Урбанизация приводит к гибели людей?

4501

Как исправить ситуацию с безопасностью, обсуждали специалисты и представители властей на онлайн-форуме "Магистраль", посвященном вопросам травматизма людей на железных дорогах страны.  

Урбанизация приводит к гибели людей?

Почему гибнут люди на железных дорогах страны и как снизить риски травм – вопрос, который обсуждали представители КТЖ, эксперты в области железнодорожного транспорта, сотрудники полиции и представители городских властей на онлайн-форуме, сообщает корреспондент inbusiness.kz.

Главные выводы, которые можно сделать по итогам дискуссии: для сохранения жизней необходим целый комплекс мер, включающий в себя и ужесточение наказания за нарушения правил безопасности, и усиление профилактической работы с населением.

Урбанизация населения лишь усугубляет проблему, ведь исторически сложилось так, что крупнейшие железнодорожные магистрали проходят вблизи населенных пунктов и через крупные города, а увеличение транзитных перевозок и пассажиропотока неизбежно ведет к тому, что возрастают риски как для населения, проживающего у железной дороги или вынужденного пересекать пути, так и для железнодорожной отрасли страны.

"Меня очень сильно тревожит, что проблема с безопасностью на железных дорогах остается актуальной, – рассказал общественный деятель Мурат Абенов. – Иногда мне кажется, что разные государственные органы, различные структуры просто уходят от темы безопасности и тема остается "бесхозной". Конечно, обвинять в этом только железную дорогу нельзя, проблема складывается из целого комплекса факторов и, как правило, начинает обсуждаться после трагедий, когда находят и наказывают "крайних" и не видят причин, которые можно было бы устранить, чтобы избежать этого. До сих пор непонятно, где граничат зоны ответственности полиции, местных акиматов, железной дороги? Сейчас стоит важная задача, нужно определиться, как решать эти проблемы. Но при этом я не хочу снимать ответственность с самих граждан, которые игнорируют или сознательно нарушают требования безопасности. Трагедии не случайны!"

Безрадостная статистика гибели людей на железнодорожных путях, к сожалению, ежемесячно пополняется новыми цифрами. Данные полиции говорят о шокирующих фактах, когда из-за элементарного пренебрежения правилами безопасности на железной дороге гибнут дети. Но, пожалуй, самой резонансной трагедией на ЖД переезде стал случай 2019 года, когда у станции Шамалган погиб водитель автобуса, в который врезался поезд. Как правило, к трагедиям подобным этой, приводит целая совокупность факторов, главным из которых является человеческий. Руководители КТЖ, побывавшие на переезде после трагедии, просто ужаснулись ситуацией, творившейся на этом загруженном пересечении автомобильной и железнодорожной трасс. Из-за огромного трафика казахстанские водители просто игнорировали сигналы светофора, установленного на переезде, и пересекали рельсы, не давая автоматике закрыть переезд. При этом водители большегрузных автомобилей из других стран строго соблюдали ПДД и не пересекали пути до того момента, пока переезд не освободят предыдущие авто. Именно отсутствие культуры водителей и игнорирование ими правил рано или поздно приводит к трагедии.

Одной из мер решения проблемы должно стать ужесточение наказания за нарушения правил как для водителей, так и для пешеходов, переходящих железнодорожные пути в неположенных местах. С начала года за переход ЖД в неположенном месте к ответственности было привлечено уже более 23 000 человек, которым было вынесено предупреждение или выписан штраф в размере 3 МРП. Как считает руководитель отдела профилактики правонарушений управления административной полиции Кайрат Ахмурзаев, в большинстве случаев в инцидентах виноваты сами граждане, нарушающие правила, но иногда люди вынуждены переходить железнодорожные пути, так как там попросту нет оборудованных переходов, мостов, не установлено никаких знаков.

"Сотрудники департамента транспортной полиции постоянно проводят профилактические беседы с населением. Совместно с сотрудниками КТЖ мы проводим лекции в школах, которые находятся в близи ЖД. Такие лекции для детей мы проводим и непосредственно на железной дороге, объясняя им правила, и показываем места, где можно и где нельзя переходить через пути", – рассказал Кайрат Ахмурзаев. 

На сегодняшний день самыми проблемными по безопасности на железной дороге регионами являются города Алматы, Уральск, Шымкент, Караганда и Тараз. И это, скорее всего, связано не с загруженностью движения поездов, а с несознательностью граждан. В качестве примера можно привести станцию Луговое, достаточно крупный железнодорожный узел в Жамбылской области, где нулевая статистика по наездам на людей. Здесь большинство населения села имеют прямое или косвенное отношение к железнодорожной отрасли и, как следствие, понимают всю ответственность и последствия нарушения правил.

Проблемой детского травматизма на железной дороге обеспокоены и депутаты мажилиса. Депутат Ирина Смирнова, принимавшая участие в онлайн-дискуссии, считает, что проблемам безопасности в школах не уделяется должное внимание. Ведь возникает резонный вопрос, насколько знакомы с темой железных дорог педагоги, ведущие в школах уроки по обеспечению безопасности жизнедеятельности?

Санжар Казиев, член Совета Ассоциации урбанистов Казахстана, считает важным анализировать развитие городской среды для грамотного проектирования безопасных переходов, чтобы учитывать потребности людей, создавая переходы в удобных населению местах.

Но главным выводом дискуссии стало понимание, что для решения проблем должен применяться комплексный подход. Местные органы исполнительной власти совместно с железнодорожниками должны не только своевременно реагировать на меняющиеся реалии, но и заранее планировать строительство новых переходов, пешеходных и автомобильных мостов. Необходимо переформатировать совместные усилия с министерством образования и министерством информации по профилактике и информирования населения страны, в том числе и в популярных у молодежи форматах в социальных сетях. Кроме того, считают специалисты, необходимо значительно ускорить техническое переоснащение железнодорожных переездов и обеспечить наиболее проблемные участки комплексами видеонаблюдения и фиксации правонарушений "Сергек". Только такие совместные усилия вкупе с ужесточением наказания для нарушителей помогут в решении задачи с обеспечением безопасности на железной дороге.

Максим Морозов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться