Согласно выводам международного издания The Times of Central Asia, которое с 1999 года специализируется на углубленном анализе экономики и политики региона, Казахстан был признан единственной "сформировавшейся региональной средней державой" в Центральной Азии. Этот статус основан на экономической устойчивости, дипломатическом влиянии и институциональной стабильности страны. В контексте этих экспертных оценок Ильгар Велизаде, политолог, публицист, доктор философии по экономике и руководитель клуба политологов "Южный Кавказ" (Азербайджан), анализирует роль Астаны в обеспечении устойчивости Транскаспийского коридора (ТМТМ). Его взгляд важен, поскольку Транскаспийский маршрут (Срединный коридор) является ключевым элементом трансконтинентального Тюркского коридора, пролегающего через Казахстан, Азербайджан и Турцию. Велизаде объясняет, почему многовекторный курс президента Касым-Жомарта Токаева является стратегической гарантией стабильности и развития для всего тюркского мира.
– Казахстан признан единственной "консолидированной средней державой" в Центральной Азии, что основано на его экономической устойчивости и дипломатической активности. С точки зрения Азербайджана, который является ключевым звеном Транскаспийского маршрута, как политическая и, главное, экономическая устойчивость Казахстана влияет на долгосрочную, прогнозируемую надежность всего коридора?
– Казахстан является важным, я бы сказал, важнейшим государством своего региона практически по всем параметрам. Это самое крупное государство по территории, это самая большая и наиболее диверсифицированная экономика, а также наиболее ресурсообеспеченная страна региона. Естественно, то, что происходит в Казахстане, и та политика, которую проводит казахстанское политическое руководство, она так или иначе влияет на тенденции, наблюдаемые не только в Центральной Азии, но и за ее пределами.
Для Азербайджана Казахстан – это не просто надежный, прогнозируемый партнер. Это еще и ворота в Центральную Азию в полном смысле этого слова, и ворота в Китай. Поскольку Казахстан – единственная страна Центральной Азии, которая граничит с Китаем и имеет выход к Каспийскому морю, реализация Транскаспийского транспортного маршрута (ТМТМ) без него практически невозможна. Для Азербайджана ТМТМ является наиболее важной транспортной артерией, которая соединяет различные географии и повышает транзитный потенциал самой страны.
В этой связи политика, которую проводит президент Касым-Жомарт Токаев, полностью соответствует интересам и чаяниям Азербайджана, как государства и азербайджанского народа. Казахстан является для нас близкой, братской и соседней страной, одним из немногих институциональных союзников Азербайджана. Его лидер, как показали события последних лет, может успешно справляться с трудностями, вызовами и кризисами, выходя из них окрепшей и состоятельной страной. Это важнейшее условие для реализации нашей долгосрочной внешнеполитической стратегии в направлении Центральной Азии.
– Президент Токаев активно продвигает ТМТМ, в том числе через цифровизацию и модернизацию инфраструктуры. Какие конкретные инициативы, выдвинутые Астаной, Вы считаете наиболее ощутимым вкладом в повышение конкурентоспособности Транскаспийского коридора?
– Президент Казахстана был одним из тех, кто инициировал предметную работу над цифровизацией этого маршрута. Он активно выступает за создание современных логистических центров и предлагает новые решения по "расшивке" узких мест. Эти инициативы перекликаются с процессами внутри Казахстана, который сегодня является очень динамично развивающейся цифровой державой.
Глава государства в своем последнем обращении к нации отмечал, что Казахстан должен стать цифровой страной. Поэтому синхронизация деятельности портового хозяйства Казахстана и Азербайджана и цифровизация Срединного маршрута являются важнейшим условием для эффективного обслуживания растущего грузооборота в рамках этого проекта.
– Многовекторная внешняя политика Казахстана позволяет ему быть мостом между Востоком и Западом. С позиции Азербайджана, насколько эта многовекторность, проводимая президентом Токаевым, является стратегической гарантией того, что Транскаспийский маршрут останется открытым, нейтральным и защищенным от втягивания в конфронтационную геополитическую повестку?
– Многовекторная политика казахстанского государства выражается в конкретных делах и проектах. Мы видим, что сегодня Казахстан является местом, где интересы различных государств не сталкиваются, а пересекаются. Это очень важно.
Фактически Казахстан диктует условия для внешних игроков – не в буквальном смысле, а в том, что он является инициатором активной коммуникации и процессов по формированию климата взаимопонимания и стабильности. Новая модель казахстанского государства – это модель, интегрированная в систему региональных и международных отношений таким образом, чтобы реализовать свой потенциал посредством активного диалога с соседями.
Для Азербайджана важно иметь устойчивые связи с такой страной, от которой не исходят угрозы и риски, которая не является центром дестабилизации или полигоном для геополитических баталий. Этого удалось избежать, потому что президент Токаев – многоопытный дипломат, который прекрасно ориентируется в бурных водах мировой политики. Он знает, где рифы, где неспокойные течения, и, как уверенный капитан, ведет свой корабль в этой обстановке исключительного волнения в международных делах.
– Сотрудничество Баку и Астаны становится примером успешного горизонтального партнерства "средних держав" Евразии. В чем заключается синергетический эффект этого союза, особенно в контексте безопасности?
– Сотрудничество Баку и Астаны – это пример успешного взаимодействия самодостаточных средних держав. Они уважают интересы друг друга, не стараются навязать свою линию и являются не ведомыми, а ведущими странами своих регионов.
Наш союз был скреплен многовековой дружбой, которая проявляется и в политике. Показательным примером стало то, как Казахстан, будучи союзником Армении по ОДКБ, занял очень четкую позицию в отношении поддержки территориальной целостности Азербайджана и выступал за решение карабахского конфликта в рамках международного права. Это было сделано деликатно, но принципиально, что демонстрирует суть многовекторности.
Азербайджан и Казахстан являются ключевыми странами своих регионов и выполняют роль своеобразных мостов между Центральной Азией и Южным Кавказом. Сегодня это способствует формированию более комплексного региона, где наши названия произносятся почти слитно. Этому способствуют личные дружеские отношения между лидерами и, что очень важно, связи в области безопасности. Мы не хотим втягиваться в противостояние глобальных центров силы и даем понять, что наше взаимодействие не направлено против кого-либо.
– Насколько Вы считаете перспективной идею создания более широкого формата сотрудничества, который бы объединил страны Центральной Азии и Южного Кавказа?
– Идея создания широкого формата сотрудничества подтверждена практикой. Мы видим исключительное понимание, единогласие в отношении целей и полностью совпадающие позиции по всем ключевым аспектам внешней политики между Баку и Астаной.
Более того, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предлагает включить Азербайджан в качестве постоянного члена в формат лидеров центральноазиатских стран. То есть не просто продолжать формат "Ц5+1" с участием Азербайджана, а создать такую большую центральноазиатскую шестерку. Это будет интегрировать интересы Центральной Азии и Южного Кавказа.
Перспективы открываются огромные, особенно если мирная повестка, реализуемая на Южном Кавказе при активном участии Азербайджана, будет воплощена в полной мере. Тогда интересы наших стран будут переплетены в единое целое, что позволит нам с большим оптимизмом смотреть в завтрашний день.
Читайте по теме:
К Азербайджану и Казахстану приближается беспрецедентная угроза