Соучредитель Semey Bus обратился за помощью к президенту страны

11907

Он заявил, что на него оказывается давление со стороны местных властей.

Соучредитель Semey Bus обратился за помощью к президенту страны

Серикжан Айкельев, владеющий более 50% долей ТОО Semey Bus, намерен обжаловать решения акимата и АО "Фонд развития промышленности" (созданного на базе АО "БРК Лизинг. – Прим.) в суде, передает корреспондент inbusiness.kz.

По словам Айкельева, экс-аким Семея Ермак Салимов уговорил его участвовать в проекте "Обновление общественного транспорта г. Семея", обещая оказать всестороннюю поддержку и обеспечить полное субсидирование убытков предприятия.

Суд да дело

"В результате было создано ТОО Semey Bus с долей государства 48,5% в уставном капитале, моя доля, как частника, составила 51,5%. Государство внесло в качестве взноса 620,2 млн тенге, я инвестировал 658,8 млн тенге, в том числе 20 новых автобусов среднего класса, специально приобретенных мной для этого проекта, и имущественный комплекс автопарка. Средства, внесенные государством в уставной капитал, были использованы для уплаты первоначального взноса для приобретения на условиях лизинга 170 новых автобусов у местных производителей – ТОО Daewoo Bus Kazakhstan и ТОО "СемАЗ". Было подписано соглашение о поддержке проекта, в рамках которого акимат ВКО и акимат Семея взяли на себя обязательства обеспечить субсидирование пассажирских перевозок и выполнение предприятием обязательств по договору лизинга", – следует из обращения на имя главы государства Касым-Жомарта Токаева.

Предприниматель также напоминает, что с сентября 2019 года предприятие начало осуществлять перевозки по 23 городским автобусным маршрутам. В период пандемии, отмечает Серикжан Айкельев, возникли задолженности по налогам, кредиту, но акимат не выполнил своих обязательств, а вместо погашения задолженности были инициированы многочисленные проверки на предприятии.

"Чтобы исключить любые инсинуации, с августа 2020 года я полностью передал контроль за всеми финансовыми потоками предприятия акимату Семея. Я в трудный для страны период пандемии был вынужден предоставить компании финансирование для оплаты неотложных нужд на сумму 259,8 млн тенге. Хотя соглашение о поддержке проекта предусматривает, что именно акимат при возникновении финансовых и иных затруднений у ТОО Semey Bus должен предпринять все необходимые действия, включая привлечение региональных институтов развития для обеспечения компании финансовыми ресурсами, достаточными для того, чтобы преодолеть финансовые затруднения. Но ни одного тенге акиматом города для поддержки проекта выделено не было. Вместо конструктивного диалога и помощи мы получили обратную реакцию: уведомление от АО "Фонд развития промышленности" о дефолте и изъятии автобусов и уведомление от акимата о расторжении договора о регулярных автобусных перевозках", – пишет Серикжан Айкельев.

Также он отмечает, что руководство акиматов ВКО и Семея вместе с хозяином частного автопарка Григорием Пинчуком лично агитировали сотрудников ТОО Semey Bus увольняться и переходить на работу в частный автопарк.

"В нарушение всех норм и правил на наши маршруты параллельно вышел частный перевозчик, который предлагал горожанам проезд за наличный расчет. Никто не стеснялся открыто лоббировать интересы частника в ущерб предприятию, созданному с участием государства, на создание которого были потрачены в том числе и бюджетные средства", – подчеркивает Айкельев.

Все предпринимаемые действия в отношении предприятия, по его словам, незаконны, и он намерен обжаловать их в суде. Он также подчеркнул, что, несмотря на давление со стороны властей, компания продолжает работу, и попросил главу государства обратить внимание на ситуацию.

Виноват – отвечай

О модернизации в сфере пассажирских перевозок в регионе заговорили в 2017 году. В итоге первым такой проект с участием государства запустили в Семее, закупив в лизинг 170 новых автобусов и создав ТОО Semey Bus. Однако практически с самого начала деятельности компании скандалы на предприятии не утихали. Мы уже со счета сбились. Работники постоянно жаловались на задержки, невыплату заработной платы, пенсионных, страховых отчислений.

Все это время местные власти и руководство компании были весьма скупы на комментарий. Хотя проект, как ранее уверяли чиновники, должен был обеспечить прозрачность в сфере пассажирских перевозок. Однако люди не только не увидели "льющийся" поток денег от пассажирских перевозок, но и растеряли свои кровные. До сих пор часть работников предприятия добивается сумм за переработку, которые им обещали, но так и не выплатили. На сегодня у предприятия свыше 2 млрд тенге долгов. Из них 1,5 млрд тенге АО "БРК Лизинг".

Сейчас соучредители винят в провале проекта обновления общественного транспорта друг друга.

Тем временем перевозчик ТОО "Семавтопарк", который вновь вернулся на рынок пассажирских перевозок, обещает работникам высокие заработные платы и доплаты, а горожанам – не поднимать тариф на проезд четыре месяца.

В социальных сетях мнения горожан разделились. Одни рады возвращению старого перевозчика, другие вспоминают, что к работе данного автопарка ранее у властей и жителей города было много нареканий и жалоб, они сомневаются, что автопарк лучше заработает. Есть и такие, кто выражает поддержку ТОО Semey Bus. Но желание у всех одно – чтобы отсутствовали перебои в движении автобусов и было качество предоставления услуг пассажирских перевозок. Многие семейчане также подчеркивают, спрос за происходящее должен быть не только с перевозчика ТОО Semey Bus, но и с чиновников. За провал должны ответить обе стороны.

К слову, интересен тот факт, что из купленных 170 новых автобусов, как сообщили до этого в акимате ВКО, всего через полгода около 30 находились в технически неисправном состоянии и простаивали, а на сегодняшний день сломано около 70 автобусов. Работники автопарка так постарались или местные производители так подкачали?

Жанар Асылханова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться