Сколько зарабатывают курьеры по доставке еды

4354

Легко ли быть доставщиками, сколько они получают и знают ли про пилотный проект минтруда о вовлечении онлайн-занятых в систему социальной защиты?

Сколько зарабатывают курьеры по доставке еды

Профессия курьера, в том числе по доставке еды, становится все более популярной в стране. По данным сайта foodindustry.kz, ежемесячно в Казахстане по всем фуд-агрегаторам к маю 2022 года насчитывалось до 1,6 млн таких доставок, хотя в декабре 2020 года эти цифры были в 2,5 раза меньше.

На различных онлайн-платформах в РК, включая сервисы по доставке еды, заняты около полумиллиона человек. Такие данные летом текущего года привела министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова, предложив реализацию "пилота" по внедрению социальной защиты этой категории занятых: оплату больничных в случае болезни, а для женщин – так называемых декретных. Но знают ли сами курьеры о таких инициативах, насколько они защищены социально, выяснял корреспондент inbusiness.kz.

Кто как устроился

В Усть-Каменогорске известные цифровые сервисы по доставке готовой еды появились не так давно, всего пару лет назад. Сейчас все чаще на улицах провинциального промышленного города Казахстана можно увидеть молодых парней с яркими сумками Glovo, Сhocofood. По информации знакомых рестораторов, также в Усть-Каменогорске работает бесплатный сервис по доставке еды и продуктов питания EMENU. Как рассказали опрошенные нами курьеры, на доставке еды реально зарабатывать до 15 тыс. тенге в день, если работать ежедневно по несколько часов.

Курьер из службы доставки ТОО Glovo Kazakhstan по Усть-Каменогорску Александр Знаменский рассказал, что сотрудничает с компанией больше года. Он совмещает эту деятельность с основной работой на предприятии. Там он работает пять дней в неделю, с девяти утра до шести вечера, а курьером – с шести часов вечера в будние дни и по субботам и воскресеньям. В принципе, каждый курьер может сам выбирать часы, когда ему удобней работать, выходить на линию, говорит он. Есть доставщики, занятые полный рабочий день.

Александр Знаменский

"Если, допустим, ты пропускаешь те часы, которые забронировал, либо у тебя много косяков с доставкой, например слишком медленно ты все делаешь, а это все системы отслеживают, то тебе звонят из колл-центра и делают предупреждение. Если это повторяется, то такого курьера в итоге заблокируют. Желающих работать курьерами на самом деле в Усть-Каменогорске много. В то же время если заниматься этим полный день, то выполнять по 20-25 заказов ежедневно вполне реально", - считает Александр Знаменский.

По словам Александра, жители Усть-Каменогорска чаще всего заказывают готовую еду из ресторанов и кафе, но бывает, что просят привезти им продукты из магазина. В основном такие заказы делают пожилые люди или их родственники, дети. Недавно, рассказывает парень, он выполнял необычный заказ: его попросили купить в церкви восковые свечи и доставить их.

Александр Знаменский уверяет, что в службе доставки Glovo предусмотрели социальные выплаты – для тех курьеров, кто активен, отрабатывает определенное число заказов в месяц, но сам он такими льготами пока не пользовался.  

"К счастью, с той поры, как я устроился сюда, еще ни разу не болел",  говорит 34-летний курьер.

На свою основную работу и на службу курьером он всегда ездит на велосипеде. Александр говорит, что таким средством передвижения пользуется примерно половина всех курьеров Glovo в Усть-Каменогорске. Какая-то часть использует личный автотранспорт, буквально пара человек в городе развозят заказы на мотоциклах. Некоторые курьеры зимой ходят к клиентам пешком, хотя летом использовали велосипеды. Но тогда нужно вносить информацию о смене статуса в систему. Тогда и периметр обслуживания для пеших курьеров сузится. Сам же Александр и зимой ездит на "велике". Только облачается в лыжный костюм, а на колеса велосипеда надевает покрышки с шипами.

Как сообщили inbusiness.kz в пресс-службе ТОО "Glovo Kазахстан", курьеры подключаются к сервисам компании по системе независимого партнерства.

"То есть, они заходят в платформу, используют ее по времени, по локации, как хотят, и в любой момент они могут от нее отключиться. Это не найм, они не являются сотрудниками компании и заключают договор именно гражданско-правового характера на равных, как партнеры, - объяснили в пресс-службе. – С 2021 году у нас есть социальные гарантии, которые дает курьерам сама компания. Это, в частности, пособие для новорожденного, так же выплачивается страховое покрытие в случае ДТП. Есть одноразовое пособие за усыновление и удочерение".

Что касается государственных инициатив по поводу введения льгот для занятых в режиме онлайн, то в "Glovo Kазахстан" заверили: они входят в рабочую группу по их обсуждению, где предлагают распространить свой опыт на другие компании.

Курьеры бывают разные

К слову, найти пресс-службы или людей, ответственных за связи с общественностью и СМИ в таких компаниях, как "Яндекс Еда", "Сhocofood", в Казахстане оказалось непросто – их телефонов нет в открытом доступе. Для связи с ответственными лицами "Яндекс Еда" корреспондент inbusiness.kz позвонила по телефону клиентской поддержки в Казахстане и связалась со службой PR. Компания отказалась предоставлять комментарии. Для поиска контактов "Сhocofood" мы написали в директ аккаунта службы Instagram. Нам дали телефон службы маркетинга, и там, внимательно выслушав нашу просьбу дать контакты курьера, попросили предоставить список вопросов, какие мы хотим ему задать. Также здесь отметили, что процессы согласования в компании могут быть длительными. Через четыре дня в просьбе нам отказали, сославшись на то, что "нет времени и людей в Усть-Каменогорске, чтобы заняться этим". Но в компании подтвердили, что "Сhocofood" условия работы курьеров разные.

Курьер Сhocofood

"У одних есть основная работа, но есть те, кто занимается у нас доставкой всего несколько часов в день. Это очень разного формата люди, у них разные задачи, они изначально сами выбирают, как они будут работать. Мы исходим из их потребностей и понимаем, сколько людей нужно на полный день, на полставки, в часы пик. У нас огромная компания, с покрытием на весь Казахстан", - объяснили в службе маркетинга "Сhocofood".

При этом здесь не смогли ответить на вопрос, какие льготы для курьеров у них предусмотрены. К слову, для их поиска пришлось воспользоваться мобильным приложением "Сhocofood". 24-летний курьер Дмитрий Пятков доставил заказ быстро. По его словам, он пока ни о каких льготах для курьеров не слышал, да и сам устроился на доставку еды лишь недавно. Фотографироваться наотрез отказался.

"Мое основное место работы – промышленное предприятие в Усть-Каменогорске, - рассказал он. – Я подрабатываю курьером через приложение "Сhocofood", но не являюсь сотрудником этой компании. Нашел подработку через сайт OLX, заказы доставляю на своей машине".

Помимо всех этих крупных, международных сервисов по доставке еды, кафе и рестораны в Усть-Каменогорске сами развивают свои службы.

Сеть "Поляна" ("Техэксперт")

Руководитель доставки и заведующая производством ТОО "Техэксперт" Нина Ренних рассказала, что в их компанию входят кафе, столовая, фабрика-кухня "Поляна", а также рестораны. Курьеры по доставке готовой еды из их сети устроены официально, получают зарплату. Конечно же, для них предусмотрены больничные, отпускные, весь социальный пакет.

"У нас есть курьеры, у которых это основная работа, а есть те, которые совмещают. У них есть оклад и проценты, а затраты на бензин мы оплачиваем. Предусмотрено трехразовое питание. В штате – шесть курьеров, отдельно функционирует служба логистики. Рабочий день у всех складывается по- разному: есть дневные курьеры, у кого-то - пятидневка, есть те, кто работает посменно, с 8 утра до 9 вечера".

Оператор-логист ТОО "Техэксперт" Наталья Кудинцева рассказывает, что работает в службе доставки уже три года, а сама служба функционирует в компании около четырех лет.

Курьер ТОО "Техэксперт" Светлана рассказала, что по специальности она программист. Десять лет работала куратором по уборке магазинов, банков.

Витрина в кафе

"Потом я устала этим заниматься, решила сначала отдохнуть, потому что клининговая система достаточно сложна психологически. Взяла тайм-аут. Но в один из дней залезла в объявления на сайте, а там выгодное предложение, от которого я не могла отказаться. График работы для меня очень удобный, потому что у меня маленький ребенок. Пришла на собеседование и с этого же дня начала работу. И вот я работаю здесь больше полугода, - вспоминает Светлана. – Работа мне нравится. Я пока не видела клиентов, которые скандалят. Бывает, человек смотрит настороженно, но я желаю ему приятного аппетита, хорошего дня, и у клиента сразу поднимается настроение".

Курьер Светлана

Светлана работает дневным курьером, с 9 утра до 3 дня. Кто-то из ее коллег в ТОО "Техэксперт" трудится с 9 утра до 9 вечера, посменно. Заказы Светлана развозит на собственном автомобиле, причем траты за бензин несет компания. Амортизация – за счет самого курьера.

Статистической информации о развитии рынка курьерских услуг. в том числе, по доставке еды, в Восточном Казахстане нет. По данным департамента бюро национальной статистики РК по ВКО, за январь-август 2022 года общий объем услуг курьерской и почтовой деятельности в регионе составил свыше 107,7 млн тенге. И это на 10,8% больше, чем в аналогичный период прошлого года.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться