Светлана Мендеш: "Большинство путешественников – это командированные бизнесмены"

37434

Как развивается гостиничный бизнес в регионах и какую роль в этом играет нефтегазовый сектор?  

Светлана Мендеш: "Большинство путешественников – это командированные бизнесмены" Фото: Мария Матвиенко

Об этом и многом другом abctv.kz поговорил с финансовым директором группы компаний Chagala Светланой Мендеш. 

– Светлана, как Вы оцениваете развитие гостиничного бизнеса в Казахстане?

– Данный сектор экономики, так же как и другие, подвергается сейчас влиянию мирового кризиса. Снижение покупательской способности и уменьшение объемов инвестиций в страну напрямую отражается на операционной деятельности гостиниц. В целом нынешняя неопределенная ситуация на рынке не дает возможности точно прогнозировать дальнейшее развитие отрасли.

Но, на мой взгляд, гостиничный бизнес Казахстана развивается неравномерно. Если говорить об Астане, то стоит отметить высокий уровень развития. Здесь пятизвездочные отели могут на равных конкурировать с отелями такого класса на Западе, а завершившаяся в сентябре выставка Expo 2017 стала самым мощным драйвером для развития рынка недвижимости в столице. Другой вопрос, как отрасль будет работать теперь без такого мощного потока туристов. Мы узнаем об этом в ближайшие два-три года.

В Алматы же достаточно сбалансированное предложение на гостиничные услуги. Тем не менее, отели премиального класса остаются лидерами, как по своему количеству, так и по номерному фонду.

В регионах ситуация несколько иная. Поскольку Chagala ведет свою деятельность сразу в трех областях Западного Казахстана, мы сразу видим, как сильно рынки отличаются друг от друга. Например, в Уральске все еще нет "пятерок", да и международные сети не торопятся покорять этот регион ввиду недостаточного развития городской инфраструктуры. В Актау же, наоборот, несмотря на перенасыщение объектов премиального размещения, продолжают открываться четырех- и пятизвездочные отели. Что касается Атырау, развитие гостиничного бизнеса напрямую зависит от проектов на месторождениях Кашаган и Тенгиз.

– Выставка "Экспо", проходившая в Астане, как-то отразилась на гостиничном бизнесе в регионах?

– Нет, мы не увидели роста показателей в связи с выставкой. Мне кажется, эффект был заметен в основном в Астане. Тем не менее, на мой взгляд, проведение таких мероприятий, пусть не сию секунду, но в долгосрочной перспективе, поспособствует развитию бизнеса и в регионах. С учетом того, что такие мероприятия вносят Казахстан в список стран, интересных для посещения, это, безусловно, способствует развитию отрасли. 

– Какова специфика гостиничного бизнеса в Западном Казахстане? 

– Chagala работает на рынке Западного Казахстана уже более 20 лет. За это время специфика региона не поменялась. Практически все корпоративные клиенты нашей сети отелей – это крупнейшие нефтегазовые консорциумы, их подрядчики и другие сервисные компании. Бизнес в Каспийском регионе очень сильно зависит от проектов консорциумов, что дает нам возможность четко определить портрет среднестатистического гостя отеля. Другой спецификой является то, что не каждая гостиница может удовлетворить высокие требования компаний-клиентов и соблюдать все политики и стандарты по технике безопасности. Это значительно сужает список отелей при выборе проживания.

– Каковы же требования таких клиентов и кто он – среднестатистический гость ваших отелей?

– Это прежде всего сотрудник компании, работающей в области разработки нефтегазовых проектов страны. Он ищет эффективное сочетание цены и качества, ему необходим комфорт, безопасность и возможность почувствовать себя дома, даже за тысячи километров от семьи и родных. Но мне вот что хочется отметить: если раньше более 90% наших гостей были заняты в нефтегазовой отрасли, то сейчас картина постепенно меняется, около 30% наших гостей сегодня – это представители банковского, фармацевтического, FMCG (Fast Moving Consumer Goods – товары повседневного спроса. – Прим. авт.) секторов, представители консалтинговых компаний, а также группы туристов, изучающих регион и Шелковый путь. 

– К сожалению, многие отели не имеют своей постоянной клиентуры и продолжают зависеть от хаотичного турпотока в страну. Что Вы думаете по этому поводу?

– Гостиничный бизнес действительно напрямую зависит от развития туристской отрасли. Несмотря на то, что у Казахстана огромный потенциал для развития международного и регионального туризма, в стране процветает исключительно деловой туризм.

Сейчас большинство путешественников – это командированные бизнесмены или корпоративные группы, которые легче относятся к более высокой стоимости номеров и дорогим блюдам в гостиничных ресторанах, нежели обычные туристы. И это во многом определяет специфику казахстанского гостиничного бизнеса на данный момент.

Развитие туристского потенциала страны, безусловно, способно повлиять на стимулирование развития смежных с туризмом отраслей, в том числе гостиничного сектора, а также на увеличение притока инвестиций в национальную экономику.

– Сейчас в туристических кругах стали много говорить о таком новомодном направлении, как MICE-туризм. По-Вашему, возможно ли развивать данное направление в регионах?

– На мой взгляд, MICE-туризм в основном привязан к двум крупным городам Казахстана – Астане и Алматы. В этих городах возможно прогнозирование потока MICE-туристов в связи с тем, что уже есть список крупных мероприятий, проводимых из года в год и планируемых заранее. Кроме того, эти два города чаще всего выбираются в качестве мест проведения мероприятий, организуемых крупными компаниями Казахстана. А вот в регионах MICE-туризм пока все еще носит спонтанный характер и не позволяет отелям четко прогнозировать поток туристов данного сектора. Поэтому на региональном уровне MICE-туризм пока не является ориентиром для местных отелей.

– Какие шаги, на Ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы ускорить темпы развития гостиничного бизнеса?

– Как я отметила ранее, рыночные показатели гостиничного бизнеса варьируются в зависимости от региона, поэтому действия следует предпринимать точечно. Но в целом, я считаю, нужно определить параметры, объемы и этапы затрат для выравнивания гостиничного сектора с мировыми тенденциями формирования рынка услуг гостеприимства и туризма. А поскольку лидирующие позиции в данной отрасли занимают главные города страны, то нужно искать пути внедрения стандартов в региональную практику. На мой взгляд, одним из основных шагов является создание условий для постоянного повышения квалификации гостиничного персонала и укрепления лояльности к работе в данной отрасли.

– Если говорить о качестве менеджмента и сервиса в гостиничном секторе страны, как, по-Вашему, есть прогресс?

– Определенно, есть. Сейчас, во времена турбулентности и неопределенности, как никогда повышается уровень конкуренции между игроками рынка, где особое значение уделяется качеству предоставляемых услуг. Происходит поиск новых концепций ведения гостиничного бизнеса и усовершенствование систем управления отелями. При этом международные сети известных брендов задают стандарты, которые адаптируются нашими гостиницами, для того чтобы выдерживать конкуренцию.

– С какими сложностями чаще сталкивается гостиничный сектор при запуске нового проекта?

– Все зависит от самого проекта, будет ли это строительство гостиницы с нуля или управление уже существующим зданием. Так, при строительстве в настоящее время гостиничный сектор сталкивается в основном с финансовыми трудностями. Ввиду специфики бизнеса, необходимости значительных инвестиций и долгого срока окупаемости проектов, который может составлять порядка пяти-десяти лет, достаточно трудно найти партнеров для финансирования. Многие инвесторы заинтересованы в "быстрых" проектах с коротким сроком возврата вложенных инвестиций. Требования финансовых институтов, осуществляющих финансирование долгосрочных проектов, достаточно высоки к уровню залогового обеспечения и оформлению юридической документации, что могут позволить себе не все компании, желающие запустить новые проекты.

– Что помогает компании достойно выдерживать конкуренцию на казахстанском рынке?

– Я бы сказала, что нам удается успешно удерживать лидерские позиции благодаря четкому следованию нашей миссии. Мы стремимся создать максимально комфортные условия для наших клиентов по разумной цене. Пожалуй, это сочетание уникального предложения, активной стратегии продаж, высокого уровня сервиса и построение долгосрочных партнерских отношений с нашими клиентами. Мы совершенствуем операционные стандарты, создаем благоприятную рабочую атмосферу для нашего персонала и регулярно проводим тренинги для сотрудников в целях повышения квалификации.

Алина Альбекова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться