Сосед Казахстана неожиданно вступил в таможенный "союз" с Россией

1647

Насколько реальна угроза вытеснения Казахстана из еще одного стратегического международного маршрута?

Сосед Казахстана неожиданно вступил в таможенный "союз" с Россией Фото: Lara Jameson/Pexels

Запуск упрощенного таможенного коридора РФ–Туркменистан,  знаменуя исторический прорыв в двусторонней интеграции, может перекроить логистическую карту региона и минимизировать транзитные преимущества Астаны.

В рамках 13-го заседания туркмено-российской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, прошедшего в Ашхабаде Туркменистан и РФ торжественно запустили "Упрощенный таможенный коридор", передает inbusiness.kz.

С туркменской стороны межправкомиссию возглавляет заместитель председателя кабинета министров Нокергулы Атагулыев. Сопредседателем комиссии с российской стороны является вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.

"Важным вопросом укрепления союзничества двух стран является усиленное развитие таможенного взаимоотношения. Очень важно, чтобы товары и грузы быстро перемещались между двумя странами! Именно поэтому мы ускоряем и расширяем переговоры. Делегации таможенных служб двух стран стали чаще взаимодействовать, посещая обе страны. Активизируется работа по развитию международного транспортного коридора "Север–Юг", – заявил Хуснуллин после встречи с президентом Сердаром Бердымухамедовым.

Стоит отметить, что в свое время Евразийский союз начинался с того же – сначала с оформления Таможенного союза. На заседании межправкомиссии Москва и Ашхабад (в оригинале Aşgabat) обсудили вопросы координации работы таможенных служб и установления тесных контактов.

Также состоялась личная встреча председателя государственной таможенной службы Туркменистана Максата Худайкулиева и заместителя руководителя федеральной таможенной службы РФ Сергея Шкляева. Согласно официальной информации, в ходе переговоров, которая прошла за закрытыми дверями, обсуждались текущее состояние и перспективы развития нового стратегического партнерства двух стран в таможенной сфере. Об этом сообщает официальный туркменский портал Tmrl.gov.tm.

"Ключевым итогом важной встречи стало подписание исторического Соглашения между федеральной таможенной службой РФ и государственной таможенной службой Туркменистана об организации упрощенного порядка осуществления таможенных операций при перемещении товаров и транспортных средств. Это соглашение, получившее название "Упрощенный таможенный коридор", направлено на создание благоприятных условий для взаимной торговли. Оно также значительно ускорит таможенные процедуры в двух государствах и повысит общую эффективность таможенного администрирования", – отметили туркменские СМИ.

Еще с советских времен транспортное сообщение между Россией и Туркменистаном традиционно осуществлялось через другие страны. Железнодорожные составы из России проходили через территории Казахстана и Узбекистана, и лишь затем достигали Туркмении. Далее этот маршрут выходил на железнодорожную линию Ирана по действующему пограничному переходу Теджен – Серахс.

Позднее Казахстан несколько сократил длину этого маршрута, и грузы стали прибывать значительно быстрее. Для этого Астана исключила Узбекистан из уже устоявшегося маршрута. Договор о строительстве дороги в обход Узбекистана подписан с Ашхабадом еще в 2007 году.

Только в 2014 году правительство Казахстана ввело в эксплуатацию железнодорожную линию от села "Болашак" в Каракиянском районе Мангистауской области до Туркменистана. Данное направление стало новой ветвью "Болашак" международного транспортного коридора "Север–Юг". Она, минуя территорию Узбекистана, по суше выходит напрямую на территорию Туркменистана и соединяется с Исламской Республикой Иран на пограничном пункте пропуска "Этрек–Горган".

Таким образом, в настоящее время Туркменистан осуществляет импорт товаров из России и экспорт собственной продукции в РФ через территорию Казахстана. Однако ситуация может кардинально измениться – теперь не в пользу Казахстана. В рамках нового стратегического партнерства Москва и Ашхабад могут исключить из двухстороннего взаимодействия еще одного посредника – Казахстан – и укрепить прямое сообщение через Каспийское море.

Причина понятна и прагматична: в последние годы пересечение границы между Казахстаном и РФ для большегрузных автомобилей стало затруднительным. На сегодня более 7 тысяч фур застряли на границе, не имея возможности пересечь границу с Россией.

"Упрощенный таможенный коридор позволит максимально сократить время прохождения товаров и грузов через границы двух стран – Российской Федерации и Туркменистана. Это имеет первостепенное и критическое значение для развития международного транспортного коридора "Север–Юг", в котором Туркменистан и Россия играют ключевую роль", – заявили в "Туркмендениздеряёллары" (Türkmendeňizderýaýollary agentligi, или Государственное агенство морского и речного транспорта Туркменистана).

Если обе страны действительно будут развивать прямые морские перевозки, то маршрут коридора "Север–Юг" может быть перестроен следующим образом: Россия – Туркменистан – Иран – Пакистан – Индия. Коридор также обеспечивает грузопоток через Иран в страны Персидского залива – Саудовскую Аравию, ОАЭ, Ирак, Кувейт, Бахрейн, Катар и Оман.

Коридор "Север–Юг" изначально создавался как альтернатива египетскому Суэцкому каналу. Он был запущен в 1999 году Россией, Индией и Ираном. Впрочем, из-за разногласий между участниками и многих технических сложностей, в дальнейшем контейнерные перевозки по данному коридору были сильно ограничены.

Тем не менее, проект по-прежнему оставался привлекательным. В 2005 году к маршруту присоединился Азербайджан и ратифицировал соответствующее соглашение. Впоследствии присоединились Казахстан, Армения, Беларусь, Оман, Сирия, Узбекистан и другие страны. Всего маршрут охватывает 11 стран.

Казахстану этот маршрут позволил перенаправить экспортные поставки в Черное море и страны Персидского залива. Коридор "Север–Юг" общей протяженностью 7,2 тысячи километров сократил сроки доставки грузов между индийским Мумбаи и конечной точкой – российским Санкт-Петербургом до 15–25 дней.

По данным KazLogistics, это вдвое быстрее, чем через Суэцкий канал. Это связано с тем, что доставка грузов по египетскому каналу между Индией и РФ занимает 30–45 дней. Исключение Казахстана из маршрута и налаживание прямого сообщения между РФ и Туркменистаном позволило бы еще больше сократить время прохождения грузов.

Новое туркмено-российское соглашение не только повысит эффективность таможенного контроля, но и снизит финансовые и временные затраты бизнеса при совершении таможенных операций, поясняют в федеральной таможенной службе РФ.

Помимо создания "упрощенного таможенного коридора", Ашхабад и Москва начали обсуждать другие вопросы дальнейшего укрепления "альянса". В центре внимания находятся вопросы цифровизации таможенных процедур, внедрения передовых электронных технологий для контроля грузов и упрощения их оформления.

"Особое значение будет уделено подготовке кадров и обмену специалистами, что способствует унификации подходов и повышению профессионализма сотрудников обеих служб. Диалог также охватит координацию действий Туркменистана и РФ в международных форматах, включая сотрудничество под эгидой Всемирной таможенной организации и в рамках СНГ, что подтверждает стремление двух стран к гармонизации своих таможенных правил с мировыми стандартами", – подчеркивает деловое издание "Бизнес Туркменистана".

По мнению экспертов туркменского издания, Туркменистан и РФ сделали конкретный шаг в деле координации и гармонизации таможенных правил. Это во многом напоминает процессы, протекавшие в свое время в рамках Таможенного союза между Казахстаном, Россией и Беларусью. Возможно, не исключено, что в будущем ныне нейтральный Туркменистан также станет членом Евразийского экономического союза.

В свою очередь, Ашхабад заявил о намерении "последовательно укреплять стратегическое партнерство между Туркменистаном и Россией в области внешней торговли и логистики".

По данным портала "NewsCentralAsia", РФ и Туркменистан начали разработку соглашения о стратегическом партнерстве в таможенной сфере еще с 2023 года на фоне резкого ужесточения санкций против Москвы со стороны развитых стран. 18 сентября того же года в Ашхабад прибыла представительная делегация ФТС России.

Ранее, на прошлой неделе, 14 октября 2025 года Туркменистан также посетила большая российская делегация во главе с заместителем председателя правительства РФ Дмитрием Григоренко. Сообщалось, что в ходе его личных встреч с руководством туркменского правительства были подробно обсуждены вопросы цифровизации экономики и расширения торгово-экономического сотрудничества.

Стороны рассмотрели создание совместных (читай – российских) IT-платформ для госуслуг в Туркменистане и вопросы информационной безопасности. Обсуждены возможности участия российских компаний в строительстве дата-центров – центров обработки данных. Москва в ответ пообещала обеспечить широкополосным интернетом самые отдаленные районы Туркменистана.

Визит этой делегации завершился подписанием меморандума о взаимопонимании в области цифровой трансформации. Заложена основа для сотрудничества между минцифры России и министерством связи Туркменистана.

Было объявлено о прямых поставках российского оборудования для спутниковой связи. Одновременно будут запущены совместные научные проекты в цифровой сфере и телекоммуникациях. Как пишут российские СМИ, это открыло перед российскими IT-компаниями широкие возможности для расширения присутствия на туркменском рынке.

В целом, за 7 месяцев 2025 года взаимный товарооборот между РФ и Туркменистаном вырос более чем на 30% и достиг 1,2 млрд долларов.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться