам", – считает алматинец Ильяс Алиев.

Из плюсов он отмечает социально-экономический и культурный рай. Мегаполисы – это место, куда стекаются деньги, возможности и идеи со всей страны.

Базовый минимум или роскошный максимум?

Для начала определимся, о каких мигрантах говорить показательнее? Ведь есть те, кто уезжает из мегаполисов, чтобы "заземлиться", а есть те, что возвращаются на родину по разным причинам. И вот несколько примеров.

Семейчанка Ирина Солодова:

"Я жила в Астане с парнем три года, мы развивали бизнес, занимались обеспечением фирм и физических лиц оргтехникой, продажей мобильных телефонов. Но у меня на фоне экологии и, в частности, плохого качества воды осложнились проблемы с кожей. У молодого человека тоже. Пришлось вернуться в родной Семей".

Ее землячка Айгуль Абылханова:

"Моя мама осталась одна, заболела. Я не смогла уговорить ее переехать в Астану. Вот и вернулась на родину. В общем мне здесь нравится, я здесь родилась. Хоть и не хватает уже привычного столичного вайба. Но город развивается, это видно. Появляются новые локации. И времени на себя и общение с близкими здесь остается больше".

А что думают те люди, перед которыми не стоит жизненно важный выбор и узкие рамки? Те мигранты, которые охотно возвращаются в маленькие города, понимая, что жизнь не вертится исключительно вокруг мегаполисов. За последние два года эта тенденция усилилась.

Алия Бейбит – универсальный цифровой солдат. Работает удаленно даже с маленькими детьми. В прошлом – известный журналист, PR-менеджер, продюсер проектов, специалист по недвижимости. Сейчас ведет блог о неспешной размеренной жизни в декрете и о заземлении в провинции.

Она с семьей переехала из Астаны в город своего детства – Степногорск. Она и ее муж работают удаленно. Сейчас Алия наслаждается декретным отпуском, получив возможность больше времени уделять воспитанию детей. В большом городе это было почти роскошью.

"Мы решили сменить обстановку на пару месяцев, но пребываем в Степногорске много больше. Он находится рядом с Астаной, и это очень удобно: два часа – и мы в столице. Главные прелести небольшого города для меня – это наличие государственных детсадов с высоким качеством сервиса. В Астане попасть в госсад было почти невозможно, частные стоят дорого. Еще здесь удобная логистика – нет необходимости везти ребенка в сад час. Сейчас это 10 минут пешком. Мы с мужем, ребенок ходим на спортивные секции и около 19 часов собираемся дома, есть возможность провести время с семьей действительно качественно", – говорит Алия Бейбит.

В больших городах дети и родители часто лишены такой возможности. Если только вся инфраструктура не находится в шаговой доступности.

Из минусов молодая мама отмечает отсутствие многих сервисов. Например, медицинских услуг и доставки.

"В большом городе есть возможность воспользоваться доставкой всего и в любое время суток. Хоть глубокой ночью! Здесь же аптека возле дома закрывается в 7 часов вечера. Поэтому некоторые покупки нужно продумывать заранее. Медицинские услуги в основном доступны только  в будние дни. Сложно найти частного врача. Если ребенок заболел в пятницу вечером, то сдать анализы ты сможешь только в понедельник. Во время пандемии закрылся кинотеатр. Но есть хороший парк. Нашей традицией стало еженедельно посещать пиццерию", – говорит о новой неспешной жизни наша собеседница.

Друзья и родные Алии отметили интересный опыт и уже думают последовать их примеру. Он имеет отклик, многим интересен. 

Кстати, молодая семья бывает в Астане два раза в месяц, где успевает зарядиться энергией большого города и посетить любимые места. Поэтому большого разочарования от скудной развлекательной инфраструктуры Степногорска не чувствует.

Жизнь на селе!

А как быть на селе, если даже небольшой, но все же город ввергает людей в отчаяние из-за дефицита развлечений? Спасают книги и Интернет.

Бизнесмен Жанибек Кенжебаев прошел путь от юриста-международника до успешного животновода. До 30 лет он жил и строил карьеру в городе. Работал директором компании по производству отечественной косметики. 7 лет назад он бросил привычный уклад и уехал осваивать казахскую степь. Сейчас поголовье его фермы – 7000  голов, половина из которых – лошади.

Он развивает собственное дело и снимает блог о природе и жизни горожанина на селе. Некогда офисный работник делает обзоры на собственную электрическую станцию из солнечных панелей, локальную бензоколонку; рассказывает, как обеззараживать МРС от паразитов. В его постах настоящий "аульский вайб".

"В 30 лет я поставил вопрос о своем предназначении. Я искал дело, которое бы принесло пользу не только моей семье, но и обществу. И пришел к выводу, что на протяжении всей жизни казахов сопровождали животные, в частности лошади. Это осознание помогло мне решиться на свое дело. Нашел ферму в тургайских степях, купил ее. Здесь не было даже Интернета. Перед тем как переехать, я купил большое количество книг. Это и было моим главным развлечением", – рассказал Жанибек Кенжебаев.

Пример животновода – это желание вернуться к своим корням, выгодно вложить деньги и адаптировать накопленный опыт в новом деле.

Миграция для казахов – это еще и часть этнического национального кода, считает урбанист Алихан Кушербаев. И этот фактор тоже имеет значение при выборе решения о переезде.

"Земли Казахстана веками населял мобильный народ, который не сидел на одном месте. Шанс мигрировать был ограничен в застойные времена начала ХХ века, когда человек был привязан к одному населенному пункту. И покинуть деревню в поисках лучшей жизни было сложно. Что сейчас побуждает человека переезжать? Как и во все времена – это развитие, заработок и желание дать детям лучшее. И не всегда это находят в мегаполисах. Плюсы провинций – это относительно недорогое жилье и отсутствие крысиных гонок за ресурсами", – поделился своим мнением член молодежного консультативного совета Международной организации по миграции по ЦА Алихан Кушербаев.

Хочу домой!

Еще один кейс, но пока еще планируемой миграции, рассказала корреспонденту семья Жакановых из Алматы. Назым и Ернар родились в Семее. У них пять детей. Два года назад они переехали в Алматы за лучшей жизнью. Двое средних детей-подростков остались в родном городе под присмотром бабушки. Трое – старший 20-летний сын и малыши – отправились с родителями.

Супруги арендовали подвальное помещение в одном из кварталов Бостандыкского района, открыли магазин, заполнили витрины, и дело пошло. Первые месяцы жили здесь же, в складской комнате. За несколько месяцев торговли удалось погасить кредиты, рассчитаться с долгами, купить новую машину.

"Разница в возможностях – колоссальная, – говорит Назым. – В Семее так заработать на одном продуктовом магазинчике будет непросто. Поэтому мы и приехали сюда. Денег на начальный капитал было чуть больше миллиона. И мы рискнули".

Их мечта – купить квартиру в Алматы. Сейчас они платят аренду миллион тенге в месяц – 300 тысяч за съемное жилье и около 700 тысяч за небольшой магазинчик. 

Обратная сторона медали – это нехватка времени на все, кроме бизнеса. Дети проживают свою жизнь на заднем сиденье автомобиля во время закупа товара и других организационных моментов. В детсад ходят нерегулярно. Часто простужаются.

Отец семейства признается, что устал от гонки за успехом и думает вернуться в Семей. Сейчас подыскивает пустующую нишу в родном городе.

"Да, мы думаем о переезде. Хочется спокойствия, проводить время с семьей, встречаться с друзьями, родными. А здесь мы живем только работой. Хорошо зарабатываем, но отказываемся от  самого главного. Сейчас думаем, какую нишу освоить в Семее, учитывая, что покупательская способность у земляков намного ниже, чем здесь", – рассуждает Ернар Жаканов.

Город грез и грехов

Когда появилось понятие "мегаполис", люди среднего и низкого достатка устремились в большой город, чтобы сталь пользователем городских сервисов и работать на них. Часто это люди без образования или профессиональных навыков.

Второй миграционный поток вытекает уже из мегаполисов, которые, помимо шума и дефицита времени, перегружены сервисами, соблазнами, мошенническими схемами и экологической неустойчивостью. Этот поток представлен людьми среднего и высокого достатка, которые имеют возможность вести пасторальную жизнь, работать в спокойных населенных пунктах. Часть из них – это "цифровые кочевники".

По мнению куратора общественного фонда Gorozhanym Надежды Червяковой, которая занимается социальной стороной урбанистики, у таких людей больше возможностей быть представленными в медиа, а их нарратив более интересен.

"Люди низкого достатка не будут рассказывать, что они хотят уехать из столицы, чтобы выбраться из нищеты, люди высокого достатка делают это с удовольствием. И они очень широко представлены в СМИ. Это создает иллюзию силы через медиа. Здесь важно сохранять критичность и смотреть статистику: у кого больше возможностей уехать и совершить процесс, который равен двум пожарам? У кого есть современная профессия, с которой можно зарабатывать удаленно. А таких людей у нас еще не так много. У нас нет пропаганды, идеологии и господдержки, благодаря которой бы человек смог уехать и поднимать малые города", – считает куратор общественного фонда Gorozhanym Надежда Червякова.

Специалисты предполагают, что в будущем люди чаще будут использовать мегаполисы как площадку для работы, а при возможности смогут уехать в провинцию, чтобы "заземлиться" и "замедлиться".

"Столица – это зачастую Вавилон, куда приезжают, чтобы подняться, приезжают карьеристы. Когда у таких людей устанавливается внутренний баланс, заканчивается карьерная радость, появляется доход, а порой и пассивный, они нередко возвращаются туда, где родились. Ведь если посмотреть на миф мегаполиса, то это всегда перенаселенность, равнодушие, перегруженность, высокая конкуренция и все то, в чем задыхается человек. Ты действительно вынужден иметь соседей ближе, чем ты хотел бы, и это провоцирует необходимость все время быть в коммуникациях и договариваться. Это тоже правда. Но это та цена прогресса, которую мы платим все время", – заключила Надежда Червякова.

Статистика – вещь упорная, и она показывает, что отток из мегаполисов в малые города и реже в села набирает обороты и, возможно, получит свое продолжение. В поисках более экологичной и комфортной среды казахстанцы выбирают провинцию на всей территории страны. По данным бюро нацстатистики на третий квартал уходящего года, популярными направлениями в межрегиональной миграции, помимо вышеназванных лидеров, стали Жамбылская, Жетысуская, Карагандинская области, а следом  Кызылординская, Мангистауская.

Это значит, что городским властям по всей стране нужно готовиться к принятию мигрантов.

Читайте по теме:

Астана перешагнула порог в 1,6 млн жителей: всем ли хватит места

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться