У России появились две новые беды

1465

К шринкфляции в РФ добавилась скимпфляция. Каждый из покупателей отныне почувствует себя обманутым.

У России появились две новые беды Фото: Canva

К шринкфляции в РФ добавилась скимпфляция. Каждый из покупателей отныне почувствует себя обманутым.

Как пишут российские СМИ, чтобы покупатели не заметили подорожания и продолжали покупать их товар, бизнес идет на разные ухищрения. Производители начали массово сокращать вес или объем продукта, передает inbusiness.kz.

Например, шоколад весом 200 грамм превратился в 180 г, а в упаковке йогурта вместо 200 мл осталось 180 мл. В российских магазинах больше литровых пакетов молока не встретишь, будет 900 мл, а то и все 800, сообщает портал V1.ru.

Чтобы скрыть уменьшение, производители меняют форму упаковки (например, делают дно бутылки выпуклым), используют более крупные коробки для меньшего количества товара или просто переходят на непрозрачную упаковку и без зазрения совести уменьшают количество содержимого.

Эта практика, известная еще с советских времен, называется "шринкфляцией" (в Америке именуется "даунсайзингом"). Она заключается в уменьшении веса, объема или количества штук товара в упаковке, при этом цена остается прежней или снижается незначительно. Термин образован от английских слов shrink (сжиматься) и inflation (инфляция).

Для потребителя это все равно означает скрытое повышение цены за единицу товара, поскольку при той же стоимости он получает меньше продукта.

Производители прибегают к "шринкфляции" как к крайней мере, чтобы компенсировать возросшие затраты на сырье, транспортировку и логистику, а также коммунальные платежи и налоги.

Помимо этого, многие российские производители сейчас экономят не только на объеме упаковки, но и на качестве продуктов. Таким образом, по данным "Газета.ру", вместе с шринкфляцией в РФ распространяется скимпфляция (от англ. to skimp – скупиться").

Этим термином называют процесс удешевления стоимости продуктов теперь уже за счет замены качественных ингредиентов более дешевыми аналогами.

"В России скимпфляция становится широко распространенной практикой. Если раньше вы покупали качественные и вкусные продукты питания любой марки, то сейчас вынуждены покупать низкокачественные по той же цене. Производитель, находясь под влиянием высоких издержек и слабого спроса, решил заменить качественные ингредиенты на низкокачественные и дешевые. Скимпфляция становится все более доминирующим элементом российского потребительского рынка. Она дополнила и усугубила уже существующие эффекты шринкфляции", – рассказал старший преподаватель Института международных экономических связей Илья Мосягин "Газете.ру".

По его словам, шринкфляция – сокращение объемов и веса продукции – была первым ответом российского бизнеса на рост издержек. Ну а замена качественных ингредиентов на более дешевые аналоги стала следующим этапом, и теперь скимпфляция будет массово охватывать российский рынок.

Ученый обратил внимание, что эта тенденция особенно заметна в пищевой промышленности и сфере общественного питания. Например, если раньше скажем, в лапше было 8 ломтиков мяса, то теперь их всего четыре или шесть – но нарезанных очень тонко.

Доля мяса в колбасных изделиях и полуфабрикатах значительно сокращается, его заменяют соей, костной мукой, крахмалом и другими добавками. Дорогие животные жиры заменяют растительными аналогами. Используются и другие уловки.

"Для потребителей скимпфляция опаснее, чем шринкфляция. Здесь пища теряет свою питательную ценность, и продукт, ранее полезный для здоровья, может внезапно оказаться вредным. Также меняются вкусовые характеристики", – отметил Илья Мосягин.

Когда это явление станет доминантным, российская продукция, скорее всего, станет синонимом некачественных товаров во всем мире. В конечном итоге ухудшатся стандарты потребления в РФ. Некачественная еда станет нормой почти для всех россиян.

Наиболее уязвимой категорией потребителей, как полагает эксперт, оказываются люди с низкими доходами, которые не могут себе позволить покупать продукцию премиальных марок, сохраняющих высокое качество. Мосягин рекомендовал гражданам обращать внимание на состав продуктов, а производителям напомнил, что замена ингредиентов менее качественными аналогами несет репутационные риски.

Российский бизнесмен Дмитрий Потапенко в интервью порталу Svoboda.org основными причинами распространения шринкфляции и скимпфляции назвал рост административной, налоговой, кредитной и финансовой нагрузки на бизнес. Инфляция бьет по всему ряду продуктов питания первой необходимости, по всем регионам России.

"Фундаментально влияет ключевая ставка ЦБ, которая остается высокой, из-за чего бизнес не может получить дешевые кредиты. К этому добавляется безудержный рост налоговой нагрузки. Производителям важно сохранить рентабельность. Но издержки стремительно растут. Поэтому они прибегают к универсальным методам. Например, в западных странах эти негативные явления не получили широкого распространения. Так как в европейских странах рост цен ниже и экономика иначе устроена, она ниже дает инфляционный толчок. В данном случае нужно говорить о нехватке рыночных механизмов в России. Конкуренция у нас деградировала", – пояснил эксперт.

Предприниматель посетовал на снижение господдержки малого и среднего бизнеса: около 80% всей государственной помощи предоставляется крупным агрохолдингам. Почему же тогда и крупные агрохолдинги наряду с мелкими российскими фермерами повышают цены или поддаются шринкфляции и скимпфляции?

Как объясняет российский экономист Наталья Зубаревич, несмотря на мощную поддержку государства, агрохолдинги также несут огромные убытки в условиях санкций и войны. К слову, РФ также сталкивается с нехваткой рабочей силы из-за масштабного набора в армию.

Относительно небольшое количество специалистов, оставшихся на рынке, требует повышения зарплаты. Кирилл Тремасов, советник председателя Банка России, заявил, что доходы россиян продолжают расти "очень быстрыми" для экономики темпами и с начала 2025 года средний размер зарплат увеличился не менее чем на 15%.

Кроме того, в результате массированных атак противника на российские нефтеперерабатывающие заводы, нефтехранилища и электростанции цены на бензин, дизтопливо, ГСМ и электроэнергию в России резко выросли.

Следовательно, у фермеров, агрохолдингов и других местных производителей постоянно увеличивается себестоимость продукции, и эта нагрузка в итоге ложится на плечи потребителя.

"Цены сельхозпроизводителей выросли в этом году в растениеводстве на 19%, животноводстве – на 9%. Почему? Потому что стоимость электроэнергии, тепла и пара – все, что используется, на 15% выросла, а тарифы на автоперевозку – на 22%. Производители заложили рост своих издержек в цены. Это плоды общей инфляции по всей экономике", – говорит российский экономист Зубаревич.

Эксперты напоминают, что с нового года в РФ базовая ставка НДС увеличивается с 20% до 22%. Это значит, что подорожает почти все, от бытовой техники до коммунальных услуг.

"Глава центробанка России Эльвира Набиуллина заявила, что абсолютно все факторы будут разгонять инфляцию. В том числе растущие расходы бюджета, военные расходы. Растущий дефицит бюджета, повышение НДС, утилизационного сбора, повышение тарифов монополий, ЖКХ, газ, электроэнергия – на 12–15%, в ряде регионов на 30%. Топливный кризис, рост цен на бензин на 12% с начала года... К концу года ценники взлетят на 15-20%, местами – еще выше", – прогнозирует российский экономист Владислав Жуковский. 

Кстати, Эльвира Набиуллина, выступая в Госдуме, заявила, что Россия может сорваться в кризис 90-х годов. Она пугает россиян главным жупелом гиперинфляции, долларизации, условными единицами и развалом финансово-экономической системы.

Читайте по теме:

Куда идут и как меняются отношения Казахстана и России

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться