"Токаев обеспечивает стабильность в регионе" – мнение политолога Бактыгулова

231

Кыргызстанский политолог оценил значение саммита ОДКБ в Бишкеке и роль Казахстана в укреплении безопасности.

"Токаев обеспечивает стабильность в регионе" – мнение политолога Бактыгулова Фото: предоставлено Шерадилом Бактыгуловым

Заседание Совета коллективной безопасности ОДКБ в Бишкеке, прошедшее 27 ноября в новой резиденции "Ынтымак Ордо", стало знаковым событием для региона. Лидеры стран приняли пакет стратегических документов, включая Антинаркотическую стратегию до 2030 года, и утвердили создание Информационно-аналитического управления, что значительно усиливает интеллектуальный потенциал блока. О том, почему Казахстан сегодня играет особую роль в поддержании регионального баланса, каким образом внешнеполитический курс Президента Касым-Жомарта Токаева влияет на атмосферу взаимодействия внутри ОДКБ и почему именно сейчас важны модернизация и диалог – мы поговорили с авторитетный политолог и директор Института мировой политики (Кыргызстан), Шерадилом Бактыгуловым.

Эксперт объясняет, почему "казахстанский кейс" доказывает, что участие в военном блоке может служить укреплению суверенитета, а не изоляции.

– Господин Бактыгулов, заседание СКБ ОДКБ прошло в новой резиденции "Ынтымак Ордо" – "Орде согласия". Насколько символично это название для нынешней повестки организации и внешнеполитического курса Казахстана?

– Действительно, слово "ордо" имеет несколько значений. Одно из них – ставка, но есть и другое, более глубокое: объединение или союз разных народов. "Ынтымак Ордо" – это символ согласия. ОДКБ также является организацией в Центральной Евразии, целью которой является обеспечение мира и безопасности. Содержание и направленность ОДКБ во многом определяются курсом стран-участниц. И здесь внешний курс президента Токаева является весьма весомым вкладом в развитие ОДКБ, в саму ее философию. Лидера Казахстана отличает важнейшая характеристика – последовательность слов и дел. Поиск согласия, а не конфронтация проходит "красной нитью" в его выступлениях с высокой трибуны Генассамблеи ООН, ШОС, ОДКБ и СВМДА. В мире наблюдается опасная тенденция к милитаризации: страны НАТО и даже "пацифистская" Япония наращивают военные бюджеты, стремясь увеличить расходы до 2% ВВП. На этом фоне позиция Казахстана звучит отрезвляюще: нет смысла наращивать "военные мускулы" ради мнимого господства. Надо договариваться ради процветания. В приоритете ОДКБ во многом благодаря последовательности президента Токаева остается именно политическое решение конфликтов.

– Казахстан последовательно отстаивает принципы неделимости безопасности и соблюдения международного права. Насколько эта позиция помогает ОДКБ сохранять баланс в период геополитических потрясений?

– ОДКБ действительно оказалась в центре турбулентности. Армения заморозила участие, в адрес организации звучат совершенно необоснованные обвинения – вплоть до того, что ее представляют едва ли не "жандармом региона". Это не соответствует действительности, и во многом благодаря Казахстану.

Казахстан заслужил авторитет в мире как надежный, предсказуемый и миролюбивый партнер. Он обладает репутацией миролюбивого, предсказуемого и ответственого партнера. Эта взвешенная политика положительно сказывается на деятельности всего блока. На фоне того, что внутри любой международной структуры всегда есть "ястребы" и "горячие головы", взвешенная политика Астаны сдерживает резкие предложения и удерживает организацию в рамках ее мандата. В этих условиях позиция Казахстана является тем самым каналом, который направляет разные идеи в созидательное русло, обеспечивая соблюдение баланса и не позволяя организации стать инструментом агрессии.

– Казахстан и Кыргызстан недавно вывели свои отношения на уровень союзничества. Как этот двусторонний уровень доверия между лидерами – Касым-Жомартом Токаевым и Садыром Жапаровым – влияет на общую атмосферу в ОДКБ?

– Между лидерами Казахстана и Кыргызстана действительно сложились прекрасные дружеские отношения. Но я бы поставил вопрос шире: у Казахстана очень хорошие отношения со всеми странами – членами ОДКБ и со всеми соседями региона. Именно такой подход лидера Казахстана влияет на общую атмосферу в ОДКБ.

Президент Токаев в этом смысле действительно напоминает мудрого аксакала: ему доверяют, его уважают за прагматичность, выдержку и последовательность. Опасения о "конкуренции" Казахстана и Узбекистана давно ушли в прошлое. Наоборот, именно гибкая политика Астаны помогает Центральной Азии "раскрываться" и становиться зоной устойчивого развития.

Так что да – Токаева вполне справедливо можно назвать фактором стабильности, который оказывает позитивное влияние и на атмосферу внутри ОДКБ, и на регион в целом.

– Президент Токаев регулярно поднимает тему новых угроз: кибербезопасности, биологических рисков, наркотрафика. Насколько Казахстан продвигает модернизацию ОДКБ в этой сфере?

– Казахстан не просто обозначает угрозы – он делает конкретные предложения. И в многосторонних, и в двусторонних форматах лидер Казахстана продвигает инициативы, которые учитывают реальные возможности стран и мандат каждой организации. Это позволяет избежать дублирования и обеспечивает практический эффект.

В подходах президента Токаева прослеживается целостный взгляд. Он предлагает решения, полезные для всех сторон, а не только для одной страны. Для этого нужны не просто политическая мудрость, но и политическое мужество – потому что реформы всегда вызывают критику. Но именно такой ответственный подход делает Казахстан драйвером модернизации ОДКБ. Мужество нужно, чтобы не идти на поводу эмоций и верно определять коренные интересы страны, отличая их от популистской критики.

Решение о создании информационно-аналитического управления в структуре секретариата – это практическая реализация его призывов к усилению прогнозирования. Новая структура позволит осуществлять комплексный мониторинг ситуации в зоне ответственности ОДКБ, что критически важно в эпоху информационных войн.

– Фактор Афганистана остается одним из ключевых вызовов. Насколько координация спецслужб в формате ОДКБ действительно помогает странам защитить свои границы?

– Ситуация на юге остается сложной. Афганистан – это сотни незаконных вооруженных формирований, которые не признают ни законы, ни международное право. В таких условиях координация – не роскошь, а необходимость. Когда угрозы приходят извне, одной стране сложно справиться с ними в одиночку.

Казахстанцы хорошо помнят трагические уроки прошлого, большинство из них совершили граждане, попавшие под влияние разрушительных идеологий извне. Поэтому принятие Антинаркотической стратегии и координация спецслужб – это жизненная необходимость. Это позволяет своевременно выявлять угрозы и эффективно противостоять дезинформации. ОДКБ дает возможность задействовать несколько каналов одновременно, что повышает эффективность выявления рисков и противодействия радикализации.

– Президент Токаев подчеркивает связь безопасности с экономическим развитием. Можно ли говорить, что укрепление ОДКБ повышает инвестиционную привлекательность региона?

– Безусловно. Как говорят, "деньги любят тишину". Добросовестный инвестор приходит надолго. Он создает рабочие места, приносит технологии, платит налоги. А вот вооруженные конфликты, нестабильность и хаос притягивают лишь тех, кто хочет "поиграть в мутной воде".

Поэтому "зонтик безопасности" ОДКБ – это очень четкий сигнал инвесторам: здесь можно работать, здесь страны стремятся к стабильности. Саммит в Бишкеке, где лидеры продемонстрировали единство, усиливает этот сигнал.

– Казахстан одновременно активно участвует в ОДКБ и сохраняет конструктивные отношения со всеми глобальными центрами силы. Насколько важен этот казахстанский кейс для имиджа организации?

– Это важнейший пример. Кейс Казахстана показывает, что ОДКБ – не агрессивный блок, а силы самообороны. Здесь нет диктата одной страны. Более того, членство в организации позволяет решить три фундаментальные задачи.

Первая – дать соседям гарантию, что Казахстан не нападет на них.

Вторая – получить такие же гарантии от соседей.

Третья – обеспечить поддержку партнеров, если на Казахстан пойдут войной.

Вот это и есть современная формула суверенитета. Поэтому казахстанский опыт очень ценен: он доказывает, что участие в ОДКБ не ограничивает внешнюю политику страны, а, наоборот, укрепляет ее самостоятельность и вес на международной арене.

– Казахстан демонстрирует уникальный пример: будучи активным членом ОДКБ, страна сохраняет конструктивные отношения со всеми мировыми центрами силы. Насколько этот "казахстанский кейс" важен для имиджа всей организации?

– Это отличное наблюдение. "Казахстанский кейс" наглядно показывает, что ОДКБ не собирается нападать на третьи страны. Он доказывает, что это, прежде всего, силы самообороны и что в организации не существует диктата одного "старшего брата".

Более того, участие в ОДКБ позволяет решить триединую задачу, которая является основой суверенитета: дать гарантии соседям о ненападении, получить от них такие же гарантии и заручиться поддержкой союзников на случай внешней агрессии. Казахстан блестяще решает эту задачу. Поэтому казахстанский опыт очень ценен: он доказывает, что участие в ОДКБ не ограничивает внешнюю политику страны, а, наоборот, укрепляет ее самостоятельность и вес на международной арене.

– Если подытожить: каким был главный итог бишкекского саммита?

– Организация показала, что она развивается, адаптируется, реагирует на новые угрозы. Был принят пакет документов, определяющих дальнейшую работу. Назначен новый генеральный секретарь. Но главное – подтверждена приверженность политическому пути, диалогу и поиску решений, которые полезны всем.

И здесь роль Казахстана – ключевая. Благодаря последовательной политике президента Токаева ОДКБ сохраняет баланс и остается инструментом безопасности, а не конфронтации.

Читайте по теме:

Политолог – о реформах Токаева: сделан важный прецедент для других стран

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться