Сладкий удар по бизнесу

3874

Предприниматели утверждают, что налоги повышают под видом аргумента о "здоровом образе жизни".

Сладкий удар по бизнесу Фото: tgrthaber.com

С 2023 года в Казахстане запланировали введение акциза на сахаросодержащие напитки со ставкой в 20%. В 2024 году ее хотят повысить уже до 35%, в 2025 году – до 45%. Такие новшества, предусмотренные в Национальном проекте "Здоровая нация", заявили в Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков РК, станут "убийственным ударом для бизнеса". В связи с этим предприниматели были вынуждены на брифинге в Палате предпринимателей Алматы вновь обратиться к правительству с просьбой отменить задуманные решения. Взамен они предлагают меры саморегулирования отрасли, передает inbusiness.kz.

Населению стала не по карману "сладкая жизнь"

Впервые о введении акциза на сахаросодержащие напитки в Казахстане заявили в 2019 году. Уже в то время большинство экспертов высказывались против такой меры, но их никто не услышал.

12 октября 2021 года в Национальном проекте "Здоровая нация" введение акциза закрепили. Но к ЗОЖ это вряд ли имеет какое-то отношение, говорят предприниматели.

По информации Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков, агентство маркетинговых решений JD EXPERT в 14 областях, а также Астане, Алматы и Шымкенте в этом году провело исследования среди населения Казахстана по поводу потребления продуктов питания.

"99% респондентов отметили, что ежемесячно тратят на стандартную покупку продуктов гораздо больше, чем два-три года назад. Причем 40% сказали, что стоимость продуктов выросла в два раза и более. Участники исследования отметили, что они снизили объем закупа во всех категориях продуктов. Около 70% респондентов заявили о частичном или полном отказе от сладких продуктов – тортов, напитков, сладкой "молочки", печенья", – привели результаты исследования представители Ассоциации безалкогольных напитков и соков РК.

Говоря иначе, люди и так значительно сократили потребление сладких напитков, но вряд ли стали от этого здоровее: они переходят на более дешевые, но не менее калорийные продукты. От введения акциза не следует ждать позитивного влияния на здоровье населения, говорит глава ассоциации Алия Мамытбаева. А вот госорганы в лице министерства здравоохранения РК, при поддержке министерств финансов, национальной экономики, на ее взгляд, предлагают меры, которые уничтожат целую отрасль реального сектора.

"Сейчас доказано, что красное мясо тоже вредно. Но в Казахстане оно пользуется огромной популярностью, из него готовят бешбармак. Почему не предлагают ввести акциз на этот продукт?" – грустно пошутили участники брифинга.

Спасение – в саморегулировании?

"В нынешних тяжелых экономических условиях члены ассоциации предлагают не накладывать на производителей и население дополнительный акцизный налог на напитки. Цены на них, на все продукты питания и так повышаются из-за роста цен на сырье, около 70% которого – импортное, усложнения логистических цепочек и роста курса доллара и евро", – заявила Алия Мамытбаева.

По ее словам, если государство хочет поддержать отечественное производство напитков, а также сахарную отрасль, где в ближайшее время планируется построить еще один завод и полностью обеспечивать страну местным сахаром, то необходимо ввести саморегулирование отрасли. В пример она привела Великобританию, Норвегию, где уже начали отменять введенные ранее налоги на безалкогольные напитки, чтобы поддержать своих производителей.  

Для саморегулирования отрасли девять ведущих производителей и импортеров безалкогольных напитков в Казахстане, входящих в асоциацию, при участии НПП "Атамекен" подписали "Кодекс добровольных обязательств". Они обязались снизить среднее содержание добавленного сахара в консолидированном портфолио напитков всех участников на 10% до конца 2026 года. На этот шаг они пошли, несмотря на то, что срок годности такой продукции сразу уменьшится вдвое, нарушится ее вкус. Кроме того, не каждый производитель может позволить себе разработку новых рецептов, где вместо сахара можно добавить его заменители.

"Это догоростоящий и длительный процесс. Однако индустрия пошла на это, чтобы поддержать программу "Здоровая нация", – отметили в ассоциации.   

К слову, в нее входят все основные компании этой отрасли, составляющие львиную долю на рынке производства безалкогольных напитков и соков. Кодекс подписали компании Coca-Cola, Galanz Bottlers (бренды Маxi Чай, Laimon и другие), ТОО Terra Nova, Red Bull, завод безалкогольных напитков "ВИЗит" (бренды "Буратино", "Легенда", Aquas и другие), ТОО "Жигалма" (бренд "Компотай"), "Либелла Ботлерс" (бренды "Натура", Libella, "Купеческий", "Настоящий квас", Extreme Energy и другие), ТОО Pure Pack и ТОО "Рикс" (бренды Dizzy и Generation Z). Но подписать кодекс в любой момент смогут и те производители, кто не входит в ассоциацию. 

Этот документ, по словам Алии Мамытбаевой, определяет добровольные правила в отношении базовых принципов и подходов к составу, маркировке и маркетингу безалкогольных напитков, включая рекламу и продвижение на рынке. В частности, компании-производители договорились усилить работу над рецептурой своих напитков, чтобы предлагать потребителям широкую линейку различных продуктов и вкусов, которые бы включали и бескалорийный продукт. Они обязались до конца 2026 года дополнить свой портфель малыми форматами упаковки – это 0,5 литра или менее – и размещать на упаковке своих напитков полную и достоверную информацию о составе напитка, доступную и понятную для потребителей.

Подписанты кодекса обязались не размещать рекламу безалкогольных напитков на телевидении, радио или в печатных СМИ, целевая аудитория которых состоит преимущественно из детей до 12 лет. Дегустацию безалкогольных напитков не будут проводить вблизи школ, образовательных и культурно-досуговых заведений, ориентированных на работу с детьми до 12 лет.

Потом будет поздно

"Мы против внедрения необоснованных и непросчитанных решений. Если их планируют вводить, то они должны обсуждаться широко, с анализом регуляторного воздействия, экономическим обоснованием, с точной целью – зачем это нужно. Нам на все вопросы инициаторы должны ответить, только тогда можем вести дискуссию и принимать решения с учетом всех позиций, – напомнил директор Палаты предпринимателей Алматы Айтуар Кошмамбетов. – Сейчас решение о введении акциза непроработанное, и два года твердим, нельзя в Налоговый кодекс вводить такие изменения. Хотим, чтобы нас услышали правительство, минздрав, МНЭ и отнеслись с пониманием".

Айтуар Кошамбетов отметил, что любой акциз является налогом и должен быть указан в Налоговом кодексе, который до своего утверждения проходит определенную процедуру в обеих палатах парламента, и только потом его подписывает глава государства.

"Эта процедура пока не пройдена. Мы хотели бы, чтобы перед тем, как вынести это решение о введении акциза  в мажилис, объективно учитывалось мнение бизнеса. А  сейчас нацпроект уже утвержден и по нему идет план мероприятий. Поэтому мы и заявляем с этой трибуны, что нужно обратить внимание на этот вопрос. Когда закон будет принят, его придется соблюдать", – добавил он.

Как отметили участники брифинга, НПП "Атамекен" совместно с Ассоциацией производителей безалкогольных напитков и соков РК должны инициировать предложение, чтобы вопрос об отмене решения по введению акциза на сахаросодержащие напитки поднят был на высоком уровне.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться