Транспортники газуют за субсидии

Изношенность павлодарского автопарка составляет 60%. 

Транспортники газуют за субсидии

В Павлодаре на площадке региональной Палаты предпринимателей обсудили проблемы в сфере перевозки пассажиров. Министерство индустрии и инфраструктурного развития и транспортники подняли несколько вопросов, которые актуальны для всех регионов страны: тарифная политика,  субсидирование из средств местного бюджета нерентабельных маршрутов.  

Схожие проблемы

Летом прошлого года была принята комплексная программа (дорожная карта) развития пассажирских автобусных перевозок на 2018-2020 годы, цель которой в создании благоприятных условий для эффективного функционирования сферы автоперевозок. 

Руководитель Управления автотранспорта Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Талгат Оспанов поднял проблему тарифа на автобусные перевозки. По его информации, в среднем по республике справедливая стоимость одной поездки в автобусе составляет 150 тенге. В Павлодаре эта цена составляет 80 тенге, в Экибастузе – 65 и в Аксу – 70 тенге.

"Мы понимаем, что общественный транспорт связан с социальным аспектом, с другой стороны, перевозчик несет убытки. Поэтому в декабре было инициировано письмо во все акиматы области, чтобы начали активно субсидировать городские перевозки. Однако в Павлодаре, Экибастузе социально значимые маршруты до сих пор не обозначены", – отметил спикер.

Тему поддержал президент областной ассоциации "Союз транспортников" Василий Рудаков, заметив, что очень тяжело идет работа с местной властью.

"Тариф 80 тенге был введен с 1 декабря 2017 года. Естественно, он не покрывает наши затраты, я дважды письменно обращался к акиму города в этом году. 10 апреля состоялось совещание в городском акимате, было сказано, что, возможно, рассмотрят тариф в следующем году".

Спикер отметил, что нет и комиссии по субсидиям. Если в Экибастузе она на стадии создания, то в Павлодаре данная тема даже не рассматривается. А вот в Аксу есть субсидии на экономически не выгодные, но социально необходимые маршруты. "Не было никаких исследований по социально значимым маршрутам. По нашим расчетам, таких наберется не менее шести-семи. Да, два последних года нам выделяют компенсации, но это не субсидии. В этом году нам выделили компенсации 305 миллионов тенге, в прошлом – 265 миллионов тенге. На местах подменяют значения компенсации и субсидии. Компенсация – это за проезд льготников. Про субсидии никто не говорит", – отметил г-н Рудаков.

У кого что болит

Директор частного ТОО "Павлодарский автокомбинат" Александр Панченко затронул на встрече несколько вопросов. В частности, он коснулся правил перевозки пассажиров и багажа, которые готовятся к выходу.

"По моему мнению, они не выдерживают никакой критики. Там есть один из пунктов – база предприятия, но не расшифровано. Не секрет, если не будет базы предприятия со всем комплексом, то даже сотня новых автобусов не продержится и одного года. Считаю, это очень серьезное нарушение. Договоры аренды, которые есть в этих правилах, не учитывают реалий сегодняшнего дня. Надо дать больше свободы перевозчикам при составлении договора аренды. Есть и такой момент, что в городе пассажиров должны перевозить автобусы только с двумя дверьми. Таким образом, выкидывается большая доля транспорта. Фактически 40% составляет доля автобусов малого класса. Такое недопустимо", – сказал он.

Затронул директор предприятия и тему тарифов на проезд, которые, по его мнению, не покрывают убытков предприятия. "Чтобы не потерять водителей, я был вынужден снизить арендную плату, повысить зарплату слесарям, потому что потеря их влечет серьезные последствия. Сейчас идет вопрос об электронном билетировании. Это еще 6% в "минусе" нашего дохода. На этом фоне никто не хочет и слушать о поднятии тарифа, а аргумент один: "Если бы вам было невыгодно работать, то вы бы не работали". Спикер отметил, что в таких условиях трудно говорить об обновлении автобусного парка, хотя частник, в отличие от муниципального предприятия, делает это на постоянной основе за свой счет.

Руководитель ассоциации считает, что обязательное электронное билетирование без субсидирования подведет как минимум два павлодарских автопарка к банкротству.

А вот руководители производственных предприятий, расположенных вдалеке от городских улиц, пожаловались на отсутствие автобусных маршрутов на восточную промзону. По словам директора ТОО "Технопром Текс" Нурбопа Касымова, занимающегося производством мягких полипропиленовых контейнеров (биг-беги), которые идут на экспорт, люди вынуждены добираться сюда пешком.  

"В этой зоне нет общественного транспорта, между тем здесь находится свыше 100 предприятий, люди на работу добираются пешком. Почему из тех денег, что мы платим в бюджет, эта часть не дотируется? А мы ежемесячно до пяти миллионов тенге налогов перечисляем. Этот вопрос поднимаем на протяжении 10 лет. Приходится нанимать автобус, он по всему городу едет, утром собираем, вечером развозим. Эти маршруты должны субсидироваться из городского бюджета, коли мы налоги платим", – отметил он.

Василий Рудаков подтвердил, что никто не хочет обслуживать маршруты в этой части города, не рентабельно.

"Если автобус пойдет до СЭЗ "Павлодар", то протяженность маршрута составит 21,6 км, рентабельность падает до нуля. Мы были готовы организовать маршрут в ту часть города по времени, но стоимость проезда 120 тенге. Предприятие своим сотрудникам компенсировать разницу не пожелало".

Разные взгляды

Как пояснил заведующий сектором пассажирского транспорта отдела ЖКХ акимата Павлодара Марат Асылбеков, последние три года тариф на проезд ежегодно поднимается на 10 тенге.

"В то время как в столице он не меняется четыре года". При этом он признал, что повышение связано прежде всего с требованиями ЕБРР. Дело в том, что трамвайное управление получило кредит от банка на покупку новой техники, и среди условий договора – ежегодное увеличение тарифа. Ну а автобусы уже пошли "паровозом".

Говоря о рентабельности, Марат Асылбеков заявил, что со стороны перевозчиков никаких расчетов не предоставлено. Коли нет документов, то их не рассматривают.

По словам чиновника, ориентируясь на потребности населения, а не перевозчиков продлеваются дачные маршруты.

"У нас нет, как в Экибастузе, отдельных сезонных перевозок. Для удобства пассажиров мы их продлеваем. В этот период на 95% горожане обеспечены прямым транспортным сообщением, только 5% с пересадкой".

Управляющий директор – директор департамента логистики и перевозок Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Рустан Дженалинов, подводя итоги встречи, отметил, что в адрес местных властей будет направлено обращение с предложением предусмотреть необходимые средства на субсидирование убытков перевозчиков в полном объеме в процессе корректировки бюджета, обеспечить деятельность тарифных комиссий, учесть предложения в правилах перевозок пассажиров.

Шолпан Абдрахманова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться