Тысячи инвалидов не знают о положенной им соцвыплате

Это казахстанцы, которые имеют инвалидность и продолжают официально работать.

Тысячи инвалидов не знают о положенной им соцвыплате Фото: Наталья Зинченко

Жительница Павлодара дошла до Верховного суда и создала прецедент. Она доказала: работающие казахстанцы, получившие инвалидность до 2005 года, имеют право на выплаты по утрате трудоспособности, передает inbusiness.kz.

Речь идет не о частном случае, а о системной проблеме, которая затрагивает многих казахстанцев с инвалидностью.

По данным департамента комитета регулирования и контроля в сфере социальной защиты населения, только в Павлодарской области проживают 10 238 человек с инвалидностью, установленной до 2005 года. Часть из них имеют бессрочную группу.

Среди них – Елена Юрченко, инвалид первой группы с 1997 года. Женщина передвигается на коляске, при этом с 2006 года она официально работает и честно платит социальные отчисления.

В 2023 году Елена обратилась в госорганы, чтобы ей установили УОТ – утрату общей трудоспособности. Это статус, который позволяет получать работающим инвалидам дополнительную выплату от государства.

Как инвалид I группы Елена уже получает государственное пособие. Но при установлении утраты трудоспособности она также имеет право на дополнительную социальную выплату как участник системы обязательного социального медстрахования. Социальная выплата по утрате трудоспособности назначается тем гражданам, за которых в течение как минимум двух лет до установления УОТ производились социальные отчисления.

"Вы стали инвалидом в 1997 году, а закон был принят в 2005-м. Значит, вам ничего не положено. Вы "опоздали" на 8 лет", – заявили чиновники.

Возник парадокс: если состояние здоровье ухудшилось, даже казахстанцам, впервые получившим инвалидность больше 20 лет назад, УОТ устанавливали. Казахстанцы, получившую бессрочную группу инвалидности до 2005 года фактически лишились возможности установить утрату трудоспособности. Из-за такой трактовки тысячи казахстанцев оказались "невидимыми" для Фонда соцстрахования.

Так произошло и с Еленой. Чиновники посчитали, что раз инвалидность наступила давно, то и помогать не нужно. Елена не сдалась и пошла по судам и подала иск против департамента комитета труда, соцзащиты и миграции. Первый суд в Павлодаре встал на ее сторону. Чиновники подали апелляцию, и снова суд указал на то, что отказали Елене незаконно. Финальную точку поставил уже Верховный суд, признав, что чиновники неправильно трактовали закон и ограничивали права человека без всяких оснований.

"Суд считает, что такое положение дел не согласуется с буквой и духом закона, при этом в подзаконных актах усматриваются правовая неопределенность и правовой пробел", – сказано в решении суда.

В суде было доказано, что специалисты МСЭ путали два разных понятия: инвалидность и УОТ – это разные социальные риски. Пособие по инвалидности – одна выплата, а по потере трудоспособности – совсем другая, дополнительная. Елена – честный налогоплательщик. Уже 20 лет она платит взносы в Фонд соцстрахования, как и здоровые работающие казахстанцы. Раз она платит, как и все остальные, значит, имеет право получать помощь. Тем более, закон не запрещает помогать. Там нет ни одной строчки о том, что людям, получившим инвалидность в 90-х и раньше, нельзя назначить выплаты сегодня.

То есть, если инвалид сам зарабатывает на жизнь и трудоустроен официально последние 2 года, он имеет право на выплату по утрате трудоспособности, даже если справка об инвалидности выдана еще в прошлом веке.

"Это вопрос справедливости. Или мы все равноправные граждане, или нет. Например, пенсионный фонд у нас образовался в 1998 году, но это же не значит, что тем, кто вышел на пенсию до этого времени, можно пенсии не платить", – говорит Елена.

Единственное основание для отказа – отсутствие стойких нарушений здоровья. Например, если бы Елена волшебным образом выздоровела, что невозможно. В итоге выплату женщине назначили, также суд взыскал с госоргана 500 тыс. тенге за расходы на юристов.

Теперь тысячи казахстанцев, которые получили инвалидность до 2005 года, но продолжают официально работать, могут пойти по пути Елены. Размер выплаты зависит от их прошлого дохода, размера соцотчислений, процента утраты трудоспособности. И эта выплата бывает очень существенной.

При этом, как признают в департаменте комитета регулирования и контроля в сфере соцзащиты населения по Павлодарской области, в централизованном банке данных лиц, имеющих инвалидность, нет отчетов, позволяющих посчитать, сколько именно жителей региона имеют инвалидность без срока переосвидетельствования, установленную до 2005 года и УОТ. Нет даже такой статистики. В вышестоящем ведомстве, конечно, обещали уточнить информацию по другим регионам, но цифр так и не представили.

Помимо этого, есть еще одна категория казахстанцев, которые часто "остаются за бортом". Это инвалиды детства, достигшие 18 лет. Многие из них после совершеннолетия работают. Даже если это простая должность вроде вахтера, они также делают отчисления, но вот утрата трудоспособности у них не установлена. Поэтому нет и выплат, и некоторые молодые люди даже не знают, что выплаты им вообще положены.

Читайте по теме:

В Казахстане вводят больничный по массовому заболеванию, о котором не принято говорить

 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться