Удастся ли министерским чиновникам решить проблему летнего бума на битум?

4928

Российские заводы готовы поставлять до 300 тысяч тонн битума.  

Удастся ли министерским чиновникам решить проблему летнего бума на битум?

Ежегодно с началом дорожно-ремонтных работ в стране возникает проблема с битумом. Кроме того, резко увеличивается и цена на него. На сегодня потребность в данном сырье обеспечивают четыре крупных производителя: Павлодарский нефтехимический завод, завод в Актау, Шымкенте и Алматинской области с суммарным объемом в идеале 1 млн тонн при потребности 1,1 млн тонн. Из них в республиканскую сеть необходимо 600 тыс. тонн, местная потребляет до 500 тыс. тонн битума. О причинах извечного дефицита, роста цены и путях выхода из дорожного аврала шел разговор на прошедшем недавно круглом столе в мажилисе парламента, сообщает inbusiness.kz.

Эх, дороги…

Спрос на битум связан с реализацией госпрограммы "Нурлы жол", в рамках которой с 2020 по 2025 год планируется реконструировать около 48 тыс. километров дорог, как республиканского, так и местного значения. Основные работы на дорогах страны начинаются в апреле, на юге – на месяц раньше. Поэтому в зимний период спроса на битум нет. Хотя заводы страны производят его ежемесячно, у них возникает проблема с затовариванием. Именно такая имеется на сегодня на Павлодарском нефтехимическом заводе, о чем сообщил вице-министр энергетики РК Асет Магауов. Дорожники и рады бы его закупить, но у них нет в зимний период на это финансирования и у многих нет хранилищ.

"Первую половину года битум никто не покупает, во вторую – поступают заявки, начинается финансирование его приобретения и начинается ажиотаж, с которым производственные мощности справиться не могут. Поэтому необходимо равномерное финансирование в течение года", – отметил вице-министр.

Необходимо понимать, что битум – продукт специфический. Зимой он застывает, отсюда и дороговизна транспортировки, сырье необходимо разогревать при погрузке. А это влияет на качество. В итоге далеко не каждый подрядчик может закупить и вывезти достаточно битума. Прежде всего отсутствует финансирование и нет хранилищ. Следовательно, производить большие объемы сырья заранее технологически невыгодно.

Шаги намечены

Чтобы разрешить проблему, с одной стороны, затоваренности, а с другой – нехватки битума, между МИИР и минэнерго в феврале был подписан график его поставок в разрезе областей на текущий год. Как пояснил вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Берик Камалиев, давальцы передают нефть заводам для переработки, затем трейдеры у давальца берут битум и устанавливают цену реализации для подрядчиков.

"Так вот эти самые трейдеры, перекупщики повышают цену на битум в строительный сезон с 90 тыс. до 250 тыс. тенге за тонну. Что мы предлагаем. Во-первых, в январе были внесены изменения по установлению предельных цен на реализацию в розницу нефтепродуктов, на которые установлено госрегулирование на бензин и дизтопливо. По такому же принцу должна регулироваться и цена на битум. Сейчас у дорожников нет средств на его покупку. Такая ситуация чаще всего возникает у переходящих объектов. Но для новых объектов возможность финансирования заблаговременная возможна", – отметил чиновник.

По его мнению, "КазАвтоЖол" и местные исполнительные органы вместе с давальцами должны осуществлять распределение объемов без трейдеров, а оплату битума должен осуществлять давалец подрядчику согласно месячной разнарядке.  Понятно, что у большинства подрядчиков в период "не сезона", нет средств, инфраструктуры для приобретения битума и его хранения.  В этом случае этот самый подрядчик должен найти трейдера и договориться с ним о цене заранее.

"А у нас все происходит по стандартной схеме: трейдеры приобретают битум, а в сезон накручивают цену. Так не должно быть. Следующий шаг  реализация битума через товарную биржу. Мы поддерживаем эту идею. Но на бирже цены должны идти на понижение с учетом дальнейшей реализации", – отметил Берик Камалиев.

В конце прошлого года казахстанскому министерству удалось договорить с минэнерго Российской Федерации о поставке около 300 тыс. тонн с Уфимского, Омского и Орского заводов.

"Есть приграничные области, которые всегда возили битум из России, речь о Западном Казахстане. Так что есть возможность вернуться к прежней схеме", – уточнил вице-министр.

На этот шаг чиновников подтолкнул тот факт, что компания "Казахбитум" из Шымкента завозит гудрон дорогой. В результате, по информации вице-министра, битум уже стоит 150 тыс. тенге, притом что максимально установленная цена в строительный сезон – 120 тыс. тенге.

Как будто все точки расставлены. Лето покажет, насколько удастся продвинуться в решении многолетней проблемы.

Марина Попова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться