Тарифы на перевозку вагонами в Казахстане не являются конкурентоспособными – эксперты

3959

В нашей стране самые низкие тарифы, считают игроки рынка, что не позволяет "Казахстан темир жолы" зарабатывать и развиваться.

Тарифы на перевозку вагонами в Казахстане не являются конкурентоспособными – эксперты Фото: inbusiness.kz

Такое мнение прозвучало сегодня на V Международной конференции "Рынок транспорта и логистики", которая проходит в Астане, передает inbusiness.kz.

Заместитель председателя президиума Союза транспортников Казахстана KAZLOGISTICS Юрий Лавриненко отмечает, что в Казахстане одновременно развиваются железнодорожные и автомобильные маршруты и их необходимо совершенствовать. Он также указал на проблемы с направлением в Туркменистан.

"Я с удовольствием узнал, что Туркменистан заявил о намерении строить автомобильную дорогу вдоль Каспия, которая соединится с переходом Темир-баба. Это создаст возможность для Казахстана развить транспортную связь с Ираном. В целом успех данного развития зависит от того, как страна будет продвигаться в этом направлении. Конкуренция на рынке транспортных услуг является стимулом для улучшения работы и развития этой отрасли",  считает топ-менеджер KAZLOGISTICS.

По его словам, тенденции, связанные с геополитической обстановкой, привели к радикальному изменению направления потоков. Ранее поток товаров, который шел из России в Европу, сейчас развернулся и проходит через Казахстан, что создает значительные трудности для КТЖ.

"Мы принимаем только 10-15% потока товаров, который может быть направлен на нас со стороны России и Беларуси. Это не только потеря денег, но также вызывает недовольство наших партнеров. В связи с этим как государственные органы, так и КТЖ вынуждены принимать различные решения, чтобы обеспечить потребности в перевозке собственных экспортеров и импортеров. Однако не всегда удается найти эффективное решение, и это вызывает серьезную критику, которая во многих случаях является обоснованной. Я хочу отметить, что эта проблема похожа на "черного лебедя"  неожиданное и непредсказуемое событие",  подчеркнул он.

Если же говорить о направлении Север – Юг, то мы предусмотрительно реагировали на него и построили порт Курык и железную дорогу. Сегодня Казахстан имеет возможность увеличивать транспортные возможности на Серединном коридоре благодаря тому, что заранее приняли необходимые меры. Однако сейчас КТЖ стало достаточно сложно справляться с этими потоками. Построение новой магистрали на Мойынты, обход Алматы и выход на Узбекистан должны значительно увеличить наши возможности по перевозке, но для этого требуется точное планирование и решение 74 задач на сумму 1,4 трлн тенге. Это включает определение места строительства станций, создание путей и вторых путей и так далее, резюмировал Юрий Лавриненко.

Председатель правления ТОО PTC Holding Тимур Карабаев рассказал о результатах работы компании. В этом году, по его данным, компания впервые испытала вкус рынка Юго-Восточной Азии. Это привлекательный пример. Сегодня уже состоялись первые поставки из Южной Кореи в Казахстан через альтернативный маршрут, когда контейнер доставляется до порта Поти (Грузия), откуда организуют железнодорожные перевозки до Алматы. Время транзита и тарифы оказались очень конкурентоспособными.

"Глава государства говорит о необходимости развивать транспортные маршруты. Это отличная возможность для Казахстана использовать свой транзитный и экспортный потенциал, однако при использовании черноморского маршрута грузоотправители сталкиваются с проблемой высокой цены. Можно, конечно, стимулировать понижение тарифов и т. д., но это должны быть рыночные механизмы. Когда перевозишь груз через Черное море, а возвращаешься обратно в Казахстан без груза, это очень дорого. Однако когда появляется, например, грузовая база из Юго-Восточной Азии, которая должна пойти в Казахстан и Центральную Азию, обратно порожнего хода нет. И это значительно меняет структуру маршрута, потому что до сегодняшнего дня мы рассматривали черноморский маршрут как транзитно-экспортный коридор, а теперь мы можем рассматривать его и как импортный. На мой взгляд, эта возможность появилась вовремя, с учетом выхода мира из пандемии и других геополитических событий. Казахстану просто необходимо использовать этот маршрут эффективно в обе стороны",  подчеркнул Тимур Карабаев.

Также в своей речи он обратил внимание на то, что тарифы на перевозку контейнерами в Казахстане на данный момент не являются конкурентоспособными. Он отметил, что тарифные условия КТЖ являются самыми низкими на всем протяжении железной дороги 15-20. Сравнивая с другими странами, такими как Россия, Узбекистан и Кыргызстан, стоимость перевозки в Казахстане оказывается самой низкой.

"Это проблема, о которой нельзя молчать. Невозможно работать в убыток, находясь ниже себестоимости. Необходимо установить справедливые тарифы, что может означать либо снижение существующих тарифов для контейнерной перевозки, либо повышение универсальных тарифов до уровня контейнерных. Только в таком случае грузы не будут убыточными. Хотя многие могут считать тарифы высокими и дорогими, структура производства показывает, что низкие тарифы приводят к стоянке и ограничению производства. Пример, что вместо 1000 единиц продукции компания производит только 100 из-за ограниченной возможности выводить их на рынок",  отметил Карабаев.

По его мнению, есть выбор поехать по справедливому тарифу, который позволит национальной компании получать доходы, необходимые для обновления парка локомотивов, закупки дизельного топлива и установления рыночных зарплат для сотрудников. В целом он выделил проблему справедливости тарифов как самую значимую на данный момент.

Председатель правления АО "НК "Актауский морской торговый порт" Абай Турикпенбаев поделился, что за последние 2-3 года количество нерабочих дней из-за штормового ветра и штормов увеличилось в среднем с 42 до 57 дней. Это значительное увеличение, что приводит к простоям продолжительностью около 2 месяцев в году.

"Однако, если перевести этот объем работы на контейнерные перевозки, мы сможем загрузить и отправить его менее чем за 24 часа. Таким образом, мы можем эффективно использовать уже имеющуюся инфраструктуру. В связи с этим мы заинтересованы в развитии контейнерных перевозок, особенно для мультимодальных грузов. Несмотря на некоторые особенности, связанные с экспортом сырья, уже имеются контейнеры, которые можно использовать для перевозки грузов. Наш экспорт составляют тяжелые грузы, требующие 20-футовых контейнеров, а импорт  объемные грузы, которые помещаются в 45-футовые контейнеры. Поэтому здесь надо решать этот вопрос",  сказал он.

Читайте по теме:

С 1 октября никто никуда не поедет – костанайский бизнес о проблемах с контейнерными перевозками

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться